30
31
IfilftWV^y;-Испытывает «За рулем»В минувшей пятилетке ижевские автомобилестроители создали на базе выпускаемого ими «Москвича—412» модификацию, получившую обозначение ИЖ — 2 125 . По замыслу конструкторов новинка должна была сочетать преимущества седана и универсала и расширить возможности применения автомобиля. Такую машину называют комбинированной, а сокращенно — «комби». С ней уже познакомились многие автолюбители и высказали в письмах, адресованных на завод ив журнал «За рулем», свои впечатления, предложения, замечания. К ак уже стало доброй традицией, завод-изготовитель предоставил редакции ИЖ — 2 125 для изучения и проведения теста, чтобы оценить его с точки зрения потребителя. Машину мы взяли прямо с конвейера и только перед дорогой в Москву проверили затяжку болтов и гаек, крепящих основные агрегаты. Точно такой же автомобиль предлагают в магазине покупателю. С момента получения в сентябре прошлого года до января нынешнего наш ИЖ — 2 125 прошел около 10 000 километров, что уже позволяет высказать некоторые соображения. Какими критериями руководствоваться? Сейчас, когда мы вступили в десятую пятилетку, пятилетку эффективности и качества, очевидно, надо, оценивая достоинства той или иной модели, придирчиво подойти ик тем узлам и деталям машины, которые не удовлетворяют потребителя — создают ему затруднения, неудобства. Надеемся, что высказанные здесь замечания, основанные на опыте эксплуатации не только редакционной, но и других машин (о котором сообщили в своих письмах читатели), помогут заводу и его смежникам усовершенствовать автомобиль и, значит, полнее удовлетворить возросшие запросы автолюбителей. Путь к решению этой задачи явен — скорейшее использование уже найденных удачных конструктивных решений и разработка новых идей на основе последних достижений науки и техники. Как всегда, мы обращаем материал испытаний не столько к заводу, сколько к автолюбителям, стремясь помочь им быстрее и лучше освоить новую машину. Речь пойдет в первую очередь о том, что отличает «Комби» от базового седана. Но не только об этом, а еще об автомобиле в целом. Грешно не воспользоваться испытаниями и не сказать, чего ждет автолюбитель от ижевских «москвичей» вообще. Начнем, естественно, с кузова, ибо он основа новой модификации. Чтобы машина отвечала своему назначению — перевозить грузы относительно больших размеров, ижевцы совершенно переделали ее заднюю часть. Удлинив крышу и покато наклонив верхнюю часть задней стенки кузова, они придали всему автомобилю своеобразный профиль и увеличили объем багажного отделения. Д ля облегчения загрузки сделана большая открывающаяся вверх пятая дверь, а для удобства размещения багажа и более крупных предметов заднее сиденье складывается. В результате тыльная сторона спинки становится как бы продолжением полачем на самом деле, — из-за щитков не используется внутренний объем крыльев. Хорошо сделана дверь багажника. Стоит нажать на замок — и она сама (под действием торсионов) открывается вверх. Кстати, замок прикрыт оригинальным резиновым чехольчиком, предохраняющим механизм от воды и пыли. Даже в самые большие морозы он ни разу не замерзал, к ак частенько случалось с замком боковой двери.НА ПЯТИДВЕРНОМ ИЖебагажника, способного принять, например, телевизор, газовую плиту, средний холодильник весом до 200 кг. Запасное колесо хранится в своем отделении, расположенном под полом, в котором сделан люк. Кроме колеса там помещается домкрат, набор инструментов, другие вещи, которые всегда надо иметь в пути: запасные части, треугольник и др. Т акая компоновка, к сожалению, страдает одним недостатком: чтобы достать запасное колесо, приходится разгружать багажник. Об этом не надо забывать, и все мелкие вещи лучше заранее укладывать вместе, в один ящик или пластиковый мешок. Багажное отделение у «ИЖ-комби» в отличие от универсалов отделено сверху (на уровне-хпинки сиденья) съемной полкой, состоящей из двух частей. На нее тоже можно ставить вещи, общим весом до 15 кг. Полка и пол выстелены ворсистым материалом, а внутренние полости крыльев, образующие боковые стенки багажника, закрыты щитками, оклеенными тем же кожзаменителем, что идет на отделку салона. Все это придает задней части кузова опрятный и красивый вид. Правда, надо сказать, что на первый взгляд багажный отсек кажется более вместительным,Эту маленькую, но весьма полезную деталь стоит применить и на других наших машинах с такими кузовами. К ак одно из больших достоинств «Комби» отметим удачный выбор угла наклона задней стенки кузова, обеспечивший машине благоприятные аэродинамические качества. Во-первых, улучшилась по сравнению с седаном устойчивость на больших скоростях. Это заметили не только мы, но и некоторые водители, имевшие раньше «Москвич—412». Во-вторых, з адняя стенка и, что самое главное, ее стекло остаются чистыми при движении по любым дорогам (нам не раз завидовали шоферы универсалов, вынужденные в пути частенько протирать, а то и отмывать заднее стекло). Объяснение просто: встречный поток воздуха на «ИЖкомби» не срывается резко с кромки крыши, а скользит по задней стенке, не создавая больших завихрений и, стало быть, разрежения. Благодаря этому отработавшие газы, пыль и водяные брызги, поднятые колесами, не очень стремятся подняться вверх и проникнуть в салон. Кроме того, их путь достаточно надежно перекрыт уплотнителями задней двери. Во всяком случае, пыли на вещах в багажнике нашей машины было не больше, чем в любой из других марок. Поскольку заднее стекло «Комби» не обеспечивает достаточной обзорности (оно меньше, чем у седана), на передних крыльях установлены два зеркала заднего вида оригинальной конструкции. Они позволяют довольно хорошо видеть, что делается слева и справа от машины, .и травмобезопасны для пешехода, так как при ударе складываются назад. Но, к сожалению, эти зерка-А вот когда садимся в автомобиль, сразу, к сожалению, чувствуем тесноту. Водителю среднего роста (уж не говоря о высоком), привыкшему к «спортивной» посадке (когда руки лежат на руле почти прямые), не удается занять такую позу, потому что ход сиденья назад недостаточен, а его спинку не наклонить на нужный угол. В лучшем положении окажутся будущие владельцы ижевских «москвичей», когда завод, согласно плану модернизации,Форма задней части кузова ИЖ—2125 современна и довольно привлекательна. Высоко поднимающаяся пятая дверь позволяет грузить в багажное отделение (после снятия полки и раскладки .заднего сиденья) крупногабаритные вещи. Большие задние фонари, отвечая самым строгим требованиям по светотехнике, гармонично сочетаются с общим обликом машины.Прямоугольные фары обеспечивают хорошую освещенность дороги, а большие фонари указателей поворота и габарита заметны в любую погоду (фото внизу).ла нелегко снять, и многие владельцы машин, стремясь уберечь их, либо просто не ставят, либо переделывают, чтобы можно было быстро снять после поездки. Отличительной чертой ИЖ—2125, кроме «задка», является оформление передней части. Новая облицовка радиатора, прямоугольные фары и вертикально расположенные вплотную к ним фонари габаритного света и указателей поворота придали машине своеобразное, запоминающееся лицо. Вообще облик «Комби» завоевывает все больше и больше сердец автолюбителей. По отзывам многих, он создает впечатление солидности и надежности машины, каковой по существу она и является. Достойна похвалы светотехника автомобиля. Фары дают сильный, направленный на дорогу поток света, позволяющий уверенно двигаться ночью с довольно большой скоростью. Теперь заглянем в салон. Сразу бросается в глаза обилие элементов, повышающих безопасность, — упругая обшивка панели приборов, такие же накладки на ступице руля, боковых стойках, дверях, почти не выступающие ручки, эластичные подлокотники и, конечно, ремни безопасности.приступит к установке новых, более совершенных сидений. Не очень удобно и пассажирам, сидящим сзади, — их ноги упираются в спинки передних сидений. Но здесь что-либо улучшить очень трудно, так как отодвинуть заднее сиденье без удлинения базы автомобиля и всего кузова просто некуда — мешают колесные ниши. Из-за них и теперь с трудом усаживается пятый пассажир. Так что дело не только в базе. Новая же компоновка салона возможна только после значительной переделки всей машины. ИЖ—2125 снабжен комбинацией приборов со стрелочными указателями величины зарядного (разрядного) тока, количества бензина, температуры охлаждающей жидкости и давления масла. Их шкалы, как и спидометра, довольно легко читаются, и водитель всегда может быть «в курсе дела». Правда, бензиномер на нашем автомобиле страдает заметными погрешностями. Мы изучили их при первых же поездках с тем, чтобы не заправляться раньше времени или, наоборот, не оказаться посреди дороги с пустым баком. Начинающим и забывчивым водителям большую помощь окажет красная лампочка, которая мигает, если затянут ручной тормоз. А вот включатели разных механизмов не раз будут помянуты недобрым словом: все они снабжены одинаковыми круглыми ручками, перепутать которые ничего не стоит, особенно в темноте, когда они сами-то едва видны, а не то что нанесенные на них символы. И прежде, чем удастся запомнить и на ощупь находить нужную ручку, вы будете, скажем, пытаться включить свет, ошибочно вытягивая ручку включателя стеклоочистителя, которую полагается поворачивать, и она останется в руке. У нас такое, к сожалению, бывало. Чтобы исключить ошибку, может быть, достаточно разнообразить форму ручек или выделить их цветом? Теперь, когда мы освоились на сиденье и изучили приборы, можно пускать двигатель. Если температура окружающего воздуха выше нуля, особых трудностей эта операция не представляет, хотя с первой попытки не всегда добиваешься результата. Дело в том, что каждый двигатель имеет свой характер, проявляющийся уже при пуске. Одному нравится, если воздушн ая заслонка карбюратора полностью закрыта, другой же требует оставлять небольшую щель, а третьему надо помогать и педалью «газа». Найти и устранить причину отклонения в поведении от предписанного инструкцией бывает нелегко, поэтому стоит лучше просто изучить характер двигателя. Пока двигатель не прошел обкатку, продолжающуюся 3—5 тысяч километров, поведение его, к аку ребенка, неустойчиво, многие явления возникают и исчезают. Поэтому до окончания обкатки необходимо лишь следовать указаниям инструкции, не предъявляя машине слишком высоких требований и не проводя без очевидных оснований регулировок, связанных с разборкой того или иного узла. Понятно, что за работой машины надо тщательно следить. Если ее поведение заметно отклонится от нормы, обращайтесь на станцию гарантийного ремонта или, в крайнем случае, к опытному специалисту, чтобы определить причину и принять необходимые меры. В. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер