Невидимый врагЗа последние годы внашем городе участилисьслучаиотравленияи гибели водителей от выхлопных газов. Т акая нел епая смерть наводит на грустные разм ышления . О казывается , многие автолюбители не знают элементарныхправил безопасности, не знают, н асколько ковар ен этот газ. Хотелось бы, чтобы этому вопросу было уделено внимание на страницах журнала . С. ОРЛОВ, автолюбитель г. Пермь состоянии. Только энергичными усилиями врачи спасли им жизнь. Расследование показало, что отработавшие газы из глушителя поступали через щели в полу и отверстие для привода генератора внутрь фургона и скопились там в смертельной концентрации, несмотря на открытые вентиляционные люки-решетки. Вопреки требованиям техники безопасности для автомобилей типа «фургон», труба глушителя не была удлинена и выведена, как это рекомендуется, за пределы габаритов кузова на 30 — 50 миллиметров. В другом случае — у автомобиля ЗИЛ—150 неподалеку от станции техобслуживания лопнула выхлопная труба. Водитель решил исправить дефект на станции, но до ее открытия оставалось около двух часов. Он сам и ехавший с ним пассажир остались в кабине. Д ви гатель работал, и была включена «печка»: погода стояла морозная. Выхлопные газы сквозь отверстие в днище проникли в кабину. Через два часа работники СТО обнаружили обоих в бессознательном состоянии. Иногда отравление наступает во время движения, даже при открытых окнах. Причина — дефект в выхлопной трубе. Отравление при вдыхании больших концентраций выхлопных газов, как правило, бывает острое. Первый признак — тяжесть в голове, затем — головная боль, головокружение, мелькание перед глазами, тошнота и рвота. Чрезвычайно опасна в этих условиях слабость, переходящая в полное безволие. Отравленный водитель уже не способен предпринять что-либо для самоспасения, так как потеря сознания наступает очень быстро, часто в течение нескольких минут после воздействия окиси углерода. Если же ее концентрация в воздухе очень высока, то сознание теряется сразу, появляются судороги, а при продолжающемся вдыхании газов наступает смерть. Необходимо помнить, что алкогольное опьянение ускоряет и утяжеляет отравляющее действие отработавших газов. При отравлении необходима своевременная первая помощь. Пострадавшего надо немедленно вынести на свежий воздух, уложить на спину, подложив чтолибо под голову, затем расстегнуть воротник рубашки, ослабить пояс брюк. При подходящей погоде следует положить на голову и грудь холодный ком пресс из любого куска чистой ткани, смоченной холодной водой. В том случае, когда пострадавший находится в сознании, надо напоить его крепким чаем или кофе, но ни вкоем случае не давать ему алкоголя. Если же он без сознания, дайте понюхать ватку, смоченную раствором нашатырного спирта. Отсутствие дыхания или резкое его угнетение обязывают сразу же приступить к искусственному дыханию по способу «изо рта в рот» или «изо рта в нос»; другие приемы здесь малоэффективны. Оказав первую доврачебную помощь, надо позаботиться о быстрейшей доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. И. ЯЗВИНСКИЙ, судебномедицинский эксперт г. Минск 75ся он в Москву' по Симферопольскому шоссе из командировки. По этому маршруту в Крым и обратно ездил не один раз. Но в тот день знакомая дорога была мокрой и скользкой. Целый день провел водитель в пути и изрядно устал. Вот и сумерки опустились, а. до Москвы оставалось еще больше 100 километров. Тут, увы, Ганичкин и поднажал, забыв об осторожности. Беда не заставила себя ждать. На уклоне ГАЗ —66 вдруг «заюзил», пересек осевую линию дороги и врезался во встречный автобус. При ударе повредило бензобак, и выплеснувшийся бензин тут же поджег обе машины... Погиб водитель автобуса и один из пассажиров, остальные получили разной тяжести травмы. Вот к чему приводит самонадеянность за рулем. Е. ПОПОК, подполковник милиции:* Ш Й >•% ~ жкВ судебномедицинской практике мы, увы, нередко сталкивались со случаями отравления окисью углерода, содержащейся в отработавших газах автомобилей. За последние пять лет только в Минской области зарегистрировано 17 смертельных отравлений водителей. А сколько раз дело не дошло до столь тяжких последствий. Напрашивается вывод: водители недостаточно представляют себе опасность и- вредное воздействие на организм выхлопных газов. Опасность эта чаще дает о себе знать в холодное время года, когда водители нередко прогревают двигатели в закрытых гаражах или надолго «задраивают» наглухо кабину, чтобы сберечь тепло. Я вспоминаю случай из своей экспертной практики. Сидя в кабине автомобиля ГАЗ—51, водитель пустил двигатель и при закрытых дверях гаража стал прогревать его. Отработавшие газы скапливались в помещении гаража, а затем начали просачиваться ив кабину автомобиля... Через час сторож заметил мертвого водителя, повиснувшего на руле. Судебномедицинская экспертиза установила, что окись углерода в закрытом помещении гаража достигла такой концентрации, к о торая вызвала смертельное отравление. Второй, не менее характерный пример. Двое молодых людей ночевали в «Запорожце», стоявшем в гараже. Включенный отопитель машины действует, как известно, автономно от двигателя. Бензин сгорает в камере отопителя, нагревая ее стенки, а отработавшие газы выходят через трубку наружу. И вот, хотя двигатель и молчит, только за один час отопитель выделяет до 3м3 отработавших газов, что в закрытом помещении быстро создало смертельную концентрацию. К утру один из молодых людей был мертв, второго доставили в больницу с тяжелым отравлением. Прогревать машину в гаражах можно , но при открытых дверях, и лучше если машина стоит выхлопной трубой к воротам гаража. Нередко отравление выхлопными газами возникает из-за различных технических неисправностей машины. Проникновению их в кабину или салон автомобиля способствуют неисправности двигателя, в частности износ маслосъемных колец, нарушение целости выпускной трубы, неплотное соединение ее с коллектором. Еще один пример. Переезжая реку вброд, автомобиль ГАЗ—51 «техпомощь» забуксовал. Когда спустя 15—20 минут после бесполезных попыток вывести ма-> шину из воды водитель вышел посоветоваться с пассажирами о дальнейших действиях и открыл дверь фургона, он увидел всех троих в бессознательном?ЯЯ8ЙЕ0НИ1ДОМЕЩ* * « ^pv