Словно в эстафетном беге, получив палочку от сезона 1975-го, новый спортивный год сразу же устремился вперед. Читатели, познакомившиеся с календарем всесоюзных и международных соревнований («За рулем», 1976, № 2), вероятно, обратили внимание на новые строки, отличающие его от предыдущих календарей. К ним мы вернемся. А сейчас — о главном в предстоящей спортивной жизни. В мае исполняется 10 лет со дня принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о работе ДОСААФ — важного документа, определившего основные направления в деятельности организаций оборонного Общества, в том числе и спортивной. За эти годы укрепилась материально-техническая база секций, автошкол и спортивно-технических клубов, построены стадионы, треки, картодромы и кольцевые трассы, родились новые ЕИДЫ автомобильных и мотоциклетных соревнований, расширились и укрепились международные связи советских спортсменов. Таким образом, сезон 1976 года занимает особое положение: он должен продемонстрировать спортивные успехи, достигнутые организациями ДОСААФ в ходе выполнения задач, которые определили для оборонного Общества ЦК КПСС и Совет Министров СССР. Еще одна черта характеризует наступивший спортивный год. Он предшествует 50-летию Краснознаменного Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Всякий юбилей у нас принято отмечать делами. Для спортсменов-досаафовцев — это развитие массовости и расширение географии соревнований, рост мастерства их участников, новые победы на международной арене. Полувековому юбилеюЧто намготовит сезонДОСААФ будут посвящены многие состязания по военно-техническим видам спорта, в том числе авто- и мотокроссы, мотогонки по ледяной дорожке, ипподромные автогонки, состязания картингистов. И закончившиеся недавно зимние чемпионаты СССР в этих дисциплинах можно в определенной мере рассматривать как репетицию будущих юбилейных стартов. А теперь обратимся к календарю. В его автомобильной программе новшеств немного. Изменило свое название зимнее командное первенство по авторалли, устроителем которого по традиции является одна из республик Прибалтики. Теперь это популярное среди наших автомобилистов соревнование именуется розыгрышем Кубка СССР. Изменение не случайно: в прошлом году у нас было уже три чемпионата страны — зимний и два летних (для автомобилей 1-й и 2-й групп). Введение нового статута для одного повысит значимость двух других. А вот кольцевики были вправе сетовать на сравнительно малое количество стартов. Раньше это отчасти объяснялось тем, что имевшиеся несколько трасс в равной степени использовались как автомобилистами, так и мотоциклистами. Построенное в прошлом году киевское кольцо во многом решило проблему: к услугам автогонщиков теперь отличная спортивная арена. В начале октября она примет участников нового соревнования — Кубка СССР на автомобилях 2-й группы. Очевидно, что после завершения строительства тбилисской, каунасской и других трасс число соревнований у представителей этого скоростного вида спорта возрастет. В спортивном календаре нашло место самое молодое по составу участии-Знакомый незнакомец18В этом году будет разыгран второй чемпионат страны на 1000-метровой дорожке. Появившиеся в сентябре прошлого года на привычных местах афиши «Чемпионат СССР в гонках по ипподрому на мотоциклах класса 500 см 3 » ничего нового, вроде бы, таллинскому зрителю не обещали. Ипподромные гонки проводятся у нас давно, свыше 50 лет, а с 1959 года разыгрывается чемпионат страны. Позапрошлый состоялся здесь же, на таллинском ипподроме, причем сразу в пяти классах мотоциклов, и среди победителей была хозяйка дорожки Л. Тулл. Одним из первых чемпионов в ипподромных гонках был эстонец Ю. Кююнемяэ, трижды это высокое звание завоевывал В. Хольм, дважды — Я. Мюрк. Однако особенно дотошные знатоки мотоспорта обратили внимание на цифру «500». В этом классе чемпионат СССР ранее не проводился. Правда, один раз, в программе II Спартакиады по военно-техническим видам спорта эта кубатура значилась, но скоро сошла со сцены. И не беспричинно. В начале 60-х годов быстро пошел в гору новый вид соревнований — спидвей, гонки по гаревой дорожке на специальных 500-кубовых мотоциклах.Для этих состязаний строились 400метровые треки в разных городах, тысячи болельщиков с энтузиазмом встречали рождение нового эмоционального вида мотоспорта. Гонки по дорожке ипподрома, которая длиннее в несколько раз, явно проигрывали в зрелищности. А главное, от спидвея отвлекались не только опытные спортсмены-гаревики, которых тогда были считанные единицы, но и дефицитные мотоциклы. Федерация мотоспорта СССР посчитала, что приобретение никак не окупит потери. Но вот прошло четырнадцать лет, и мы снова встретились с этими мотоциклами на дорожке ипподрома. Кто-то может подумать, что в данном случае новое — это давно забытое старое. Это совсем не так. Здесь новизна не только и не столько в кубических сантиметрах двигателя, сколько в новом качестве самих гонок.В заездах по 1000-метровому трекустартуют шесть гонщиков . Здесь больш ой простор для маневра, для обгона, для всего того, что делает мотоспорт за хватывающим зрелищем. Фото Э. П ярнаметса ков автомобильное многоборье, в котором соревнуются на призы журнала «За рулем» школьники-автомобилисты. Календарь 1976 года продолжает утвердившуюся в автомотоспорте традицию — проведение соревнований первой группы (наиболее представительных по составу и сложных по условиям), посвященных знаменательным датам, историческим событиям, памяти героев войны и труда, на призы газет, ведомств, организаций. Одних только таких мотокроссов — 124, а еще 19 авторалли, 15 соревнований картингистов, восемь — кольцевых автогонок... Как и прежде, советские автоспортсмены в своих международных встречах делают акцент на выступления в кубках дружбы социалистических стран. Напомним, что наши раллисты будут отстаивать титул победителей этого почетного трофея, а перед картингистами и кольцевиками стоит нелегкая задача — подняться со вторых мест, завоеванных в прошлом году, на высшую ступень. Любителям спорта представится возможность увидеть выступления сборных коллективов, к ак говорят, в родных стенах: для раллистов это будет заключительный этап — «Русская зима» (декабрь), для картингистов — второй этап (Москва, июль) и для кольцевиков — первый этап (Киев, июнь). Наиболее полной осталась программа международных стартов у раллистов. Помимо семи этапов Кубка, которые состоятся в Венгрии, Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии, ГДР и Советском Союзе, наши сильнейшие экипажи примут участие в популярных ралли «Ювяскюля» (Финляндия) и «Тур Европы» (или марафоне Лондон — Сидней). Планируется такжевыступление советских гонщиков в Греции. Значительно больше новшеств в мотоспорте. Любители гонок по ледяной дорожке уже привыкли к тому, что у нас ежегодно проводятся четыре личных чемпионата страны iв классах 125, 3 175, 350 и 500 см . Теперь к ним прибавился еще один — командное первенство СССР на «пятисотках». Точнее было бы назвать его парным, поскольку оно проводится по принципу парных гонок в спидвее. Ко времени выхода этого номера журнала дебют нового чемпионата, в котором стартуют дуэты из некоторых союзных республик и ряда городов Российской Федерации, еще не состоялся, и мы вернемся к нему в спортивном отчете. У этого соревнования есть свой подтекст. Во-первых, число наших гонщиков-«пятисотников» с каждым годом неуклонно растет, и вполне естественно введение для них нового первенства. Во-вторых, интерес к ледяным гонкам все возрастает во многих странах Европы, имеющих искусственные катки. Так что прошедшее соревнование в известной мере можно рассматривать и как примерную модель парного чемпионата мира (в дополнение к личному). Но это, конечно, дело будущего. Любители спорта, которые следят за международными стартами мастеров спидвея, наверное, обратили внимание на то, что в календаре отборочных состязаний личного первенства мира в нынешнем году исчез европейский финал. На первый взгляд может показаться, что упразднение одного барьера на пути к мировому финалу облегчает задачу гонщикам Европейского континента. На самом деле это не совсем так. Европейский финал, в котором участвовали также представители британской или скандинавской зон, был хорошей ипо существу единственной перед решающей встречей проверкой сил гонщиков социалистических стран с сильнейшими профессионалами Англии, Швеции, Новой Зеландии. Теперь такой возможности не будет. И если учесть, что финалы чемпионата мира чаще всего проходят в Англии и Швеции — на стадионах, хозяевами которых являются и без того сильные соперники, то станет ясно, что борьба за чемпионское звание теперь для нас не будет легче. В первых числах апреля советские мотоциклисты начнут выступления в этапах личных первенств мира по мо3 токроссу. В классе 250 см (12 этапов) стартуют Г. Моисеев, В. Кавинов, А. Овчинников и молодой Р. Бракманис. На «пятисотках» к соревнованиям готовятся В. Попенко, ,В. Худяков, А. Бочков, В. Корнеев и Н. Ефимов (им предстоит выступление в 10 этапах). Ныне создана еще одна сборная команда — на 3 мотоциклах класса 125 см . Ей предстоит дебют в личном чемпионате мира (11 этапов). В составе сборной опытный П. Рулев и его молодые товарищи Ю. Худяков, Ю. Семко, С. Высоцикас и В, Бородай. В нынешнем году не будет международных стартов у наших кроссменов на мотоциклах с коляской, так как ФИМ решила проводить эти соревнования в кубатуре до 1000 см 3 , а такие двигатели советская мотопромышленность пока не выпускает. Как видим, в сезоне 1976 года вместе с привычными, давно знакомыми всем любителям спорта гонками и кроссами в календаре нашли место новые виды автомобильных и мотоциклетных соревнований, которым, выражаясь техническим языком, предстоит пройти обкатку. Все закономерно: спортивная жизнь становится интереснее и разнообразнее, приобретает свежие краски.