20
21
Чемпионами не рождаютсякина это не смутило. Он твердо решил создать команду, гонщики которой смогут на равных состязаться с лучшими мастерами спидвея. Создать не за счет привозных звезд, а воспитав своих чемпионов из балаковских мальчишек. Леошкин знал, что может рассчитывать на помощь руководителей и общественных организаций прославленного стройтреста. Знал, что в Балакове всегда найдет поддержку ив горкоме партии ив горкоме комсомола. В городе-новостройке постоянно заботятся об активном отдыхе молодежи, о том, чтобы она могла заниматься спортом, дружила с мотором. Будущие чемпионы не заставили себя ждать. Одним из первых явился в секцию Володя Гордеев. Вряд ли кто подозревал тогда, что этого парня ждет стремительный взлет к вершинам спортивного мастерства, что уже через четыре года ему будет вручена золотая медаль за победу в первенстве страны. А пока, на первых порах Володе было определено обязательное для всех новичков дело — мыть после тренировок чужие машины. Этот порядок остался незыблемым и по сей день. К аждый новичок в течение двух месяцев работает на мойке, доказывая свою преданность мотоспорту, сдавая экзамен на терпение. Кроме того, Леошкин считает, что это лучший способ в начальной стадии занятий изучать устройство мотоцикла. С первых же дней возникла проблема дорожки, где будущие гонщики смогли бы осваивать непростую технику езды по гари. На одном из Пустырей разровняли бульдозером круг, насыпали крошку. Места было маловато, трасса получилась без прямых — сплошной поворот. Знатоки из «Корда» посмеивались: ну разве научишься ездить на такой дорожке! И вправду, чуть подальше можно было подобрать место для полноценной трассы с прямыми стометровками. Но у Леошкина был свой расчет. Что в спидвее самое сложное? Техника езды на вираже. Вираж. Здесь все необычно. Здравый смысл подсказывает гонщику, что, поворачивая влево, нужно направлять туда же и руль машины, а между тем гаревик делает все наоборот: заваливает машину влево, опирается на обутую в стальной башмак левую ногу, аЗавершился финал VI летней Спартакиады народов СССР по спидвею. Еще не улеглись страсти на трибунах тольяттинского мототрека, а радиокомментатор уже вызывал к пьедесталу почета призеров соревнований: — Первое место, звание победителя VI Спартакиады народов СССР и чемпиона страны 1975 года завоевал Валерий Гордеев... Бронзовой медалью награждается трехкратный чемпион страны Владимир Гордеев. Медали, цветы, аплодисменты — это все им, героям спортивных баталий. Они счастливы, они улыбаются, отвечают на приветствия зрителей. А рядом скромно стоит средних лет человек, которого в минуты торжества забыли представить. И только несколько минут спустя, когда братья Гордеевы и другие балаковские гонщики стали отдавать ему только что полученные цветы, можно было понять, что этот человек самым непосредственным образом связан с триумфом гаревиков города на Волге — знаменитой командой «Турбина». Этот спортивный коллектив, действующий при спортивно-техническом мотоклубе первичной организации ДОСААФ ордена Ленина Саратовгэсстроя, последние три года неизменно выигрывает золотые медали чемпионов страны среди клубных команд, стал базой сборной страны. Началось все в шестьдесят седьмом, когда на Саратовгэсстрое была организована секция мотоспорта. В то время в городе уже существовал «Корд» — команда с солидной репутацией. Однако тренера Евгения Леош-руль выворачивает вправо. И сразу начинает прибавлять «газ». Машина идет с пробуксовкой заднего колеса, чуть ли не понерек перегораживая дорожку и оставляя за собой веер гари, и на прямую вырывается на полных оборотах. Освоить такую технику непросто. Вот Леошкин ирешил : пусть на первых порах ребята покрутятся на этом сплошном повороте. После него трасса с прямыми участками покажется им игрушкой. Сегодня у «Турбины» первоклассный трек с боксами и мастерскими, с трибунами, с дорожкой, которая отвечает самым высоким требованиям. Но тренировочное кольцо и по сей день остается на вооружении команды. Спидвей у нас спорт сезонный. Многие тренеры, чтобы не было перерыва в занятиях, переключают зимой своих питомцев на гонки по ледяной дорожке. У Леошкина своя точка зрения. Евгений Иосифович считает, что они мало помогают гаревикам. Зиму он отводит на развитие физической силы и выносливости. Мотокросс — вот что, по его мнению, к ак нельзя лучше подходит для этого. Зимой же Леошкин учит ребят и искусству падать. Искусству, к ак он считает, необходимому гонщику-гаревику, сколь и высокая техника прохождения виража. На скорости километров под 70 мотоцикл буксирует сани. Тот, кто сидит в них, должен на полном ходу вывалиться. При этом надо суметь так сгруппироваться, чтобы не ушибиться. За одну тренировку каждый проделывает прием не один раз. Вообще у Леошкина в арсенале немало «фирменных секретов». И все они просты и разумны. Тренер все время ищет что-то новое. Но, думается, не эти приемы главное в его нелегкой работе. С виду Леошкин кажется человеком суровым, властным, не терпящим малейших пререканий. Может быть, это действительно так. В нужные мгновения он умеет быть очень жестким, не способным ни на какие уступки. Казалось бы, это должно держать ребят все время на некоторой дистанции от тренера. А они идут к нему ссамым сокровенным. Что-то не ладится на работе, в учебе, в сердечных делах — со всем к Евгению Иосифовичу. Отчего это? Думается, от того дове-В 1971 году мы узнали о первом чемпионате мира на «1000-метровом земляном треке» (так эти соревнования названы в календаре ФИМ) и посчитали, что речь идет о том же ипподроме, только с укороченной дорожкой. Но настораживала фамилия первого победителя : им оказался И. Маугер — трехкратный чемпион мира по спидвею. А через два года им стал О. Ольсен, который позднее тоже завоевал золотую медаль в спидвее. Очевидно, успех обоих здесь был не случаен. Так что же это — «укороченный ипподром» или «удлиненный спидвей»? Частично ответ на этот вопрос был получен несколько лет назад после выезда ленинградских спортсменов на соревнования по 1000-метровому треку в Финляндию. Они увидели, что на пово-ротах гонщики идут, к акв гаревых гонках, с заносом. Итак, первое впечатление — это «длинный спидвей». Да и система заездов в известной мере напоминает «гаревую». Восемнадцать спортсменов встречаются в девяти основных заездах по шесть гонщиков. К аждый стартует трижды. Затем двенадцать лучших участвуют в двух полуфиналах, и шесть гонщиков оттуда попадают в финальный, двенадцатый заезд. Теперь, ковда база отечественного спидвея стала достаточно прочной, встал вопрос ио проведении у нас 1000-метровых гонок. Первый чемпионат СССР состоялся на таллинском ипподроме. Лучшего места для таких соревнований не найдешь. Длина дорожки — 1050 метров. Она соответствуеттребованиям ФИМ (800—1200 метров). Кроме того, здесь накоплен опыт организации подобных соревнований: в Эстонии регулярно разыгрывается первенство республики по ипподромным гонкам в классе 600 см 3 . На чемпионат (напоминаем, он проходил осенью 1975 года) было приглашено 32 спортсмена, заслуживших это право успешными выступлениями в международных и всесоюзных соревнованиях по трековым гонкам. В их числе чемпионы VI Спартакиады народов СССР по ипподрому А. Кириллов, В. Пржевальский и Я. Мюрк, известные мастера гонок по льду В. Цыбров и В. Смирнов, чемпион страны 1976 года по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 125 смЗ М. Кравченко и, наконец, не нуждающийся в рекомендациях, заслуженный мастер20 рия, которое Леошкин оказывает своим подопечным. Был такой эпизод в спортивной биографии Владимира Гордеева, еще когда он не имел громких титулов, а о «Турбине» мало кто знал. Увидев у Володи незаурядные способности, его стали сманивать в известный тогда «Корд». В какой-то момент молодой гонщик заколебался. Тренер заметил это.. Можно было прикрикнуть, нажать. А Леошкин собрал ребят, и они, не он, заставили товарища одуматься. Но когда Володя ушел на военную службу и уже от армейского клуба приехал на чемпионат страны, то с первого и до последнего заезда Леошкин был рядом с ним. В тот год Володя Гордеев впервые выиграл первенство страны. Лавры достались другим тренерам. Но разве думал о них наставник «Турбины» — просто он был для чемпиона старшим товарищем, который в трудный момент пришел на помощь. Слава Яшков задумал бросить учебу в ПТУ. «Нам нужны грамотные ребята, уйдешь из училища — уходи из клуба». Это тоже сказал не Леошкин, а ребята на своем собрании. Слава сейчас уже перворазрядник, хорошо учится. Виктор Калмыков — один из лидеров «Турбины», член сборной. Но и на него с лихвой хватит леошкинского авторитета. А Евгений Иосифович не приказывает, он советуется: — Виктор, тебе нравится Миша Шумилов? — Ничего парень. Из него получится гонщик. — А что если его машину поставить тебе в бокс? Пусть рядом с тобой занимается. Мише Шумилову четырнадцать лет. И конечно же, его вселение в бокс Калмыкова — некоторое ущемление и престижа, и удобства одного из ведущих гонщиков команды. Во всяком случае, так может показаться. Но разве можно высказать это тренеру, который советуется с тобой какс равным! Вообще к молодежи в «Турбине» относятся, можно сказать, с нежностью. На тренировке, когда еще дорожка не распахана мощными ЭСО, первыми катаются новички. А уж потом — «старички». И это не только долг вежливости. Неумелому — дорога поглаже, а асы пусть борются в самых тяжелыхусловиях. И, наверное, поэтому в команде «длинная скамейка». Уже сегодня в «Турбине» знают, кто из ребят наберет силу к сезону нынешнего года, кто станет надеждой коллектива в ближайшем будущем. В минувшем сезоне Евгению Леошкину впервые была доверена сборная команда страны, с которой он выезжал на соревнования командного и личного чемпионатов мира. Поначалу полуфинальная командная гонка складывалась неудачно. Прошло восемь заездов, оставалось столько же, а наши ребята никак не могли сдвинуться с третьего места. Не получается у Виктора Трофимова, не везет Григорию Хлыновскому. Может ли тренер повлиять на ход гонки? Ведь он, казалось бы, все зависящее от него сделал. Сделал раньше, на тренировках. А теперь? — Ну. что у тебя не ладится, Виктор? — Да вот, понимаешь, на верхних оборотах отсечки чистой нет. Вот послушай... — Он работает рукояткой «газа», озабоченно вслушивается в рев двигателя. Потом глушит его. Горестно спрашивает: — Ну как? В разговор включается механик сборной Володя Беликов: — Вот так он всегда. «На верхах не отсекает»! Все ему мерещится что-то. До того дорёгулировался, что машина не заводится. А чего ее регулировать, когда я все сделал. Садись и езжай... «Пожалуй, Володя, прав. Ну, какие там на вираже верха слышишь? Нервничаешь ты, вот что. Тебе тридцать семь. Все толкуют: «старик, пора сходить с дорожки». Но ведь катаешься ты преотлично и еще многое можешь...» Так размышляет Леошкин, а вслух говорит: — Забудь, Виктор, про мотор. Тебе Володя сейчас отрегулирует наилучшим образом. Забудь про него и никакие верха не слушай. А думай только о том, что надо ехать хорошо, надо выигрывать заезд. Ты сам не представляешь, в какой отличной форме находишься сейчас. Поверь моему опыту... — Ты так думаешь? — Уверен. Оба следующих своих заезда Трофимов выигрывает.С Хлыновским дело сложней. На повороте он зацепился подножкой за машину поляка Глюклиха. Упал. В следующий свой выход на дорожку сделал фальстарт. С заезда сняли, даже не стартовал. Два нуля команде! Тут любой растеряется. — Гриша, про эти два заезда надо забыть, как будто их не было. Если ты в остальных будешь привозить хотя бы по два очка, выручишь команду. И Хлыновский поехал, хорошо поехал. А команда выиграла первое место... В 1968 году «Турбина» впервые была заявлена на официальные соревнования в классе «Б». И первая встреча — с московским «Центром». В итоге — проигрыш в восемнадцать очков. Через год эту же команду балаковцы обыгрывают на десять очков. А уже в 1971-м «Турбина» занимает первое место и переходит в класс «А». 1972 год — серебро на чемпионате страны. А затем три сезона подряд — золото! За эти годы в «Турбине» выросли два мастера спорта международного класса, три мастера и восемнадцать кандидатов в мастера. Евгению Леошкину присвоили звание «Заслуженный тренер РСФСР». «Турбине» всего десять лет. Но как много сделано за это время. Команду балаковских спортсменов знают теперь во многих странах мира. Более того, город на Волге стал ныне одним из признанных центров мирового спидвея. И не только потому, что на прекрасном местном мототреке проходили международные соревнования самого высокого ранга. В этом молодом городе спидвей, безусловно, спорт номер один. За выступлениями гонщиков «Турбины» ревностно следят тысячи и тысячи балаковцев. Любое соревнование здесь — настоящий праздник для поклонников спидвея. И в том, что спортсмены знаменитой команды своим высоким мастерством, победами на всесоюзной и международной аренах доставляют людям радость, что они оказывают заметное влияние на развитие спидвея в нашей стране, видится главный итог достижений спортивнотехнического мотоклуба при первичной организации ДОСААФ. С. СМИРНОВАспорта Б. Самородов. В общем, «специалисты» всех видов так называемых гладких гонок, на гаревой дорожке, на «кольце», ипподроме. Сначала состоялись отборочные заезды, где были определены 20 участников (из них двое запасных). Им предстояло на следующий день продолжить борьбу за медали. В их число вошли все фавориты. За давностью времени не будем вспоминать ход борьбы. Скажем только, что первую золотую медаль в гонках по 1000-метровому треку завоевал ленинградец В. Смирнов. Неувядаемый ветеран Б. Самородов финишировал вторым. «Бронза» досталась В. Пржевальскому. О чем же говорят первые итоги? Феликс Ристмяги, зритель: — Я нечасто хожу на мотогонки, зато давно: смотрел их еще до войны. Сегодня, честно говоря, пришел сюда в основном ради бегов — они через часок начнутся. И увлекся по-настоящему. Все-таки 50 лошадиных сил — это не одна! Да и кошельку моему здесь ничто не угрожает. Слава богу, нет тотализатора. Борис Самородов, заслуженный мастер спорта: — Выступал яив кроссе, и на льду, и на гаревой дорожке. Выступал в местных соревнованиях и на чемпионатах мира. Вроде бы, испробовал все. Но вот получил приглашение на 1000-метровый трек и понял, что ошибался. Полезные гонки, своеобразные. Это не спидвей, не ипподром. Стартуют по 6 человек. Возможностей для обгона много. Интересно и спортсменам и зрителям. Я двумя руками голосую за 1000метровые гонки. Давно надо было проводить такие соревнования. И, глядишь, были бы у нас свои Маугеры. Выходит, что вопрос «укороченный ипподром» или «удлиненный спидвей» — не столь уж существен. Главное, в ряду мотоциклетных состязаний родилось еще одно, имеющее ранг мирового первенства. И нет сомнения в том, что у него, к акиу спидвея, скоро появятся многочисленные почитатели, что он быстро наберется сил для выхода на международную арену и будет способствовать развитию нашего мотоспорта. Г. АФРЕМОВ, почетный судья по спорту 21