ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАПостроить и реконструировать за пятилетие не менее 65 тыс. километров автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе примерно 15 тыс. километров дорог общегосударственного и республиканского значения. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ДОРОГИ ЗАВТРАШ НИИ ДЕНЬвТранспортные связи имеют решающее значение в экономике, в выполнении народнохозяйственных планов страны. Особое положение среди всех видов транспорта занимает автомобильный. Железные дороги к каждому колхозу не проложишь, теплоходы доставят грузы только туда, где есть судоходные реки, и то лишь в период летней навигации, а автомобиль вездесущ. Он связывает колхозные поля, заводы, новостройки с железнодорожными станциями, пристанями, аэропортами. И все чаще минует их, беря на себя доставку грузов и пассажиров «от двери до двери». Недаром территории, куда невозможно добраться на автомобиле, считаются необжитыми, неосвоенными. И вполне закономерно с каждым годом у нас растет производство автомобилей, растет грузооборот автотранспорта. Автомобиль может пройти и по целине, он успешно трудится на полевых проселочных дорогах, но для того, чтобы он работал с большой отдачей, надежно, долго, ему нужны хорошие дороги. На них себестоимость перевозок грузов снижается в несколько раз. Чем лучше дороги, тем быстрее и дешевле перевозки. Поэтому развитие дорожной сети всегда было одной из важных задач наших пятилетних планов. А в десятой пятилетке она сформулирована поновому: предстоит обеспечить преимущественное развитие сети лучших по качеству магистральных дорог общегосударственного и республиканского значения. На них падает значительная доля всего грузооборота. Их покрытие должно быть особо прочным и долговечным, рассчитанным на тяжелые грузовики и автопоезда, занимающие все большее место в автомобилестроении и на транспорте. Таких дорог за пятилетие должно быть построено и реконструировано 15 тысяч километров. Конечно, к созданию усовершенствованных дорог с капитальным покрытием мы приступили не сегодня. В минувшей пятилетке была, например, завершена постройка дороги общегосударственного значения Куйбышев — Уфа — Челябинск протяжением 800 километров. Она обеспечила кратчайший выход с промышленного Урала в европейскую часть страны. Введен в эксплуатацию первый участок реконструируемой дороги Сочи — Адлер. Продолжалось строительство магистралей общегосударственного значения Москва — Волгоград, М оск ва — Киев и других. Реконструируются дороги московского транспортного уз ла. Сооружены первоклассные дороги на важнейших стройках девятой пятилетки — волжском и камском автозаводах, михайловском горнообогатительном комбинате в Курской области и оренбургском газоконденсатном месторождении. Более 500 километров дорог с цементобетонным покрытием получили нефтяники Западной Сибири, что активно способствовало перевыполнению заданий по наращиванию добычи нефти. Сдана в эксплуатацию автомобильная дорога от Абакана к саянскому промышленному комплексу. Большие работы проведены в Якутии. Свыше тысячи километров дорог построено за эти го ды для сельского хозяйства страны. Это — коротко о наших законченных объектах. А сколько еще начато! Развернуто строительство автомагистралей Казань — Набережные Челны, Тамбов — Грязи — Воронеж, Ташкент — Самарканд, Чарджоу — Мары, Тюмень — Тобольск, Куйбышев — Тольятти, Оренбург — Абдулино — Уфа... Обычно, говоря о дорогах, имеют в виду трассы общего пользования. Но мы занимаемся не только ими. Читатели журнала имеют представление о дмитровском полигоне НАМИ . Так вот, это целая сеть дорог, и в минувшей пятилетке дорожники сдали там дополнительные сооружения. А кроме того, построен большой трек для испытаний на Волжском автозаводе, аналогичные работы ведутся на горьковском. Всего же за прошедшее пятилетие подразделениями Министерства транспортного строительства СССР было проложено свыше 7 тысяч километров капитальных магистралей. Их экономический эффект трудно переоценить. М ожно , например, привести цифры из статьи группы ученых и специалистов в газете «Правда»: на все дорожное строительство в Советском Союзе за девятую пятилетку было затрачено около 10 миллиардов рублей, и в результате народное хозяйство получило свыше 35 миллиардов рублей прибыли. Авангардная роль отведена коллективам Главдорстроя ив развитии сети магистральных дорог общегосударственного и республиканского значения, предусмотренном десятым пятилетним планом. Из 15 тысяч километров таких магистралей нами будет сооружена наибольшая и самая ответственная часть. Где пролягут, куда поведут новые до роги? Прежде всего, у жев нынешнем году будет открыто сквозное движение по новой 900-километровой магистрали от Москвы до Волгограда. Будет также завершено строительство дорогиМоск ва — Брянск — Севск общей протяженностью 500 километров. С первого же года пятилетки началась реконструкция дорог Москва — Симферополь и Свердловск — Челябинск. Начато строительство основной магистрали общегосударственного значения на территории Белоруссии. Продолжается полным ходом сооружение начатых в минувшей пятилетке названных выше дорогв европейской части страны, в Сибири ив среднеазиатских республиках. В ближайшем будущем начнется прокладка новых автомобильных путей сообщения для газодобывающей промышленности на севере Тюменской области, в Коми АССР, магистрали Кисловодск — Минеральные Воды и ряда других. Везде, где пятилетним планом намечено возведение круп ных промышленных комплексов, на всех главных стройках страны одними из первых появятся дорожники Минтрансстроя. Нам предстоит много сделать не только по общему километражу. Строящиеся дороги будут удобнее и безопаснее, Они проектируются по новым строительным нормам и правилам. Чем отличаются эти нормы от действовавших ранее? Д ля дорог высших категорий, рассчитанных на интенсивные транспортные потоки, на движение скоростных автобусов, тяжелых грузовиков и автопоездов, повышены требования к капитальности и долговечности дорожнойодеждыи земляного полотна. Их покрытие длительное время должно оставаться ровным и шероховатым, не требуя восстановительных. работ при повышенной допустимой нагрузке — 10 тонн на ось. Уменьшена крутизна откосов земляного полотна и выемок. Обочины таких до рог будут с твердым покрытием, образ ующим остановочные полосы. Увеличивается ширина разделительных и краевых полос, п роезжей части мостов и путепроводов. На затяжных подъемах стали обязательными дополнительные полосы движения для обгонов. Увеличены размеры переходно-скоростных полос и ответвлений на пересечениях в разных уровнях. Изменения коснулись проектирования всех элементов инженерных обустройств дорог, ограждений, разметки. М ожет возникнуть вопрос, почему в десятом пятилетнем плане одной строкой, как равнозначные понятия, записаны и строительство и реконструкция автомобильных дорог. Сделано это не случайно. Реконструкции подвергаются до роги, проложенные в давние годы, не рассчитанные на интенсивное движение, не приспособленные для тяжелых грузовиков. Чтобы привести их в соответствие с новыми требованиями, нужно порой больше затрат, ч ем было когдато вложено в первоначальное их строительство. Примером тому является ре конструкция автомагистрали общегосударственного значения Москва — Симферополь. Сейчас эта узкая, с однополосным движением вкаждом направлении дорога буквально захлестывается8