Будущему воинуКолесные бронированные машиныСовременная армия немыслима без моторизации. В сухопутных войсках сегодня весьма важную роль призваны играть танки, тягачи, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, джипы, грузовики повышенной проходимости, мотоциклы. Среди колесных и гусеничных машин, используемых в войсках, представительную группу образуют бронированные колесные машины. Молодому человеку, готовящемуся к воинской службе, важно не только знание техники, находящейся на вооружении Советской Армии. Он должен быть знаком ис машинами, на которых служат воины братских стран Варшавского Договора, чьи части оснащены техникой, изготовленной как в СССР, так ив других социалистических странах — ЧССР, ПНР, ВНР, уметь распознать силуэт машины из армии дружественной страны, представить себе в общих чертах ее возможности. Колесные бронированные машины в основном можно разделить на две груп пы. Одна охватывает бронетранспортеры (сокращенно «БТР», а в армии ПНР«СКОТ», ЧССР — «ОТ», ВНР — «ПСЗХ», ГДР — «СПВ»). Другая — боевые разведывательно-дозорные машины («БРДМ»). БТР доставляют пехоту к месту боя, сопровождают и поддерживают ее огнем. Как правило, такая машина рассчитана на транспортировку 12—19 солдат. БРДМ же , как показывает название, предназначены для несения разведывательно-дозорной службы. Машины обеих групп имеют противопульное бронирование, вооружены одним-двумя пулеметами, оснащены радиосвязью, рядом специальных систем. И БТР и БРДМ действуют преимущественно на пересеченной местности. Следовательно, они должны обладать повышенной проходимостью по грунтовым дорогам, заболоченным и заснеженным участкам, песчаной и глинистой почве, способностью преодолевать водные преграды. С этой целью все рассматриваемые в статье бронированные колесные машины оснащены односкатными широкопрофильными шинами и отличаются большим дорожным просветом, доходящим, например, на ОТ-64 и СКОТ до 400 мм , а часть из них — снабжена системой централизованного регулирования давления в шинах (кроме БТР—40,БТР—152В и ОТ-810), обладает плавучестью (за исключением БТР—40, БТР—152 и ОТ-810). В немалой степени способствуют повышению проходимости независимая подвеска всех колес — торсионная у БТР—60ПА и пружинная у ОТ-64Б и СКОТ-2АП, а также механизм блокировки дифференциалов на ведущих мостах (применяется на всех машинах, кроме БТР—152 и ОТ-810). Интересное устройство имеют БРДМ, БРДМ—2 и ФУГ, у которых, помимо основных четырех ведущих колес, установлены две пары поднимаемых (посредством гидравлического механизма) поддерживающих колес меньшего диаметра. Их можно «выпустить» во время преодоления препятствий, включив привод к ним. Таким образом колесная формула превращается из 4X4в8X8 . Почти все применяемые на БТР и БРДМ двигатели охлаждаются жидко стью, и только у ОТ-810, ОТ-64, СКОТ охлаждение — воздушное. Дизелями оснащены СКОТ, ОТ-64, ОТ-810 и ФУГ, на остальных машинах стоят карбюраторные моторы. Рассмотрим более подробно представителей обеих групп машин (см. вкладку). Среди БТР старейшим является БТР—152 («За рулем», 1970, № 3). Эта машина претерпела немало модификаций и успешно несет воинскую службу и поныне. На более поздних вариантах появились крыша десантного отделения, измененное вооружение (БТР—152А), широкопрофильные покрышки и централизованная система регулирования давления воздуха в шинах — сначала с наружными трубками (БТР—152В), а позже — с внутренним подводом (БТР—152В1). Как у всех других бронетранспортеров, в бортах БТР—152 сделаны бойницы для стрельбы из личного оружия десанта, 110сильный двигатель обеспечивает на шоссе скорость 75 км/час. В начале 50-х годов появился единственный в армиях социалистических стран полугусеничный бронетранспортер ОТ-810 (ЧССР). При его создании за прототип был взят средний БТР, выпускавшийся, в частности, до 1944 года заводом «Хорьх». Об этом говорит не только характерная форма бронекорпуса, но и «шахматная» схема катков, а также мелкозвенчатая гусеница и переднее расположение ведущей звездочки. Представителем нового направления стала машина БТР—60ПА («За рулем», 1972, № 5). Восемь ведущих колес с независимой торсионной подвеской, водонепроницаемый корпус, оригинальная схема трансмиссии, где расположенный вкормовом отсеке один двигатель приводит первую и третью пары колес, а другой — вторую и четвертую. Общая мощность моторов составляет 180 л. с. У бронетранспортеров более раннего образца был открытый сверху бронекузов, позже он получил крышу (БТР—60ПА) и вращающуюся башню в виде усеченного конуса, в которой установлено вооружение (БТР—60ПБ). Плодотворные идеи, заложенные в конструкции советского бронетранспортера, получили дальнейшее развитие в работах специалистов ЧССР и ПНР, к о торые совместными усилиями создали унифицированный БТР: в чехословацкой армии называется ОТ-64, в польской СКОТ. Образцы этой очень интересноймашины можно было видеть на параде в Варшаве летом 1964 года. У ОТ-64 180-сильный дизель «Татра» установлен позади отделения управления, то есть между колесами второй пары. Десантное отделение занимает всю заднюю часть корпуса сразу после боевого отделения. В отвесной задней стенке машины предусмотрены двустворчатые «ворота», через которые десант мо ж ет покидать машину или входить в нее, находясь под прикрытием кузова. Независимая подвеска восьми ведущих колес, 10-ступенчатая полуавтоматическая планетарная трансмиссия типа «Вильсон», гидроусилитель руля дополняют «портрет» этого БТР. Скорость ОТ-64 и СКОТ — 95 км/час на суше и9 км/час на плаву. Появление башни нашло отражение в индексах — бронетранспортеры стали называться соответственно ОТ-64А и CKOT-2A. Последняя модификация польского БТР (это СКОТ-2АП) оснащена башней, позволяющей вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Новая башня, сменившая коническую (стояла на ОТ-64А и CKOT-2A), повлекла за собой изменение индекса чехословацк ого БТР на ОТ-64Б. Предшественником нынешних БРДМ был БТР-40 («За рулем», 1965, № 1 и 1970, № 3) с 78-сильным двигателем. Интересно, что эта компактная машина стала первым отечественным автомобилем с самоблокирующим дифференциалом. БТР—40 претерпел, как и его ровесник БТР—152, немало модернизаций. В частности, у него была введена крыша (вариант БТР—40Б). Более совершенная машина БРДМ («За рулем», 1974, № 5), хотя заимствовала от БТР—40 ряд агрегатов, представляла собой уже значительный шаг вперед; водонепроницаемый корпус и водометный движитель, централизованная система регулирования давления в шинах, две подъемные пары дополнительных ведущих колес. Скорость машины — 80 км/час. Если на БРДМ стоял 90-сильный шестицилиндровый двигатель, то более поздняя модель БРДМ—1 уже была оснащена восьмицилиндровым 140-сильным двигателем, который переместился из передней части вкормовую . Машина получила коническую башню с вооружением, а вместе с ней ряд других нововведений. Венгерские специалисты создали свою «вариацию на тему» БРДМ—2 — ее первый вариант назывался ФУГ, Эта плавающая машина с расположенным сзади 100-сильным дизелем «Чепель» рассчитана на экипаж из пяти-шести человек и развивает скорость 87 км/час. У нее центральная система подкачки шин, зависимая подвеска обоих ведущих мостов, подъемные дополнительные четыре ко леса. Эта первая разновидность ФУГ не имела башни. Следующий вариант — ФУГ-2 (в ЧССР он носит наименование ОТ-65) и последний ПСЗХ получили башню с вооружением, и у ПСЗХ уже не было подъемных дополнительных колес. Мы представили здесь девять машин, состоящих на службе, главным образом в моторизованной пехоте. Надеемся, что их «лица» запомнились тем, кто в недалеком будущем встанет в воинский строй. В. ГУСЕВ, кандидат технических наук