12
13
Место встречи — АссенДве наших «волги-универсала» и ЗИЛ, груженный мотоциклами, едут по автомагистрали, которая ведет из Гронингена к Амстердаму. Привычное мелькание дорожных знаков, указателей, белых столбиков — в темноте они светятся и служат ориентиром водителю. Бегут навстречу колесам жирные линии разметки. Автомобили справа. Автомобили слева. Как-то совсем неожиданно в эту дорожную убаюкивающую монотонность врывается красносиняя афиша. Текст ее на большой скорости прочитать не так просто. Да это и не требуется. С афиши летят на нас три гонщика-«ледовика». Все ясно и без слов — мы подъезжаем к Ассену. Было время, когда, услышав названия городов — Инцелль, Гренобль, Кортина-д'Ампеццо, мы сразу же представляли себе коньки, зимние олимпиады. На память приходили имена знамени-Как ив прошлом сезоне, первую золотую медаль чемпиона мира 1976 года в мотоспорте завоевал советский гонщик Сергей Тарабанькофабрике конькобежных рекордов — пришлось расширять трибуны для болельщиков мотоспорта. «Таких страстей коньки не знают, — сказал мне однажды господин Траунсшпургер, один из главных организаторов мотогонок на льду в ФРГ. — Мотогонщики сражаются друг с другом, конькобежцы — со временем. Первое привлекает зрителей больше». Можно соглашаться или не соглашаться с его мнением, но факт остается фактом — встречи мастеров зимнего спидвея почти всегда проходят при аншлаге. А теперь вот Ассен. Финальные старты. Задолго до открытия установлен рекорд стадиона по количеству проданных билетов. По правде говоря, удивляться не приходится. Где-где, а в Ассене знают толк в мотоспорте. Чуть ли не главная достопримечательность этого старинного голландского города — кольцевая трасса для шоссейных мотогонок, одна из самых известных в мире. В Ассене каждый знает не только по имени, но ив лицо прославленных кольцевиков — чемпионов разных лет : Майкла Хэйлвуда, Джима Редмана, Джакомо Агостини, Ярно Сааринена. Помнят здесь наших Николая Севастьянова и Энделя Кийсу. А сейчас жители города слышат новые русские имен а : Цыбров, Смирнов, Дубинин и чаще других — Тарабанько. Портреты чем^ пиона мира 1975 года, а рядом — лучшего голландского гонщика Тайса, экс-чемпиона чеха Милана Шпиньки помещены в газетах: им прочат лавры победителей.Непрозвучавшие радиорепортажиПеред отъездом на финал чемпионата мира спортивная редакция Всесоюзного радио попросила передать три коротких репортажа, в канун ив дни соревнований. Задание было выполнено не лучшим образом — и не по моей вине. Из-за скверной слышимости сообщения не смогли попасть в эфир и передавались в изложении. Они были сделаны по горячим следам, и я позволю себе воспроизвести их здесь, чтобы дать представление о событиях, происходивших в Ассене на финале XI чемпионата мира. Репортаж первый. 5 марта. С какой бы стороны вы ни приближались сегодня к Ассену, везде вас встречают люминесцирующие афиши с тремя мотогонщиками. У того, кто мчится первым, на алом жилете — серп и молот. Художник не случайно поместил на переднем плане советского мотоциклиста. Десять раз разыгрывались золотые медали в чемпионатах мира по мотогонкам на льду, и восемь раз они доставались нашим спортсменам. Напомним : шестикратным чемпионом мира был уфимец Габдрахман Кадыров, один раз — его земляк Борис Самородов. В прошлом году чемпионскую ленту надел Сергей Тарабанько из Новосибирска. • Любители мотоспорта, наверно, хорошо помнят финал 1976 года на московском стадионе «Динамо». Он завершился триумфом советских гонщиков: все места на пьедестале почета были наши. Но сегодня никто не возьмется предсказать, к ак развернутся события. За год произошло много перемен в ле-ИЗ ГОЛЛАНДИИС МЕДАЛЬЮ И ТЮЛЬПАНАМИтых конькобежцев, их рекорды, метры, секунды. Но вот уже не первый год благородному олимпийскому виду приходится тесниться. На искусственный лед заявили свои права мотогонщики. Первым приоткрыл для них двери каток Инцелля. Приоткрыл с опаской, с оговорками. Но зрителей собралось столько, что все коммерческие сомнения рассеялись. А лед, израненный шипами, за несколько часов с помощью машин приобрел для коньков ровность и блеск. Так десять лет назад раз и навсегда был решен вопрос — останутся ли гонки по льду спортом региональным, д ля северных стран, или же завоюют общее признание. За искусственной дорожкой в ФРГ последовали стадионы Франции, Италии, Голландии, Западного Берлина — зимний спидвей начал триумфальное шествие по Европе. В том же Инцелле —12 *довом спидвее — популярность его растет стремительно, с каждым новым стартом, с каждым новым соревнованием крепнет мастерство наших соперников. В чемпионате мира этого года выступили спортсмены 11 стран, в том числе Болгарии, Австрии, Англии, Дании, Финляндии, Франции, ФРГ. Но в финал пробились только представители СССР, Чехословакии и Швеции. Вместе с ними право оспаривать медали получили хозяева дорожки — гонщики Голландии. Сегодня все они выведут свои машины на лед для официальной тренировки. А завтра... Завтра начнется двухдневный спор за медали, в котором примут участие шесть советских мотоциклистов во главе с чемпионом мира Тарабанько и вице-чемпионом Цыбровым. Вместе с ними стартуют два ветерана — ленинградец Смирнов, Дубинин из Новосибирска и два дебютанта чемпионата — читинец Яровой и Петрунин из Московской области. Пять гонщиков представляют чехословацкий мотоспорт. Среди них чемпион мира семьдесят четвертого года Шпинька и показавший в этом сезоне отличные результаты Кудрна. В тройке шведских гонщиков — известные мастера Вестлунд, Самуэльссон, Шебом. У голландцев опасен их лидер Тайс, имевший лучший результат среди зарубежных спортсменов в прошлом году в Москве. У шведов и голландцев на вооружении новые мощные четырехклапанные двигатели. Наши ребята хорошо представляют себе силы соперников и готовы к тому, чтобы отстоять высший титул в единственном зимнем чемпионате мира по мотоспорту. Репортаж второй. 6 марта. Финал чемпионата начался для нас с больших огорчений. Накануне на тренировке упал и получил травму один из лидеров команды Смирнов. Выступать он в полную силу не может. Увы, это была не единственная наша неудача. В первых четырех заездах, или, к ак принято говорить, в первой серии, еще трое выбывают из числа претендентов на высшую награду. На одном и том же повороте падает вначале Петрунин, потом Дубинин. А пятикратный призер чемпионатов Цыбров не заканчивает заезд — на его машине неисправно зажигание. В итоге вместо шести бойцов — только двое, из которых один впервые в числе финалистов. В этих сложных условиях удивительную выдержку и силу духа проявил чемпион мира. Сергей Тарабанько сражался один за всех и один против всех, сражался страстно ив то же время хладнокровно. Ни в одном из заездов он не оставил своим соперникам никаких шансов. Пять побед в пяти заездах! Пятнадцать очков! Не подкачал и Сергей Яровой. Он действовал без робости, отважно, победил в трех заездах, в одном был вторым и мог завершить первый день с отличной суммой баллов. Но сказался недостаток опыта. В последнем своем старте не захотел смириться с потерей очка, стал азартно обходить Шпиньку, упал ив результате не досчитался двух очков. В итоге четвертое место с 11 очками, а второе и третье места делят пока Шпинька и швед Самуэльссон — у них по 13. Репортаж третий. 7 марта. XI чем3. «За рулем» № 5пионат мира в мотогонках по льду завершился. Под овации переполненных трибун зимнего стадиона на высшую ступеньку пьедестала почета поднялся Сергей Тарабанько. Венок победителя, букеты тюльпанов и благодарность многих тысяч зрителей были ему наградой за мужество, за высочайший класс езды. Два очка преимущества, которые он имел в первый день, не могли гарантировать победу. Одна, даже не зависящая от тебя случайность — и пиши пропало. Сергей не рисковал без крайней нужды и, набрав еще 13 очков, ровно столько, чтобы удержать преимущество, во второй раз стал чемпионом мира. Серебро досталось Шпиньке (ЧССР), бронза — Самуэльссону (Швеция). Похвалы заслуживает и наш дебютант Сергей Яровой. Во второй день он догнал лидеров, но в решающем заезде уступил шведу и довольствовался четвертым местом.Чемпион о себе ио другихСергей Тарабанько — человек контактный. Быть в его обществе приятно. Он начитан, образован (в прошлом году окончил институт) и бесконечно любит мотоспорт, готов о нем говорить до ночи. Но, как и большинство гонщиков, не расположен давать интервью до старта. Наш разговор с ним состоялся уже по пути в Москву. — Чемпионом-то стал я, — начал Сергей, — но это не только моя заслуга. Если бы не было автомотоклуба ДОСААФв Ангарске, где яс четырнадцати лет до призыва проводил времени чуть ли не больше, чем дома, если бы не было спортивных клубов армии в Чите и Новосибирске, где я совершенствовался как гонщик, если бы не было тренеров, наставников, товарищей — не вышел бы из меня чемпион. В этом году я был далеко не в лучшей форме. Заэкспериментировался с мотоциклом и упустил многое. «У тебя ход пропал, — говорил мне мой тренер Валерий Хайкин. — На втором круге успокаиваешься. Сильно на руль лезешь». А главное — сам чувствую, потерял реакцию на старте. Из-за этого не раз приходилось спины соперников видеть. Но не зря говорят, и поражения учат. Один из решающих заездов второго дня чемпионата: дуэль С. Тарабанько (М° 8) и.К. Самуэльссона.На пьедестале... и возле пьедестала.Что ж, мы можем быть довольны итогами чемпионата, хотя в этом году у нас меньше медалей. В том, что авторитет мотогонок по льду неизмеримо вырос за последние годы, — главная заслуга принадлежит сЬветским мотоциклистам. Но стоять на месте мы не имеем права. Нашим тренерам, ведущим мастерам ледового спидвея предстоит еще очень многое сделать, чтобы удержать здесь ведущие позиции. М. ТИЛЕВИЧ, спецкор «За рулем» Ассен — Москва Фото автора и В. ШиршоваРезультаты соревнований: 1. С. Тарабанько (СССР) — 28 очков; 2. М. Шпинька (ЧССР) — 27: 3. К. Самуэльссон (Швеция) _ 26; 4. С. Яровой (СССР) — 25; 5. Б. Шебом; 6. К. Вестлунд (оба — Швеция) — 19 очков.13