34
35
АВТОТУРИЗМРАДОСТЬ ИЛИ ОГОРЧЕНИЯ?Статистика, «которой известно все», пона но в состоянии ответить на вопрос, сколько у нас моторизованных туристов. Динамика продажи насе лению автомобилей и мотоциклов L данном случае может служить ориентиром, но не точным показателем. Во-первых, потому что не каждый владелец машины использует ее для дальних поездок, а во-вторых, в одном автомобиле, как правило, путешествуют двое-трое, а то и четверо. Автотуризм нак объект социологического исследования все настойчивее стучится в двери научных учреждений. Количественный и другой состав путешествующих На нолесах, направления туристсних потоков, их пиковые периоды — все это необходимо изучать, анализировать, чтобы прапильно планировать дорожный и туристский сервис, чтобы миллионы людей (а именно о таких количествах идет речь, если принять во внимание число, владельцев личных машин сегодня и особенно завтра) могли с пользой, без волнений и огорчений провести отпуск на колесах. Туризму, как активной форме отдыха, познания Родины, ее героического прошлого и настоящего, придается у нас большое значение. Об этом говорят строки из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 —1980 годы», где сказано. о развитии туризма, о строительстве туристических комплексов и баз, мотелей и немпингов. На ближайшее пятилетие намечена большая программа сооружения туристских объектов, в том числе с учетом нужд автомобилистов и мотоциклистов. Об этом будет рассказано iв одном из ближайших Номеров журнала. Здесь же речь пойдет о другом — о необходимости коренным образом улучшить условия на действующих турбазах ив кемпингах, на стоянках, отведенных для авто- и мототуристов в местах их массового притона. Журнал по этим вопросам выступает не первый раз. Были приняты на этот счет и соответствующие постановления Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, но, как свидетельствует редакционная почта, не везде сделано то. что должно быть сделано. Об этом говорят и помещаемые ниже путевые заметки наших корреспондентов, проехавших . с заданием редакции по обжитым автотуристским маршрутам прошлым летом.На птичьих правахВ это путешествие я отправлялся, можно сказать, не выпуская из рук седьмого номера журнала «За рулем», в котором опубликован список кэмпингов и турбаз. п ринимающих автотуристов. План поездки, к акив прошлые годы, был разработан в редакции и охватывал наезженные туристские маршруты : Москва — Орел — Курск — Белгород — З апорожье — Донецк — Жданов — Мелитополь — , Херсон — Николаев — Одесса — Кишинев — Винница — Киев — Минск — Смоленск — Москва. На этот раз, правда, задание было ограничено одной узкой темой: отдых и ночлег туриста в пути. Начну, как принято, с того, что обрадовало. Кемпинг «Ваду-луй-Водэ», километрах в тридцати от столицы Молдавии. Домики покрашены, участок ухожен, машины стоят в тени деревьев. А главное милости просим, товарищи туристы! Директор кемпинга С. П. Сергеев на мои вопросы о взаимоотношениях с «дикими» автотуристами отвечает: — Ограничений для них нет, с тараемся принять каждую машину. Если заняты места в корпусе и домиках, то предлагаем размещатьсяв палатках — своих или наших, по желанию гостей. Единственно чего мы требуем — это поддерживать чистоту, заботиться о сохранении природы. Хороший прием автотуристов в «Ваду-луй-Водэ» отмечен многими благодарпутешествующих на колесах. В Крыму это ощущается особенно остро: всех манит прелесть моря и свежее дыхание гор, а возможностей у людей с каждым годом все больше. Заметил яи другое (а может быть, р аньше просто это не бросалось в глаза) — все чащесталкиваешьсяс запретами. Да, в Крыму не так, к ак везде. Нельзя заезжатьв лес, хотя дорога есть. Нельзя подъехать к морю. Трудно найти, где остановиться для отдыха или ночлега. Не всегда просто с питьевой водой. Все следует делать в определенных местах. Учитывая особенности всесоюзной здравницы, против этого возражать трудно. Сотни тысяч людей, п риезжающих сюда лечиться и отдыхать, не должны испытывать неудобств от соседства с автомобилями. А леса, которые здесь только в горах (такова уж природа, и не надо обижаться на кого-то, если вы во многих местах не сможете найти уголка под сенью деревьев), вполне естественно. оберегаются очень строго. Но другое дело, когда за этими особенностями скрывается прохладное отношение к автотуристам, к их нуждам и интересам. Возьмем тот же курортный сбор, который полагается платить в каждом районе заново. Таким образом автотуриста как бы призываютк оседлости, тишая и приставки «авто» и самого существа «туриста». И все-таки вертятся колеса автомобилей, мотоциклов и даже инвалидных колясок. А вот люди, котор ые при желании могли бы извлекать из этого движения общую пользу, и немалую, — не вертятся. Владелец автомобиля в состоянии уплатить за ночлег, за чашку чаяи вкусный обед. Но ночует он чаще всего под стогом соломы возле дороги (если повезет) или просто так — в степи, ест всухомятку. Он бы, конечно, не возражал уплатить за какие-то дополнительные удобства, даже за тень. Но ни на одной из крымских стоянок вы не найдете ее. Хотя это, на мой взгляд, как раз тот случай, когда природу нетрудно подправить — достаточно сделать простейшие навесы. В Симферополе мне довелось познакомиться с Александром Ивановичем Барзовым, который по роду своей работы располагает кое-какими сведениями. Так вот, по этим самым сведениям, поток неорганизованных туристов растет катастрофически: если в 1972 году в Крыму их побывало 270 тысяч, то в 1974 — уже 420 тысяч. Общая же емкость автостоянок — около восьми тысяч мест, и, следовательно, только от 10 до 15% моторизованных туристов единовременно могут рассчитывать на ночлег. не опасаясь, что их прогонят, да еще и оштрафуют за нарушение порядка...ностями. Вот что пишут киевлянин Г. Шевченко и М. Калюс из Геническа в книге отзывов: «После длительной дороги нет ничего важнее теплого, внимательного приема и приятного отдыха. Мы получили все это здесь». С добрым чувством вспоминаю я кемпинги в Смоленске и Харькове. Здесь тож е сделано немало, чтобы человек, путеш ествующий за рулем, смог хорошо отдохнуть после дальней дороги. Я с поевеликим удовольствием продолжал бы перечисление тех мест, где автомототуристы чувствуют себя как дома. Увы, гораздо чащев поисках ночлега приходилось встречать турбазы и кэмпинги, где только плакат «Добро пожаловать!» говорил о том, что здесь предполагались сдвиги в обслуживании автотуристов. Администрация этих учреждений не знает. а точнее делает вид. что не знаето реш ениях Центрального совета по туризму. Из многих примеров назову лишь некоторые. Кемпинг в Запорожье. Первый разя побывал здесь в 1973 году. То, что увидел тогда, произвело удручающее впечатление. Территория открыта всем ветрам, захламлена, неудобна (да ко всему еще не разрешали ставить палатки). О том, чтобы получить место в стационарном помещении или летнем домике, не могло быть и речи. Книга жалоб пестрела «криками flvuiH». Критическое выступление в печати не состоялось тогда по одной причине: за развал работы и злоупотребления был снят директор кемпинга, и облсовет по туризму и экскурсиям наметил коренным образом улучшить дело.У самого синего моряГде только Крым не воспет! Теплое море, горы, ф рукты — не плод воображения. Как говорится, объективная реальность. Вот уже двадцать с лишним лет периодически езжу в Крым. И, возвращаясь, берусь за работу с еще большим желанием. В минувшем году после значительного перерыва я снова отправился к «самому синему» морю, на этот раз с редакционным заданием. Шире стала дорога, больше автомобилей, но, что ощутил сразу, — меньше информации, чем прежде. Меньше шансов спокойно перекусить, передохнуть, наконец, переночевать в мотеле или кемпинге. И уж совсем невозможно рассчитывать на ночлег (как когда-то) в гостинице. Да, невооруженным Глазом видно — в десятки раз уплотнился потокУ Барзова имеются и другие данные : из тысячи автомототуристов, опрошенных в 1974 году, ни один невыразилжелания путешествовать впредь <-диким» образом. Все они предпочитают отдыхать организованно. Ведь та же статистика утверждает, что в каждом автомобиле заезжаетв Крым в среднем по 3,6 человека, а это значит, что спать в машине тесно. Есть у Александра Ивановича предварительные расчеты, показывающие, что без серьезныхзатрат сеть автостоянок можно увеличить дополнительно на 25 тысяч мест, причем обеспеченных площадями, водой, общественным питанием, электроэнергией ирасположенныхк тому жев удобных и живописных уголках полуострова. Ну а пока сезон семьдесят пятого в Крыму начался отсутствием информациио том, где можно остановиться, где поесть, где искупаться . Зато на въезде всех останавливают заботливые нештатные инспекторы и вручают памятку, в которой перечисляются все «нельзя». Но если учесть, что 75% водителей, п осещающих ежегодно Крым, п риезжают впервые, то это, пожалуй, не совсем то, что нужно. Главный их интерес после моря и солнца связанс автостоянкой. Что же это такое — автостоянка, к ак она выглядит? Р ешаем объехать их все, полагая, что сможем найти без затруднений. К вечер у добираемся до ближайшей. На выезде из Солнечногорска, на косогоре неподалеку от моря плотно установлено несколько десятков автомобилей. Ни тени, ни буфета или столовой. Выбрав местечко поровнее, раскидываем палатку. В сумерках разводим примус и, простояв 15 — 20 минут в очереди за водой, к ипятим чай. В полутьме возле автомобилей жужжат примуса, горят паяльные лампы, бензиновые плитки. Даже не верится, что три четверти этих людей в Крыму впервые: с лишком все приспособлены к автомобильному существованию. Напившись чаю, снова проводим полчаса в приятной беседе — на сей раз очередь в туалет... Наутро, и скупавшисьв море, — в путь. Н амереваемся посмо треть дорогу от Алушты до Феодосии. Нет слов, места изумительные. Правда, съездов к морю маловато, и почти все они закрыты для автомобилей. Р ыбачье . Рядом с дорогой и близко от моря — стоянка. Здесь приятнее, чем в Солнечногорске, хотя тени тоже нет. Зато есть столовая, душ, магазин и рынок. Между прочим, за сезон 1974 года эта стоянка дала алуштинскому горкомхоэу 68 тысяч рублей прибыли. Снова живописная дорога, и в четырех километрах от Морского — автостоянка И вот снова Запорожье . Перемен к лучшему, с кажем прямо, до обидного мало. У помещенияадминистратора Аллы Ник ифоровны Минаковой толпятся автотуристы — мест для них нет. Пробираюсь к окошку ипоказываюжурнал «За рулем» с постановлением Центрального совета по туризму. Это не производит ровным счетом никакого впечатления . Вместо койки получаю книгу жалоби углубляюсь в чтение. Совершенно ясно, что ни о каких гарантированных местах в этом кемпинге и, н аверно , в областном совете по туризму не думают: они, эти места, к аки было раньше , з аняты «плановыми», н емоторизованными туристами. п риезжающими по путевкам. Кемпинг в Виннице. П одъезжаюк нему в сумерках. Р ядомс десяток машин . Вижу, люди готовятся к ночлегу. — Час ждали, никто не открыл, — говорит мне водитель оранжевого «Москвича». — Устраивайтесь и вы, все равнождать бесполезно. Я решил проявитьхарактер . Подъехал еще и «Запорожец» 35-05 МКУ, его водитель тоже на что-то надеется. Вдвоем ждать веселее. Н аконец сторож смилостивился, а вот администраторв местах .отк азал . После словесной перепалки нам разрешают все же ночевать на территории кемпинга. А утром выясняется , что домики слева исправа от нас пустовали... С .особым нетерпением добирался я до Одессы. В свое время («За рулем», 1974, № 1 ) мне приходилось писать о мытарствах автомототуристов в этом приморском городе. Изменилось ли здесь что-нибудь к лучшему? Ведь, отвечая тогда на критическое выступлениевжурнале , Центральный совет по туризму иэкскурсиям отЧабан-Кале, прямо у самого моря. Тени и здесь нет. Есть продовольственныйи овощной магазин. От Алушты наш путь в Судак. На дор огах — н икаких сведений о том, сколько километров до стоянок, столовых идругихтакнужных путнику объектов. Да, попавшему в Крым впервые здесь трудновато. Итак, запомним, от Алушты до Судака автостоянки: Солнечногорск, Рыбачье, Морское. Автозаправочных станций — нет. Кемпингов — нет. Дорожных кафе — нет. Планерское. Уютный поселок. Есть и автостоянка, но найти ее трудно. Информ ациио ней нет. Неподалеку от поселка — просто огороженныйпустырь . Вода, правда, есть, но готовить пищу запрещено. В поселке — н есколькокафе . Феодосия. Как и всюду в Крыму, плохо здесь с. д орожнымизнаками , с информац ией для приезжих , а въезд на стоянку «Золотой пляж» так упрятанв кустах, что с первого раза мы его не находим. Развернувшись, подъезжаем к закрытым воротам и узнаем, что попасть на стоянку можно только до 20 часов. Кроме ночлега нужно оплатить курортный сбор (2 рубля) и пошлину (1 рубль). Подсчит ываем : с учетом того, что мы намерены провести здесь одну ночь, получается немного дешевле, чем вномере «люкс» первоклассной гостиницы. Взглянув на часы, обнаруживаем, что напраснозанималисьрасчетами : девятый час вечера. Опоздали. Итак, в Феодосии, на «Золотом пляже» узаконен только дневной туризм. До восьми вечера не успел — п оезжайдальше ! Назавтра по совету добрых людей (свет не без них, к счастью) п ересекаем степную часть Крыма и останавливаемся на ночлег в поселке Саки. Здесь, пожалуй, одна из наиболее обустроенных автостоянок: вода, душ, туалет, кухни, две столовых, м агазины , ш ашлычнаяи даже кинотеатр ! Правда, местность не из живописных — степь. Черноморск. В противоположность Сакам на стоянке нет даже привычного забора. Просто ров ограл<дает пустырь, на котором видим проходную будку, туалет, у мывальник , кухню. До пляжа — рукой подать. А на пляже столовая. Евпатория — город без указателей . Нес колькоавтостоянок тянутся вдоль прибрежного шоссе, между железной дорогой и полоской асфальта . Здесь же располагается передвижнаястанция технического обслуживания. Как стоянки, так истанция предназнач еныв первую очередь для нарушителей правил движения . Единственная дорога, по которой можно попасть сюда, с двух сторон имеет знаки, з апрещающиевъездвсехтранспортных средств.вел для автомототуристов турбазу «Черноморский дельфин». До нее-то и оставалось с километр, когда меня жестами остановил водитель встречных «Жигулей». — В «Дельфин»? Не теряйте времени, мест нет. З аворачивайтеза мной — там «кемпинг» для всех. И вот яв автотаборе (по-другому это скопищенескольких десятков машин не назовешь). На газовых плитках, керосинках, п римусахидаже на пламени паяльной лампыварится пища. На разные голоса кричаттранзисторы , ш умят дети. Ощущение, словно ты попал на шумный базар. Спрашиваю первого встретившегося таб орщика : х орошо ли здесь отдыхать? — Отдыхать? — невесело переспраши ­ вает паоеньв кожаной куртке . — Здесь работать надо. — Нас в «Москвиче» четверо, — расс казывает Виталий Панасенко, т окарь из Львова, — и палатки нет. П ытались устр оитьсяв «Черноморский дельфин» — от ворот поворот. Впрочем, и на пути сюда не лучше . Автотуристы обижены, между прочим, не только на администрацию «Черноморского дельфина » , но и на редакцию «За рулем». Р азрабатываямаршрут , они руководствовались опубликованнымв журнале списком и полагали, что в указанн ых там кемпингахитурбазах будут приняты. На следующий день беседую с заместителем директора В. С. Б ежаном . — Ничем помочь не могу, — в здыхает Василий Сергеевич. П оказываюжурнал , — к ак говорится, ч ерным по белому написано : «ЧерноморСледует заметить , что вообще в Крыму порядок установкидорожныхзнаков , м ягко говоря, своеобразный, и приводит это к тому, что водители приучаются относиться к ним без должного уважения . По пути в Севастополь заезжаемв Никол аевнуисразуже находим платную автостоянку. Но она — дневная, а не круглосуточная. Севастополь, к аки все почти крымские города, встретил нас полным отсутствием какой-либо информации относительно основных проездов и автостоянок. В наступивших сумерках нам так и не удается их найти . Та жекартинав Алупке и Гурзуфе. В Ялте имеется автостоянка, но, к ак заявил дежурный, она в основном занята автомобилями горожан . Вспоминаем, что неподалеку от Гурзуфа несколько лет назад было еще две стоянки, на которых мы когда-то ночевали. Р азыскиваем их, но, увы, рост числа автомобилей налицо с одной стороны, а уменьшение числа мест, для их размещения в. Крыму — с другой. Стоянка Ай-Даниль используется как свалка для списанных автобусов и автомобилей. Ну и, наконец, последний приют — в том же Гурзуфе. Кемпинг, принадлежащий Крымскому областному совету по туризму (ул. Шмидта, 9), по отчетам, уже не первый год функционирует , принимает туристов. В действительности же его строительство не закончено , все сорок домиков медленно разрушаются и растаскиваются, даже сторожей здесь нет. Как видим, обстановка не очень-то радостная. Около восьми тысяч мест на по крайней мере сотню тысяч пребывающ их единовременно в Крыму автомобил ей — н еслишкомли мало? Но можно посчитать и по-иному: сто тысяч на восемь тысяч — не слишком ли много? А теп ерь вопрос: где же все-таки истина? Как ни покажется это парадоксальным . верен, на мой взгляд, и тот и другой счет. Вспомним данныеБарзова — они убеждают: можно сделать немало, чтобы улучшить жизнь автотуристов (наверно, за время после этого путешествия уже что-то сделано). И в то жевремя нельзя забывать , что территория Крыма ограничена, что береговую черту не растян ешь — она, к ак говорят, не резиновая , что леса на побережье не разведешь . И в итоге хочется посоветовать автотуристам: прежде, чем выбрать маршрут, — подумайте, стоит ли ехать в Крым. Страна наша обширна: п рекрасных мест, где отдохнуть летом, множество. Л. ШУВАЛОВ, мастер спортаский дельфин» будет принимать автомототуристов. — Это яуже знаю, — устало кивает Василий Сергеевич, — многие показывают журнал . Но ничем помочь не могу. Вот если бы у вас была путевка... — Да, но ведь у вас стоянка почти пуста! — Не имеет значения . ...В один из дней у моря, над высоким обрывом увидел ястаренький «Запорожец» и палатку, к азавшуюся громадной на фонемашины . Р азговорилисьс ее хозяином — москвичом Валерием Ларкиным и его женой . В палатке, до мелочей обжитой, было все, что может потребов атьсяв пути и на стоянке. С прашиваю : к ак такое большое хозяйствопомещаетсяв машине? — Опыт! — отвечает Валерий, улыбаясь. — Ж изнь научила. — А если бы вам сейчас предложили место в кемпинге? Валерий ответил не сразу: — Что-то не встречались мне гостеприи мные кемпинги. Представляю, к ак ему тесно вмашине : в севозможные вещи, постель, подушки, столик. Трудно (да и небезопасно) вести перегруженный автомобиль. Но приходится. Потому что «не встречает гостеп риимных кемпингов». А ведь должен встречать, повсюду. На это рассчитывают и сотни тысяч других туристов которые, сидя за рулем, в глядываютсяв дорож-ные трафаретыи считают километры до кемпинга, где предстоит провести . ночь перед следующим этапом путешествия. М. ЛЬВОВПубликуя эти заметки перед - началом нового сезона, мы надеемся на то, что организации, отвечающие за прием авто- и мототуристов, е ще раз проверят службы на местах. Мы полагаем, что Центральный совет по туризму и экскурсиям позаботится об авторитете своих постановлений. Мы считаем, что Крымский облисполком найдет возможным проявить внимание к путешествующим, за рулем, в частности расширит в реальных размерах сеть автотуристских стоянок. создаст там Нужные условия, наладит информацию на дорогах. Никто при этом, разумеется, не сбрасывает со счетов трудности, существующие в деле обслуживания так называемых неорганизованных туристов. Но стремление людей к путешествиям, быстрый рост автомобильного парка индивидуального пользования, неизмеримо расширяющего их возможности. — реальный фант, и не считаться с ним нельзя. Может быть, надо искать способы организовать этот неорганизованный поток, разработав систему путевой, к ак сделано для пеших туристов, с учетом, конечно, особенностей туризма моторизованного. Возможно, найдутся и другие формы и методы. Компетентным организациям виднее. Но ясно одно: проблему необходимо решать. Потому что речь идет о серьезном деле — расширении видов и увеличении объема услуг, связанных с улучшением отдыха советских людей, к ан это сказано в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы», к этому надо добавить, что туризм не просто отдых, но и важное средство воспитания советского патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, совершивший революцию, одолевший германский фашизм. Автотуризм требует настоящей заботы и внимания. К аж ­ дый должен рассчитывать на то, что путешествие принесет ему радость, а не огорчения.АВТОТУРИЗМРАДОСТЬ ИЛИ ОГОРЧЕНИЯ?