36
37
В МИРЕ МОТОРОВ«СИРЕНА-БОСТО»Завод малолитражных автомобилей ФСМ в г. Бельско-Бяла (ПНР) наряду с выпуском легковых машин «Сирена-105» и «Польский ФИАТ-126П» наладил производство фургона «Сирена-105Б-босто», предназначенного главным образом для сельских жителей. Машина базируется на малолитражке «Сирена-105» с передними ведущими колесами. Она оснащена двухтактным трех3 цилиндровым (842 см ) двигателем мощностью 40 л. с. Кузов рассчитан на четырех человек и может быть использован для перевозки 350 кг груза. При сложенных двух задних сиденьях полезный 3объем заднего отсека 2 составляет 2,6 м , а площадь пола 2м . В задней части машины предусмотрена двустворчатая дверь. Погрузочная высота — 530 мм. «Сирена-105Б-босто» весит 1050 кг, развивает скорость 100 км / ч аси расходует 12 л топлива на 100 км пути.КОРОТКОАвтомобильная промышленность семи европейских социалистических стран сегодня представлена тремя с лишним десятками марок. Их заводы строят легковые автомобили: «Вартбург» и «Трабант» (ГДР), «Польский ФИАТ» и «Сирена» (ПНР), АРО и «Дачия» (СРР), «Застава» (СФРЮ), «Татра» и «Шкода» (ЧССР); грузовики и автобусы: «Баркас», ИФА, «Робур» (ГДР), «Икарус», «Раба», «Чепель» (ВНР), «Мадара» (НРБ), «Ельч», «Жук», «Ныса», «Сан», «Стар», «Тарпан» (ПНР), «Бучеждь», «Карпать», «Роман», ТВ (СРР), «Дубрава», ТАМ, «Санос» (СФРЮ), «Авиа», «Кароса», «Шкода», «Татра» (ЧССР).ОРИГИНАЛЬНАЯ ЩЕТКА СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯниатюрными ворсовыми щеточкамии сделав вместо традиционного корпуса из нержавеющей стали пластмассовый из двух скрепляемых частей. Ворсинки щеточек намного лучше очищают поверхность ветрового стекла от грязи, масляных капель, резиновой крошкии налипающих на него остатков насекомых. В корпусе, который составлен из двух одинаковых половин, ф ормуемых инжекционным методом из полимера ацеталя, закреплено свыше 20 таких минищеточек. Половины корпуса шарнирно скрепляются штифтом из нержавеющей стали, в ставляемымв отверстие кронштейна. предусмотренного на конце рычага привода щетки. Спиральная пружина стремится раздвинуть половинки, п рижимаяихнаружные концы к поверхности стекла. В конструкции щеткииспользованытакже принципы аэродинамики. Например, п рофиль наружного конца каждой половины корпуса выполнен по типу авиационного крыла, что обеспечивает плотное прижатиеворсовых щеточек к стеклу под действием встречного потока воздуха. В щеткахи приводе стеклоочистителя предусмотрены каналы , по которым под давлением подается жидкость от насоса омывателя в зону, протираемую щетками, где она нужна больш е всего и дает максимальныйэффект . Пластик, из которого изготовлена щетка, может работать при температуре от —40 до 4-150° С.В программе нового пятилетнего плана развития народного хозяйства ПНР предусмотрено довести к 1980 году выпусн легковых автомобилей до 350 тысяч.Автомобильный концерн, выпускающий легковые автомобили марок «Дэймлер», МГ, «Мини», «Моррис», «Остин», «Ровер», «Триумф», «Ягуар», с 1976 года будет именоваться «Лейланд», без прежней приставки «Бритиш».•••Английская фирма «Нортон-ВильерсТриумф» ведет испытания мотоцикла с двухсекционным роторным двигателем мощностью 65 — 70 л. с , серийный выпуск которого намечен на 1977 год.Новая щетка: 1 — пластмассовый корпус; 2 — р езиновый вкладыш; 3 — щеточки из пластмассовой щетины; 4 — лобовое стекло; 5 — к анал для подвода жидкости; 6 — п ружины . Английская фирма «Инвентитекс» отк азалась от щетки давно привычной формы , заменив резиновые полоски ми-Концерн «Америкен Моторс» в нынешнем году планирует оснащать свою модель «Пейсер» («За рулем», 1975, № 7) и 2-литровым 100-сильным двигателем, который ему будет поставлять «Фольксваген».ВОКРУГ СВЕТА ЗА 40 МИНУТМашина, которую вы видите на снимке, находится на вибрационном стенде. Здесь легковой автомобиль, в частности его несущий кузов, подвергается испыт аниям на выносливость. Такой стенд, применяемый влабораториях английского филиала «Форда», н азывается дор ожным симулятором. Он передает на кузов вибрации, имитируя (или, скажем, «симулируя») любые дорожные условия. Испытатели фирмы прошли тысячи километров по разным дорогам, з аписав посредством специальной аппаратуры все толчки, удары и колебания, воспринимаемые машиной. Переведенные на языкперфокарт , они при помощи программного устройства повторяются вибростендом. В итоге, за 40 минут автомобиль можно «протрясти» на стенде пробегом длиной 58 тысяч километров, то есть «объехать» вокруг света по любым, даже самым плохим дорогам. Такой стенд позволяет с малой затратой времени выявить слабые места новой модели, оперативно принятьмеры по усилению нужных элементов кузова и таким образом значительно сокращает время доводки автомобиля перед началом его производства.Американские автомобильные заводы в своей программе на 1976 год полностью исключили открытые модификации легковых машин. Единственной моделью, имеющей кузов со складным тентом, остался «Кадиллан-эльдорадо-дроптоп».Пятьдесят семь французских фирм специализируются на выпуске жилых прицепов к автомобилям. Их цена составляет от 50 до 130 процентов от цены машины класса нашего ВАЗ — 2101.Завод «Хонда» подготовил новую модель мотоцикла (ГЛ500) с оппозитным двухцилиндровым (499 см 3 , 48 л. с.) двигателем водяного охлаждения, карданной передачей, дисковыми тормозами с гидравлическим приводом. Специалисты назвали ее «анти-БМВ». ДЖИПЫ ИЗ РУМЫНИИкоторые выпускаютсявтрехвариантах . Грузо-пассажирская модель «240» имеет двухдверный кузов с тентом. Задняя стенка откидная. Спереди размещены два сиденья, сзади — грузовая платформа размерами 1,6x1,8 мс двумя откидными скамейками, р ассчитанными на шесть человек. У легковой разновидности (модель «241») четырехдверный четырех-пятиместный кузов. Третий вариант (модель «244») отличается цельнометаллическим кузовом типа «универсал», снабженным двумя передними сиденьями и двумя продольными скамейками на шесть человек («За рулем». 1971, № 8). Джип АРО-240 предназначен для эксплуатации как на дорогах с твердым по•крытием, так и на проселочных и может буксировать прицеп весом до 1 тонны. На нем установлен четырехцилиндро в3ы й двигатель рабочим объемом 2495 см и мощностью 80 л. с. Сцепление сухое, однодисковое, с гидроприводом. Коробка передач четырехступенчатая , полностью синхронизированная . Р аздаточная коробка сделана двухступенчатой. Передаточное число обоих ведущих мостов 4,7, причем дифференциалы их не имеют блокировки. Р ама сварная. Подвеска передних колес сделана независимой пружинной, с телескопическими амортизаторами; нер азрезная балка заднего моста подвешена на полуэллиптических рессорах. Тормоза барабанныесраздельным гидравлическим приводом. Ручной тормоз на задние колеса, механический. Шины диагонального типа размером 6,50 — 16, с универсальным рисунком протектора. АРО-240, весящий 1530 кг, р азвивает скорость 110 км / ч ас . Средний эксплуатационный расход топлива —16,8 л/100 км. Габарит машины ; длина — 3974 мм, ширина — 1784 мм, высота — 1936 мм. Дор ожный просвет — 210 мм. Мимимальный радиус поворота — 6 м. Ш иринаколеи — 1445 мм.Автомобильная промышленность СРР освоила производство новых полноприводных автомобилей семейства АРО-240,«ОПЕЛЬ-ДИПЛОМАТ! МЕНЯЕТ ОБЛИКНа протяжениинескольких последних десятилетий итальянскиекузовные фирмы утвердили за собой репутацию законодателей автомобильной моды. Но в условиях все усложняющейся конъюнктуры на западном автомобильном рынкеу них появляютсяконкуренты . Так, в конце прошлого года фирма «Баур» (ФРГ) выступила с новинкой — о ригинальным обтекаемым купе типа «2+2» на базе модели «Опель-дипломат». О внешнем виде машины , получившей название «Опель-биттер-дипломат-КД», можно судить по фото. Автомобиль, который ужевыпускаетсямалыми сериями, оснащен V-образным восьмицилиндров ым (5345 см 3 , 230 л. с.) двигателем и автоматической трансмиссией. Он весит 1655 кг. Его скорость — 210 км/час, расход топлива — до 22 л/100 км, а разгон с места до 100 км / ч асзанимает 9,2 секунды. Габарит автомобиля: длина — 4855 мм. ш ирина — 1845 мм, высота — 1285 мм, база — 2680 мм.«ТРАНСМАТИК*В Голландии специалистами завода ДАФ создана конструкция новой бесступенчатой коробки передач для автомобилей — «Трансматик», отличающейся рядом преимуществ перед известной бесступенчатой клиноременной трансмиссией «Вариоматик», к оторая впервые поя вилась на голландской малолитражке ДАФ («За рулем», 1958, № 6). Собственно, общая схема автоматической трансмиссии не изменилась . В основе ее лежит передача ^крутящего момента на ведомые шкивыс ведущих кон ическихшкивов переменного диаметра, половинки которых могут сдвигаться или раздвигаться . При движении автомобиля перемещение полушкивов происходит под воздействием центробежных сил, при этом передаточное число трансмиссии изм еняетсяв соответствии с числом оборотов двигателя ивозрастающей скоростью автомобиля. Основное отличие «Трансматика» от «Вариоматика» — в передаточном элементе, с вязывающем конические шкивы. Если в «Вариоматике» им был клиновидный ремень, то здесь использован так называемыйтолкающий звеньевой привод. Он представляет собой пластинчатую стальную ленту, на которую надето множество передвижных металлических звеньев трапециевидного сечения. Крутящий момент от ведущих конических но значительного, прижимного усилия между стальными коническими шкивамии металлическими толкающими звеньямив «Трансматике» предусмотрен масляный насос высокого давления, гидравлика которого содействует, кроме того, осевому смещению шкивов. А по мнению специалистов, эта комп актнаяинесложнаяв производстве конс трукция превосходит «нормальные» гидродинамические автоматические коробки передач и по коэффициенту полезного действия. Однако пока «Трансматик» еще не применяется на автомобилях серийного производства.Общий вид экспериментальной бесступенчатой трансмиссии «Трансматик». шкивов на ведомые передается, таким образом, не за счет трения клиновидного ремня (как в «Вариоматике»), а смещением отдельных толкающих звеньев, котор ыенаправляются этой лентой и упираются одно в другое. Благодаря этому нов аяконструкция обеспечивает передачу значительно больших усилий и допускает повышение числа оборотов двигателя до 10 тысяч слишнимв минуту. Для обеспечения необходимого, доволь«Ремень» из стальных звеньев передаточный элемент новой автомобильной трансмиссии.