лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 26—33НА ПОСТУДень из жизни районной ГАИВ 8.00 он получил маршрутный лист и минут через пятнадцать уже выбрался на шоссе Городец — Ковернино. Его патрульный участок — от разъезда до села Бриляково. Высокий парень вко роткой меховой куртке и серой форменной ушанке с гербом Советского Союза здесь на дороге представитель Советской власти. И водители в бесконечном потоке машин, и сам старший сержант Геннадий Однолетков, молодой инспектор дорожного надзора Городецкого отделения ГАИ Горьковской области, так это и понимали. Каждое движение инспектора неторопливо, внушительно, его слова точны, весомы. Мне казалось, что Геннадий порой зря поднимает свой полосатый жезл. Но каждый раз выяснялось, что для этого была причина. Иногда серьезная, иногда пустяковая, вроде бы. Но на дороге и пустяк может угрожать безопасности движения. Вот мимо нас идет на положенной скорости чистый, ухоженный ЗИЛ. Никаких нарушений, а Однолетков останавливает его. Внимательно проверяет документы (с этого начинается любой контакт с водителем), возвращает и говорит: — У вас в правом заднем колесе камень. Камень, зажатый между шинами задних скатов, — угроза идущей позади машине. В любой момент он может вырваться, как из пращи, и ударить в ветровое стекло. С проселка на асфальт сворачивает редкий для зимнего времени мотороллер «Турист» с пассажиром. Едет неторопливо, спокойно, позади, как положено, номерной знак. А Однолетков, мельком глянув на сидящего за рулем, негромко говорит своим помощникам автодружинникам: — Верните-ка его сюда! Общественные инспектора Саша Манов, работающий в автоколонне 1304, и слесарь-инструментальщик заволжского моторного завода Саша Постников быстро садятся в «уазик», а через несколько минут возвращаются, конвоируя мотороллер. Однолетков проверяет документы — так и есть! У столяра колхоза «Красный маяк» Н. А. Иконникова нет прав мотоциклиста. Он даже не пытается оправдываться и удрученно смотрит, как составляется акт. — Откуда ты знал, что он без «прав»? — допытываюсь потом у Геннадия. Он пожимает плечами. Кто его знает — интуиция, вероятно, выработалась. А работает Однолетков в ГАИ всего лишь третий год. Правда, до этого был общественным инспектором и проходил школу у нынешнего начальника Городецкого отделения Николая Сергеевича Вагина, работавшего тогда автоинспектором в Заволжье. ...Идет седельный тягач «Колхида» с фургоном. В кабине три женщины, а положено, как известно, не больше двух пассажиров. — Чья машина, что везете? — Обслуживаю тарную базу райпотребсоюза, везем стеклопосуду, а это — грузчики, кто ж на складе разгружать будет? Однолетков качает головой, косится на меня, но отпускает машину. Ехать им недалеко, да и как иначе решить вопрос. Грохочет мимо трактор с прицепомтележкой и останавливается по взмаху жезла. Геннадий обходит прицеп иуко -Включите подфарники!Наступили вечерние сумерки. Правда, дорогу было видно еще хорошо, и, наверное, поэтому водитель «Жигулей» не спешил включить приборы внешнего освещения. Ничто не мешало спокойно ехать со скоростью 5060 км/час. Далеко впереди с включенными подфарниками показался встречный автофургон. Вот на нем замигал сигнал левого поворота, и фургон переместился к середине дороги. Водитель «Жигулей» продолжал двигаться с прежней скоростью в полной уверенности, что его пропустят. Однако, когда до грузовика оставалось метров 20—30, стало ясно, что этого не произойдет. Избежать столкновения не помогли и надежные вазовские тормоза. Разбита фара, смято левое крыло, капот. Перелетев с заднего сиденья на переднее, больно ушибся ребенок. Оказалось, что водитель фургона не заметил вовремя на темном фоне придорожной зелени темно-зеленые «Жигули». Столкновения наверняка бы не слу26чилось, если бы водитель легковой машины обозначил свой автомобиль своевременным включением внешних световых приборов — подфарников или фар ближнего света. Пункт 132 Правил дорожного движения требует: «При движении в темное время суток... должны быть включены внешние световые приборы». Казалось бы, ясно. Однако на любой дороге в вечерние и утренние сумерки можно встретить сколько угодно машин, которые с весьма приличной скоростью проносятся, к ак тени, с выключенными внешними световыми приборами. Поговори с водителями, и наверняка услышишь: «Да ведь я вижу дорогу на 100—200 метров». Но видят ли его? Ведь если автомобиль светлой окраски при таких условиях еще заметен встречным, то машина темных тонов становится трудноразличимой. Расчеты показывают, что для безопасного обгона со скоростью 90 км/час (предельной по правилам движения) тех, кто едет, скажем, 50 км/час, надо видеть встречный автомобиль, приближающийся на скорости 70 км/час, минимум за 510 метров. А если и обгоняемый имеет скорость 70 км/час, то это расстояние вырастает до 1178 метров. Иначе возникает реальная опасность столкновения.Однако слабеющий и рассеянный естественный свет не всегда обеспечивает необходимую яркость и контрастность темных машин. Они просто сливаются с фоном дороги, зеленых насаждений, особенно в темной части горизонта. К тому жеи водителю такой машины труднее и труднее заметить встречного из-за необходимости все внимательнее вглядываться в полотно дороги перед капотом по мере того, к ак густеют сумерки. Некоторые водители считают такую езду «втемную» даже свидетельством особого мастерства. На самом деле от такого «шика» в короткие часы утренних и вечерних сумерек на дорогах создается особо опасная обстановка. Желание обойтись без света, не ослеплять встречных оборачивается резким снижением безопасности движения, и прежде всего для самого «маскирующегося». Такой водитель, убежденный в том, что его машину видно, а значит все в порядке, часто психологически не готов принять своевременные меры при возникновении критической ситуации. Так и случилось с водителем «Жигулей» в аварии, о которой мы рассказали вначале. По-видимому, одной из основных причин невыполнения требования о своевременном включении внешних