Когда решают секундыЗаметки участника зимнего командного автомобильного ралли на Кубок СССР Стартуем в сумерках с вильнюсского стадиона «Жальгирис». На трибунах тысячи болельщиков — любителей автомобильного спорта. Зимнее командное ралли проводится в нашей стране с 1969 года. Теперь в нем разыгрывается Кубок СССР. И по числу зрителей, и по количеству участвующих команд видно, что популярность этих соревнований все время растет: в первых ралли стартовало девять команд, теперь их 41. Менялось название соревнований, но суть их осталась прежней. Три экипажа, составляющие команду, идут по трассе друг за другом, готовые в любую минуту прийти на помощь товарищам. Состав нашей литовской команды необычен: впереди Стасис Брундза с напарником Арвидасом Гирдаускасом, замыкают Каститис Гирдаускас — Ионас Сагатаускас, а посредине — молодой водитель Вилюе Рожукас и я. Два экипажа выступают на ВАЗ—2103, мы —на ВАЗ—21011. Что греха таить — наши «звезды» Брундза и братья Гирдаускасы переживают больше всего за нас, не без основания опасаясь, что мы не выдержим задаваемого ими темпа. Ведь Вилюе впервые участвует в зимних ралли и только четыре года назад научился водить автомобиль. Правда, в летних соревнованиях он несколько раз выступил успешно и выполнил даже норматив кандидата в мастера спорта. Но зимние дороги требуют зачастую совершенно иных навыков и приемов скоростного вождения автомобиля. За несколько дней до старта, получив маршрутную схему трассы, мы успели проехать наиболее интересные и опасные ее участки, составили дорожную легенду и скоростные стенограммы. Уже несколько лет скоростные участки проходим «вслепую» — штурман читает водителю стенограмму, а водитель выполняет все команды. Здесь нужно полное доверие, отточенное мастерство, исключающие малейшую ошибку. Иначе не миновать досрочного финиша в кювете или в лесу. Получается что-то вроде слепого полета, при котором пилот должен забыть об эмоциях и полностью довериться приборам. В автомобильном экипаже их функции выполняет второй водитель — штурман... Сегодня эта роль доверена мне. В руках у меня легенда трассы, в которой на 23 листах условными знаками отмечены 1625 километров. Для их прохождения нам отпущены две ночи и один день. Есть также объемистый журнал. Его 66 листов — это застенографированная характеристика 130 километров скоростных состязаний. Трасса разбита на три круга. Все они начинаются и заканчиваются в Вильнюсе. В каждом по несколько дополнительных состязаний: слаломов, кольцевых гонок на льду и ипподромах, дорожных гонок. С трассой дорожных соревнований участники ознакомились заранее, и все, естественно, понимают, что победит тот, кто затратит минимум секунд на прохождение двадцати двух «допов». Между кругами предусмотрены перерывы, всего около 8 часов. Одни в это время смогут отдохнуть, другим придется ремонтировать автомобили, как это было полгода назад у нассо Стасисом Брундзой, когда пришлось заменять вкладыши коленчатого вала и масляный насос, но все же удалось стать чемпионами Спартакиады и страны. Погода — как по заказу. Днем была оттепель, а к вечеру вызвездило, легкий морозец. Сразу же после старта — два круга по ледяной дорожке стадиона; несколько флажков следует объехать поочередно с разных сторон. Это состязание — в основном «работа на публику», и мы уверены, что оно не особенно повлияет на конечный результат. Но, как выяснилось позже, ошиблись. Оттренированные на скоростных участках проселочных дорог, где стрелка спидометра порой «ложится», а мотор ревет, надрываясь, и где разница в результатах между лидирующими командами одна-две секунды, на глади льда многие асы оказываются беспомощными. Со стороны кажется, что автомобиль стал неуправляемым, выходит из подчинения даже маститого мастера. Здесь обычные приемы вождения не годятся: стоит резко прибавить «газ» — и автомобиль разворачивается, притормозить — снова занос. На льду быстро с места не тронешься. На первом испытании мы затратили больше времени, чем ожидали. А в ралли дорога каждая секунда. В ходе дорожных соревнований любая минута отклонения от заданного графика оборачивается на пунктах контроля времени 60 штрафными очками. Кроме KB обозначенных (а их более 28) могут встретиться пункты внезапного контроля, которые организаторы вправе установить на любом участке. Сюда нельзя прибывать раньше расчетного времени. Поэтому приходится выдерживать режим, колеблющийся на разных этапах от 50 до 83 км/час. Разумеется, в дорожных соревнованиях мы обязаны соблюдать правила движения, проходить всю дистанцию в ремнях безопасности, а скоростные состязания и «спецэтапы» (так раллисты называют участки, где средняя скорость более 80 км/час) — в шлемах. Позади остались улицы Вильнюса. На лесных дорогах — ледяной панцирь, а кое-где укатанный снег. Иногда в кустах видим косуль и лосей, для которых заботливые руки расставили кор-Резервы естьДвигатели могут быть мощнее С каждым годом растет количество автомобильных соревнований, а вместе с этим — и автомобилей, участвующих в них. Усложняются условия проведения соревнований — в ралли включается все больше скоростных участков, кольцевые гонки проходят по трассам с более трудной конфигурацией. Со28вершенно очевидно, что достижение высоких спортивных результатов, обеспечение безопасности немыслимо сейчас без дальнейшего совершенствования технической подготовки автомобилей. Технические требования к спортивным автомобилям за последние три года, по существу, не менялись. В них делали лишь некоторые поправки, дополнения. Таким образом, спортсмены имели возможность полностью освоить изменения, которые разрешалось вносить в автомобили для улучшения их ходовых качеств. Необходимо, однако, признать, что эти возможности использовались далеко не в полном объеме, особенно если говорить об автомобилях группы 2, в которых допускаются значительные конструктивные изменения. Прежде всего это касается форсировки двигателей «москвичей» и «жигулей». Ведь отсутствие систематическихэкспериментальных исследований до сих пор не дает возможности определить оптимальные параметры систем газораспределения и выпуска, от которых в первую очередь зависит повышение мощности двигателей. Общепринятые способы форсировки увеличением степени сжатия и установкой нескольких карбюраторов в лучшем случае позволяют использовать имеющиеся мощностные резервы лишь процентов на тридцать. Недостаточно еще изучен и подбор наиболее выгодных передаточных чисел в коробке передач и главной передаче как для скоростных соревнований, так и для ралли. Большое значение в соревнованиях имеет, как известно, снижение веса и повышение устойчивости автомобиля. Между тем и здесь резервы далеко еще не использованы. Чаще всего спортсмены снимают коврики, подушки и спин-