ошибка. Трофимова на дорожке не спутаешь ни с кем другим. Трофимовская посадка. Трофимовская тактика. Трофимовская жажда борьбы до последней возможности, до последней секунды. Да, выступал Виктор так, словно и не было недавней травмы. Даже неудача в первом заезде не поколебала его шансов пробиться в восьмерку сильнейших, которые получают право стартовать в мировом финале. А потом любители спидвея узнали, что капитан сборной СССР на стадионе «Уэмбли» в Лондоне заслужил самые горячие овации английских болельщиков, которые обычно очень скупы на выражения восторга в адрес зарубежных мотоциклистов. Героем «Уэмбли» назвали тогда корреспонденты Виктора Трофимова, хотя он и занял место в середине таблицы. Просто не было равных ему по храбрости, энергии, решительности. И на командном финале Трофимов задал тон, Еыиграв первый заезд у самых титулованных соперников, и наши ребята вернули себе вице-чемпионское звание. Не раз и не два выручал Трофимов сборную команду. Выручал, когда помощи от него и не ждали. Уфа, четвертьфинальные соревнования командного чемпионата мира. За две путевки в полуфинал сражаются советские, польские и чехословацкие «гаревики». Остаются две заключительные серии заездов, а наши спортсмены на третьем месте. Тренеры подбадривают ребят, но те нервничают, допускают на дорожке элементарные ошибки. Рядом Виктор Трофимов, он запасной—еще не зажила нога. Ох, как нужен сейчас этот гонщик. Ведь Виктор — типичный командный боец, выступает тем лучше, чем труднее товарищам. Может проиграть личную гонку, но в командной просто незаменим. Трофимов сам подошел к тренерам и попросил выпустить его в оставшихся двух заездах. Концовку соревнований помнят все, кто был тогда на уфимском треке. Наша команда сделала, казалось, невозможное. И победные очки привез на финиш Виктор Трофимов.Восемнадцать лет в спидвееВ условленный день с Трофимовым встретиться не удалось. Прилетев в Ровно, я узнал, что он как член президиума областного комитета ДОСААФ уехал в колхоз на совещание председателей первичных организаций Общества. Утром Виктор позвонил. И вот мы сидим в его квартире. Кубки, медали... Их много, очень много. Они хранят память о выступлениях Трофимова почти во всех странах Европы. Не исключено, что эта коллекция вскоре пополнится новыми трофеями. Дочь Татьяна, 16-летняя школьница, делает успехи в баскетболе, а 14-летний Володя пошел по стопам отца — он дважды бронзовый призер чемпионатов Украины по мотокроссу среди мальчиков. Наш разговор, естественно, вновь заходит о минувшем спортивном сезоне. Историю о том, как Виктор оказался среди участников европейского финала в Быдгоще, я узнал от главного тренера сборной Геннадия Петровича Фомина. На соревнования Виктора взяли скорее всего для поддержки команды. А на тренировке он подошел к тренеру и предложил: — Дайте мне проехать вместе со всеми. Кто будет лучше, того завтра и поставьте. После прикидочных заездов сомнений у Геннадия Петровича не было — Трофимов показал самые быстрые секунды. А сейчас рассказывает Виктор: — Конечно, я мог и не выступать. Травма есть травма. Но ведь нам не безразлично, сколько наших попадет в мировой финал. Ехать было трудно, приходилось обе ноги все время держать на подножках — даже в поворотах, а это не плюс в гаревых гонках. Вообще-то я не ставил перед собой задачу победить — главное быть в восьмерке, но вполне мог оказаться и призером. Судья признал меня виновным в падении норвежца, и в первом же заезде я оказался без верных двух очков. Но главное было достигнуто — пробился в финал. Это один из эпизодов восемнадцатилетней спортивной биографии Виктора Трофимова. И тоже эпизоды — четыре серебряных и три бронзовых медали, привезенные с командных первенств мира, золотая медаль чемпиона страны и IV Спартакиады народов СССР 1967 года, две бронзовые за выступления во всесоюзных первенствах, Почетная гра. мота Президиума Верховного Совета Украины за спортивные достижения. Восемнадцать лет, из них четырнадцать в сборной команде. Не хватит ли? — Из спорта уходят по-разному, — говорит Трофимов. — Одни в зените славы, непобежденными чемпионами. Это считается красиво. Другие — потому что достигли какого-то предела, дальше которого шагнуть не в силах. V меня же нет ни первой, ни второй причин. Чувствую, что могу ехать лучше. Виктор умалчивает еще об одной причине. Не меньше, чем сборной, он нужен здесь, в Ровно, родной его команде «Радуга» — одному из старейших в нашей стране спортивных коллективов мотоспортсменов. В том, что «Радуга» дала нашему спидвею ряд известных гонщиков, есть, безусловно, доля труда и Виктора Трофимова. В свое время рядом с ним шлифовали мастерство Евгений Михель, Борис Горка, Виталий Шила, Константин Кришталь, сейчас покинувшие гаревый трек, но не расставшиеся со спортом. Теперь тренируются Григорий Хлыновский — один из лидеров сборной и включенные в нее Владимир Рожанчук и младший брат Хлыновского Павел. Каждый из них что-то перенял от Трофимова. Спидвей в Ровно давно один из любимейших видов спорта. Команда все время под пристальным вниманием обкома ДОСААФ и областной федерации мотоспорта, заместителем председателя которой является студент пятого курса ровенского института инженеров водного хозяйства коммунист Виктор Трофимов. Он возглавляет комиссию пропаганды. Встречи со школьниками, учащимися техникумов, военнослужащими — это тоже его жизнь в спидвее. И нет ничего приятнее для Виктора, чем видеть неподдельный интерес слушателей, желание приобщиться к спорту. Значит, спидвей приобрел новых поклонников, значит, есть надежда, что в «Радугу» придет пополнение, чтобы вместе с ветеранами приумножать славу родного клуба, родного города. Б. ЛОГИНОВПо письму приняты мерыЧитателей продолжает интересовать тема автосервиса. Свидетельство тому — редакционная почта. И большая часть ее, к сожалению, жалобы. Так, о недобросовестном обслуживании на местной СТО № 8 нам сообщил житель г. Пушкина (Ленинградская область) Ю. М. Смолов. Не все еще ладно и на симферопольской СТО Волжского автозавода: из-за бюрократизма и волокиты работников этой станции обслуживание и ремонт автомобиля мурманчанина А. Н. Голованя затянулись на несколько месяцев. С замечаниями о работе Воскресенского спецавтоцентра ВАЗа пришли письма от жителя Московской области Б. М. Стрельцова и А. В. Мошкунова из Рязани, Е. С. Ведерников из Лиепаи был плохо обслужен местной СТО №. 4, а В. Ф. Васильев — мурманской станцией. Вызвала нарекания работа одесского спецавтоцентра ВАЗа. Все жалобы редакцией были направлены для принятия мерв соответствующие организации. Вот что нам ответили. Начальник производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» Р. Д. Кислюк: «За бюрократизм, волокиту, грубое нарушение предписания Управления по удовлетворению заявления А. Н. Голованя объявлен строгий выговор старшему инженеру симферопольской СТО В. Н. Никулину и инженеру по гарантии И. И. Вахмянину. За слабый контроль работы гарантийной службы директору станции В. А. Петрову объявлен выговор и предложено провести мероприятия, исключающие подобные случаи в работе персонала станции. В свою очередь, руководство симферопольского спецавтоцентра, которому непосредственно подчиняется станция, принесло извинение тов. Голованю. Ему срочно авиапосылкой был выслан редуктор заднего моста. Кроме того, Управлением принимаются меры по наведению порядка в работе других станций, которые отметил в своем письме автолюбитель». Директор ленинградского производственного объединения «Автотехобслуживание» Б. И. Михайлов: «Начальнику пушкинской СТО M8 А. П. Петрову fc строго указано на необходимость точного выполнения требований «Правил предоставления и пользования услугами СТО». За упущения в работе мастер станции Н. П. Нетесов предупрежден, а контролеру-приемщику В. П. Ивановой объявлено замечание. Деньги за невыполненные работы Ю. М. Смолову возвращены». Главный инженер «АвтоВАЗтехобслуживания» Р. С. Вшивцев: «Решением балансовой комиссии за недоброкачественное обслуживание автомобилей в Воскресенском спецавтоцентре главный инженер В. И. Кочетков строго предупрежден». Главный инженер специализированного производственного предприятия «Автосервис» Латвийской ССР В. Я. Витолс: «За необоснованный отказ в замене масла на автомобиле Е. С. Ведерникова начальнику СТО № 4 г. Лиепая Л. В. Кожушкевичу снижена премия за IV квартал 1S75 года». Главный инженер объединения «Росавтотехобслуживание» В. И. Борисов: «Мурманским транспортным управлением за нарушения дисциплины в выполнении технического обслуживания автомобилей объявлен строгий выговор директору и заместителю директора местной СТО. В штатное расписание станции введена должность мастера-приемщ ика заказов на правах ОТК. Приняты меры, направленные на повышение качества обслуживания». Начальник бюро писем «АвтоВАЗтехобслуживания» А. И. Гусев: «Работа одесского спецавтоцентра проверялась комиссией управления . Недостатки, отмеченные в жалобах автолюбителей и областной газете «Знамя коммунизма», подтвердились. За слабое руководство и упущения в работе директор центра В. Я. Авлахов строго наказан по партийной линии. Меры дисциплинарного воздействия приняты к главному инженеру А. Я. Бондаренко и заместителю директора тов. Вялому. Чтобы кардинально улучшить обслуживание в спецавтоцентре, выработан ряд конкретных мероприятий».31