Слово делегату съездаА. А. ЖИТКОВ, генеральный директор объединения «АвтоВАЗ», делегат XXV съезда КПСС Прошло всего три месяца, как завершил свою работу XXV съезд нашей партии. Но уже сегодня можно реально и во всей полноте почувствовать величественность перспектив очередного этапа коммунистического строительства, намеченного решениями съезда. Подлинно всенародным стало социалистическое соревнование за повышение эффективности производства и качества работы, за успешное выполнение народнохозяйственного плана первого года пятилетки. Как иу всех делегатов съезда, у меня осталось ощущение и понимание того, что все мы были непосредственными участниками исторического события. В речи при закрытии съезда Леонид Ильич Брежнев, выражая наши общие чувства, сказал, что XXV съезд займет в плеяде партийных съездов свое особое, неповторимое место. В этом же выступлении Генеральный секретарь ЦК КПСС назвал некоторые добрые дела, замечательные результаты ударного труда, которыми советские люди встретили XXV съезд Коммунистической партии. На одном из первых мест он поставил создание новых моделей ВАЗ, пополнивших семью советских автомобилей Мы гордимся этим. И в то же время понимаем, сколь велики и ответственны задачи нашего коллектива в предстоящем пятилетии, какой большой шаг вперед нам предстоит сделать. Автозаводцы хорошо потрудились, встречая съезд. И хотя девятая пятилетка уже славное достояние истории, ее достижения для нас — точка отсчета и мера требовательности при определении линии роста, линии дальнейшего прогресса нашего объединения. Работу автомобильного завода прежде всего характеризуют количество и качество выпускаемых машин. Цифры эти приведены в таблице. Суммируя их, можно увидеть, что за годы девятой пятилетки ВАЗ дал стране 2 292 860 автомоб илей — 50,4% общего числа легковых машин, выпущенных в Советском Союзе. В конце 1976 года с конвейеров сойдут трехмиллионные «Жигули». Новая модель ВАЗ—2106 (в центре), производство которой начато в первом году десятой пятилетки. Фото Ю. Белозерова (ТАСС)В конце 1973 года сошли с конвейера миллионные «Жигули», а в 1975 году был взят двухмиллионный рубеж, Мы горды тем, что превысили с 1971 по 1975 годы план на 26 500 машин, что задание пятилетки по производству автомобилей выполнили к 16 декабря 1975 года, что в последнем ее году все четыре модели «жигулей» аттестованы государственным Знаком качества. Радуют нас, волжан, и успехи коллективов КамАЗа, АЗЛК и РАФа, которые шагнули в десятую пятилетку с новыми моделями машин. 1976 год знаменателен для коллектива Волжского автомобильного и тем, что это наш первый юбилей. Оглянемся на десять лет назад, всего на десять лет1 4 мая 1966 года был подписан протокол о сотрудничестве с фирмой ФИАТ в создании крупнейшего в Советском Союзе завода для производства легковых автомобилей. Уже осенью на гигантской строительной площадке близ Тольятти начаты планировочные работы, а 21 января 1967 года экскаватор вынул первый ковш грунта. 9 сентября 1970 года, развернув свежий номер «Правды», советские люди на первой странице прочли сообщение: «С главного конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки». Невиданные доселе сроки! Юбилейный год коллектив ВАЗа рассчитывает завершить трехмиллионным автомобилем. Если рассматривать перспективу на всю пятилетку, то прежде всего отметим, что к 1980 году планируется увеличить производственные мощности завода на 10% по сравнению с проектными, то есть поднять выпуск автомобилей с 660 до 726 тысяч в год. Хорошо помню, как на XXV съезде Леонид Ильич Брежнев, говоря о запроектированных в десятой пятилетке показателях развития народного хозяйства, указывал, что их намечено достичь с меньшими, чем в предыдущие пять лет, темпами роста капиталовложений, и поэтому важно «перенести упор на более полное использование действующего оборудования, уже созданных мощностей. Это и есть линия на интенсификацию народного хозяйства». В развитие этих положений мы намечаем достичь увеличения производства автомобилей главным образом за счет модернизации технологических процессов и оборудования. В нынешнем году завод должен изготовить 682 тысячи автомобилей, то есть на 22 тысячи больше, чем предусмотрено проектной мощностью. Однако, проанализировав свои возможности, коллектив взял социалистическое обязательство выпустить сверх этого плана еще 1500 машин. Среди ближайших задач первого года пятилетки — освоение массового производства более комфортабельной из всех выпускаемых нами моделей, ВАЗ—2106 с 80-сильным двигателем. Сборка ее уже начата в феврале, а к концу года с конвейера сойдет более 40 тысяч таких «жигулей». Наряду с общими задачами, вытекающими из «Основных направлений развития народного хозяйства на 19761980 годы», для нашего завода есть еще и специальная, определенная этим документом. Речь идет о производстве легковых автомобилей для села. Если в прошлые годы основными потребителями нашей продукции были городские автомобилисты, то теперь мы озабочены тем, чтобы дать современную комфортабельную машину и сельским жителям. Читатели журнала знают, что такой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ—2121 уже разработан нашими специалистами. В соответствии с социалистическими обязательствами, взятыми коллективом «АвтоВАЗа», опытная партия из 50 машин ВАЗ—2121 была изготовлена уже к открытию XXV съезда КПСС. Производство этой модели мы начнемВАЗ в 1977 году. А сейчас полным ходом идет строительство сборочного корпуса для нее. В третьем квартале предстоит уже приступить к монтажу оборудования. Проектная мощность нового корпуса — 50 тысяч машин — будет достигнута в 1980 году. Что касается ассортимента моделей, то он постоянно будет расширяться, и завод не планирует, вопреки опасениям некоторых автолюбителей, свертывать выпуск модели «2101». Она пользуется устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках, и в настоящее время на ее долю приходится четверть ежесуточного выпуска «жигулей». Думая о предстоящем налаживании производства новых моделей, я с большим вниманием слушал доклад А. Н. Косыгина, который, в частности, указал, что в десятой пятилетке «Для отраслей с крупносерийным и массовым производством будет освоен выпуск автоматических линий, которые быстро переналаживаются на изготовление деталей различных размеров. Благодаря этому можно будет в более короткие сроки и со значительно меньшими затратами осваивать производство новых моделей автомобилей...» Я понял, что у автомобилестроителей теперь будет реальная возможность быстрее внедрять более совершенные конструкции, по-новому вести перспективные разработки. Помимо решения собственных задач, в десятой пятилетке нам предстоит сотрудничать с другими предприятиями отрасли. Сейчас наши специалистьт, направленные на КамАЗ, помогают молодому коллективу в Набережных Челнах в пуско-наладочных работах. На предприятиях «АвтоВАЗа» в 1976—1980 годах получит дальнейшее развитие производство деталей и узлов для других автомобильных заводов. Так, «москвичи»комплектуются колесами, изготовленными в Тольятти, а в ближайшее время на димитровградском автоагрегатном заводе, входящем в объединение «АвтоВАЗ», начнется выпуск карбюраторов типа ВАЗ для «москвичей». Очерчивая широкое многообразие задач, которые стоят перед объединением, хочется особо остановиться на вопросах обеспечения качества и эффективности. В этом году мы должны подтвердить аттестацию на Знак качества моделей ВАЗ—2102 и ВАЗ—2103. Это будет ко нечным результатом сложной и большой работы. На съезде партии нашло всеобщую поддержку новое направление в развитии социалистического соревнования — соревнование коллективов предприятий, поставляющих сырье, материалы, комплектующие изделия, с коллективами заводов и фабрик, выпускающих готовую продукцию. Оно является действенным стимулом в повышении качества на всех этапах производства — от сырья до конечной продукции. Именно по этому пути пошел коллектив «АвтоВАЗа». В его социалистических обязательствах уже на 1976 год выдвинут лозунг «Знак качества — от сырья до готового автомобиля», который ко многому обязывает коллективы всех смежных производств. Мы рассчитываем, что таким образом сумеем оказать влияние на миньярский металлургический завод, волжский завод резинотехнических изделий, магнитогорский металлургический комбинат, лысковский электротехнический завод и на другие предприятия, к сырью и комплектующим изделиям которых имеем еще претензии. Конечно, мы понимаем проблему качества широко. Она охватывает, в частности, и совершенство технологии, и продолжительный срок службы изделия, и обеспечение нужными запасными частями. Поэтому уже в нынешнем году намечено внедрить в производство бо лее совершенные технологические процессы и конструктивные изменения, расширить применение защитных антикоррозионных материалов. Запланированные мероприятия создадут основу для увеличения срока гарантийного обслуживания «жигулей» с 12 до 18 месяцев и удлинения пробега без капитального ремонта на 25 тысяч километров. В свое время наш коллектив обратился ко всем машиностроителям страны с призывом обеспечить работоспособность изготовленной техники в течение всего срока ее эксплуатации. В его развитие «АвтоВАЗ» выступил с инициативой развернуть соревнование с заводами-смежниками за полное удовлетворение по требности в запасных частях к автомобилям. Со своей стороны автозаводцы обязались уже в нынешнем году увеличить выпуск запасных частей на 25% по сравнению с последним годом девятой пятилетки, а объем услуг населению по техническому обслуживанию автомобилей — на 35%. И это при росте производства автомобилей примерно на 2%. Таким образом, производство запасных частей и сервисные работы будут развиваться опережающими темпами. Десятая пятилетка потребует от коллектива объединения напряженного труда. Расширение производства, освоение новых моделей, борьба за высокую эффективность и качество работы требуют от всех нас полной отдачи энергии. Опираясь на опыт и мастерство, единство слова и дела, ярко проявившиеся в коллективе за годы девятой пятилетки, можно с уверенностью сказать, что труженики «АвтоВАЗа» в десятой пятилетке достигнут новых высот.В ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКЕРост производства на Волжском автомобильном заводе По отдельным моделям Годы Всего за год ВАЗ-2101 21 172 311 379 371 212 530 175 273 007 620 871В2т02ВАЗ—2103ВАЗ—21011\ '*;1970 1971 1972 1973 1974 1975 Итого21 172 322 492 638 667530 360 806 300 209 185— 185 11 015 46 233 53 540 55 282 166 255518 67 060 195 043 220 522 483 14318 006 178 510 196 5162 314 3901 468 476