СПРАВОЧНАЯЦЕНА ОБСЛУЖИВАНИЯ «ЖИГУЛЕЙ»В. Костриков из Казахстана , В. Гурлей из Кишинева, д ругие читатели просят объяснить , почему их затраты на обслуживание «Жигулей» на СТОА превышают сумму, которая приведена встатье «Позади сто тысяч», о публикованнойвфевральском номере «За рулем». К. Семенихин из Тулы просит уточнить цену на амортизаторы. В названной статье приведена только цена работ, п еречисленныхв том или ином талонесервиснойкнижки . Цена материалови деталей, ф актически использованных при обслуживании, указыв ается отдельно вдокументе (счете, заказе-наряде. к витанциии т. п.), по которому производится Ъасчет со станцией . Для справоксообщаем действующие ныне ценыи требуемое обычно количество основныхдеталейиматериалов : фильтр воздушный — 3 руб., фильтр масляный — 4 руб., масло моторное М-10Г — 2 руб. 70 коп. (3.75 литра), масло трансмиссионное ТАд-17 — 1 руб. 14 коп. (1,5 литра), т ормознаяжидкость «Нева» — 1 руб. 05 коп. (0,3 литра), охлаждающая жидкость ТОСОЛ-А40 — 5 руб. 47 коп. (9,6 литра), с мазка ЛИТОЛ-24 — 29 коп. (0,14 кг). Р асход некот орыхматериаловвзависимости от фак тически выполняемой работы может отличаться от приведенного здесь. Так, если охлаждающуюжидкостьменять не требуется, то для восстановления ее уровня может понадобиться всего 0,51 литр. Цена переднихизадних амортизаторов — соответственно 16 и 15 руб. з а штуку.завода в приведенном примере правильны. Сейчас встранесуществует довольно широкая сеть специализированных автоц ентровистанцийобслуживания , оснащенных оборудованием, специальными приспособлениямииинструментом , необходимым для обслуживанияи ремонта автомобилей ВАЗ. Возросла и квалиф икацияработниковстанций . При самос тоятельномжеобслуживании автомобиля возможны ошибки, к оторые могут привести кпреждевременному выходу из строя отдельных деталей. В этих случаях завод не несет ответственности за состояние машины . Поэтому усл овиягарантии на автомобили ВАЗ были изменены : одним изпунктов их стало обязательное проведение технического обслуживания после установленного пробега на одной из станций. В противном случае владелец автомобиля лишается права на гарантию . В свою очередь, спецавтоцентры и СТО объединения «АвтоВАЗ» г арантируюткачество работ: по техническому обслуж иванию по талонамсервиснойкнижкив течение 10 суток или 1тысячи килом етров пробега. Т акиежегарантии уст ановленыи на текущийремонт автомобиля, а грегата или узла . Качество капитальной окраски кузова гарантируется в течение трехмесяцев , а капиталь ного ремонта агрегатов — в течение шестимесяцев или 10 тысячкилометров пробега. Может случиться, что в период гарантии возникнут какие-либо неисправности, с вязанныесвыполненными работами. Тогда они устраняются автоцентр ом или станцией , в ыполнявшими их, б есплатнои вне очереди, но только в том случае, если владелецмашины не пытался что-либо сделать своими силами. При нарушении этого условия гарантия на выполненные услуги аннулируется, а неисправностиустраняютсяв обычном порядке .ОФОРМЛЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯКак и где оформлять туристские путешествия на автомобилях и мотоциклах? Где приобрести путеводители имаршрутные схемы? Эти вопросы задают нам В. Черепнин с Сахалина, А. Борщев из Приморья и другие читатели. Отвечает работнин Центрального совета по туризму иэкскурсиям Г. Котов. В ладельцы автомобилей имотоциклов , желающие путешествовать на своем транспорте, могут оформить походы всоответствующихреспубликанских , к раевых или областныхсоветах по тур измуиэкскурсиям или городских клубах туристов , в большинствеиз котор ых работают секцииавтомототуристов . Те, кто оформитпутешествияв соответствии сдействующими « П равилами организации и проведения самодеятельных туристских походов ипутешествий на территории СССР», имеют возможностьпосле их окончанияполучить соответствующие спортивныеразряды по туризму (см. «Единую Всесоюзную спортивную классификацию » ) . Путевым документому организованн ых туристов является «Маршрутный лист» (форма № 3 Тур), в ыдаваемый для путешествий прощеIкатегории сложности, или « М аршрутнаякнижка » (форма № 5 Тур), д ающаяправо на совершениепутешествий I—V категорийсложности . Выдаче «Маршрутной книжки» или «Маршрутного листа» предшествует проверка подготовленности группык путешествию в туристских маршрутноквалификационных комиссиях (МКК), созданных различными организациями, в том числе обществами автомотолюбителей, п ритуристскихсекцияхи клубах по согласованиюссоответствующим советом по туризму и экскурсиям. Такие проверкипредставляют собой беседы членов МКК сучастниками готовящ ихся походов ирассмотрение «Заявочной книжки » (форма № 4 Тур), к оторуюгруппапредъявляетвкомиссию . В «Заявочную книжку» вносят сведения о составе, в ыбранноммаршруте , сроках проведения, снаряжении, з апасных час тяхиремонтном наборе, н аличии мед ицинскойаптечкии т. п. МКК, к роме того, в случае необходимости консультируетгруппуо сложностях выбранного маршрута, рекомендует литературу, следит по сообщениямо маршрута о прохождении его группой , заслушивает отчет опутешествияхи принимает решения о присвоении разрядов. Если библиотека клубатуристов не располагает необходимыми изданиями для разработкимаршрута , р екомендуем обращаться в магазин, высылающий литературу почтой, по адресу: Москва, Е-116, ул. Э нергетическая , 8, магазин № 104 «Глобус».ЗАВОДЫ-ВЕТЕРАНЫ«Меня интересует, — пишет Ю. Фон арев из Кинешмы , — с колько заводов, н ачавшихпроизводство автомобилей в конце прошлого века, дожили до наших дней». Из заводов — п ионеров автомобилестроения, начавших выпуск машин еще в XIX веке, с охранили прежний проф иль до настоящеговременименее полутора десятков. Приводим перечень их (в современномименовании ) с указани ем года началапостройки автомобилей: АВЭ (ГДР) — 1898, «Даймлер-Бенц» (ФРГ) —• 1886, «Дэймлер» (Англия) — 1896, «Олдсмобиль» (США) — 1897, «Опель» (ФРГ) — 1897, «Пежо» (Франция) — 1890, «Рено» (Франция) — 1899, «Санбим» (Англия) — 1899, «Скания-Вабис» (Швеция) — 1897, «Татра» (ЧССР) — 1897, «Торникрофт» (Англия) — 1896, «Уайт» (США) — 1899, ФИАТ (Италия) — 1899.ГАРАНТИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ «АвтоВАЗ»Многие наши читатели, владельцы «жигулей», просят объяснить, пра. вильно ли поступают на станциях обслуживания ВАЗа, отказывая в гарантийном ремонте автомобиля, если владелец машины сам провел ее обслуживание. Мы обратились за разъяснениями на Волжский автозавод, и в ответ нам сообщили, что действия представителейВМЕСТО ВТУЛОКШАРИКОВЫЕ ПОД!!«Некоторые владельцы ижевских мотоциклов заменяют втулки в узле крепления задней вилки шарико выми подшипникамии очень довольны результатами. Р асскажите , пожалуйста, к ак это делается», — просит В. Костровой из Хабаровска. Приводим способ переделки вилки, описанный вкниге «Ижевские мотоциклы» под редакцией Г. Л . Писарева (изд. «Удмуртия», Ижевск, 1974). В снятой иразобраннойзаднейвилкерастачивают диаметром 31,958—31,983 мм (32Нп) на глубину 26,00—26,28 мм посадочные места для подшипникови изготовляют две упорные шайбы6 (см. рисунок) и распорнуювтулку 3. Эту втулку вставл яютв вилку, з апрессовываютс обеих сторон по два шарико в ыхподшипника 201, кладут нанихфетровыесальники5изакрываютупорнымишайбами 6. В подшипники набивают конс истентнуюсмазку ЛИТОЛ-24 или ЦИАТИМ-201, к оторую затем меняют по мере надобности.В илкасподшипниками : 1 — в илка ; 2 — ось; 3 — р аспорная втулка; 4 — п одшипники 201 (20X32x12); 5 — ф етровый сальник; 6 — у порная шайба; 7 — ш айбараспорной втулки.38