16
17
18
ТолькоАВТОАКЭБИТЕАЬпо секретуНа все случаиНедавно разработано, запущено в производство надежное электронное устройство. Оно включает звуковой сигнал машины при попытках открыть любую дверь, капот, багажник, при изменении пространственного положения кузова. Кроме того, включение охраны отключает систему зажигания. К ак видите, достоинства немалые. Что же предлагается автолюбителям? Весь комплект показан на рис. 1. Это ключ-разъем (малогабаритный многоконтактный разъем из вилки Ш1и розетки Ш2), электронный блок ЭБ («черный ящик», набитый «электроникой», которая управляет всеми сигналами сторожа), шесть нормально закрытых кнопочных включателей В1... В6, один нормально открытый включатель В7, инерционный датчик ИД и провода. Общая масса комплекта — 1,2 кг, а размеры ясны из сравнения с линейкой, помещенной на снимке. На рис. 2 представлена схема соединений устройства при установке его на автомобиль и блок-схема электронного блока. Устройство может находиться в трех состояниях: включенном, выключенном и готовности. Последнее — его можно еще назвать состояние охраны — собственно рабочее положение системы; автомобиль находится в статическом положении, все двери, капот и багажник закрыты, зажигание выключено. Попытка открыть двери, изменить положение кузова или включить зажигание вызовет прерывистые сигналы сирены и блокировку зажигания. При этом, если будет открыта дверь водителя, сигнал сработает через 10—20 секунд. Так сделано, чтобы вы успели, открыв дверь, отключить сигнализацию. Весь секрет в том, к ак вы припаяете три провода к клеммам вилки многоштыревого разъема (Ш1 на рис. 1) и соответственно его розетки (Ш2). Тут каждый принимает решение индивидуально, к аки выбирает место установки этого разъема, благодаря чему обеспечивается достаточная секретность и эффективность системы. Работает она так. Водитель, оставшись один в салоне и закрыв все двери, освобождает шарик инерционного датчика (ИД) и поворотом корпуса ставит датчик в исходное положение. Затем открывает свою дверь, вынимает вилку П11 из розетки Ш2, выходит из машины и закрывает дверь. Система приведена в состояние «готовность». Особенности и достоинства конструкции такого сторожа в следующем. Вопервых, устройство инерционного датчика позволяет пользоваться им не только на горизонтальной площадке, но и когда автомобиль стоит на уклонах до 20°. Во-вторых, система не имеет выключателей вне зоны защиты, аКак сделать, чтобы, кроме вас, никто не мог воспользоваться вашим «Москвичом», «Запорожцем», «Жигулями»? Как сделать, чтобы нечестный человек (что греха таить, еще есть такие) не залез в машину на стоянке, не извлек из багажника запасное колесо и инструмент? Эти вопросы волнуют всех автолюбителей, тем более что при годовйх осмотрах ГАИ требует наличия ПЗУ (как официально именуют устройства, защищающие автомобиль от хищения).сам выключатель (многоконтактный разъем) достаточно индивидуален для каждого «сторожа». И третье: реле времени позволяет владельцу ставить машину на охрану и снимать с нее, не беспокоя окружающих. Наш электронный блок (ЭБ на рис. 2) — это помещенная в пластмассовую пылезащитную коробку печатная схема, включающая две системы запуска С31 и С32, реле времени РВ, генератор Г, реле Р1и Р2 и конденсатор С. Схема запуска С31 включает реле времени при замкнутых контактах включателя В1, то есть когда вся система приведена в готовность, а дверь водителя открыта. Схема запуска С32 дает ток на генератор при поступлении импульса от реле времени, от любого включателя или инерционного датчика. Генератор Г устроен таким образом, что периодически включает реле Р1 , замыкающее контакты Р1/1 и соответственно кнопки звукового сигнала КС. Промежуточное реле Р2 нужно для приведения устройства в состояние готовности. И последнее, о чем хотим сказать. Этот автосторож запущен в производство. В нынешнем году в продажу поступит 1500 комплектов. Цена каждого 27 рублей.Рис. 1. Комплект сторожа: Ш1 и Ш2 — ключ-разъем (вилка и розетка); ЭБ — электронный блок; В1... В6 — шесть кнопочных включателей; В7 — включатель водительской двери; ИД — инерционный датчик.ЭБet..-веРис. 2. Монтажная схема. Обозначения те же, что на рис. 1; дополнительно: КС — кнопка подачи звукового сигнала; КЗ — контакт низковольтного вывода катушки зажигания; Б — аккумулятор. Обозначения на схеме электронного блока: С31 и С32 — схемы запуска; РВ — реле времени; Г — генератор; Р1 и Р2 — реле; С — конденсатор. "16 Известны самые разнообразные «патенты», применяемые автолюбителями для защиты от угонщиков и воров. О некоторых самодельных конструкциях мы рассказывали (1967, № 1; 1968, № 7). Целый ряд таких устройств, как говорится, на любой вкус, выпускает промышленность. Тут и хитрые транзисторные схемы и простецкие, но надежные замки — на рулевое колесо или педали тормоза и сцепления. После тщательного отбора мы решили рассказать о двух достаточно сложныхэлектронных устройствах, производство которых начинается в этом году, и одном самодельном (его предложил И. Шор из Вильнюса), более простом стороже, для изготовления которого не требуются ни дефицитные детали, ни специальные радиотехнические знания. Эти , достоинства и послужили основанием для публикации, когда мы рассматривали различные «домашние» устройства. Благодарим всех, кто прислал нам свои схемы защитных устройств.Сторож «Саргис»Так назвали устройство, разработанное в Специальном проектном конструкторско-технологнческом бюро средств автоматизации в г. Вильнюсе. Назначение прибора — поднять тревогу при попытке злоумышленника проникнуть в машину или снять одно из колес. «Саргис» универсален и подойдет для любого легкового автомобиля. Сигнал может срабатывать при изменении положения кузова, при попытке открыть двери, капот или багажник, при повороте ключа зажигания. И эти ловушки можно расставлять как все вместе, так и по отдельности в любых сочетаниях. Принципиальная электрическая схема прибора приведена на рис. 3. Она состоит из трех «блоков». Первый — так называемый чувствительный элемент (Э1); конструктивно узел выполнен в виде подпружиненного рычага с контактом, замыкающим сеть при ка-чанни кузова. Второй — система задержки сигнала, обеспечивающая спокойный выход владельца из машины после включения «секретки»; на схеме это зона, куда входят резисторы Р1 — Р5, конденсатор С, стабилитрон Д1, транзисторы Т1—ТЗ. Третий — схема включения звуковых сигналов, которая содержит резисторы Р6 — Р 8 , диоды Д2—ДЗ, тиристор Д4, транзистор Т4 и выключатели В1 и В2. Четвертый — выключатели ВЗ и В4, которые непосредственно соединены с бортовой сетью автомобиля. В тех машинах, где звуковой сигнал непосредственно связан с включателем, перемычка Э2 ставится в положение I—III. А там, где сигнал подключается через контакты реле сигналов, она ставится в положение I — П . Если замкнут только один из включателей — В4, звуковой сигнал начинает работать при качании кузова или изменении его положения, и система начинает срабатывать только после того, как владелец выйдет из машины и датчик чувствительного элемента установится в нулевом положении. Включение только второго тумблера — ВЗ приводит в действие сигнализацию при попытке включить зажигание. В обоих случаях тревогу поднимет и открытие капота или багажника, на которых нужно смонтировать кнопочные включатели В1 и В2. Можно воспользоваться имеющимися концевыми включателями освещения багажника и подкапотного пространства. В результате срабатывания обоих включателей — ВЗ и В4 сочетаются все перечисленные элементы, и звуковой сигнал затрубит при попытке открыть капот или багажник, при подъеме одной стороны машины или нажатии на нее, при повороте ключа в замке зажигания. Все элементы устройства, кроме включателей и чувствительного элемента, установлены на печатной плате (рис. 4), которая вместе с ним помещена в общем' пластмассовом корпусе (рис. 5). На боковые стенки корпуса выведены контакты, к которым подсоединены провода от всех включателей и бортовой электросети. На верхней стенке корпуса установлен регулировочный винт чувствительного элемента, а на лицевой стороне — ручка, обеспечивающая фиксацию его пружины. Назначение устройства — устранять стук пружины при езде. Включатели и сам прибор каждый, естественно, расположит в одному ему известном месте. В этом и будет состоять секрет. Остается добавить, что производство автосторожей «Саргис» начнется в нынешнем году; ориентировочная цена комплекта 10 рублей.Рис. 3. Электросхема автосторожа «Саргис».Рис. 4. Электронная часть прибора на печатной плате.Рис. 5. Размещение деталей: 1 — корпус; 2 — контакты; 3 — чувствительный элемент; 4 — регулировочный винт; к 5 — фиксатор; б — груз; 7 — крышка; 8 — печатная гг плата.17 Сторож автолюбителя И. ШораДля его изготовления и монтажа, как уже говорилось, не нузкны ни дефицитные или дорогие детали, ни навыки в радиотехнике. Он достаточно прост и надежен. Есть у сторожа и недостатки: секретные выключатели нужно прятать где-то снаружи в неохраняемой зоне. Устройстворассчитано на ВАЗ—2101. Его схема приведена на рис. 6. В зависимости от возможностей и конкретных условий хранения автомобиля вы можете выбрать и осуществить любой из трех предлагаемых вариантов. Первый — два датчика и один потайной выключатель; включается звуковой сигнал при попытке открыть любую дверь, капот и крышку багажника. Второй — два датчика и три независимых выключателя; секретность при этом значительно выше, чем в первом варианте, — ведь практически невозможно найти и отключить три спрятанных тумблера. Третий — два датчика, три выключателя и маятник, реагирующий на толчки и наклон кузова. Внимательно изучим схему. Что означают буквы? 3 — звуковые сигналы;PC — реле сигналов; С — клемма подключения сигналов; К — клемма кнопки сигналов; Б — клемма подключения к красному проводу; СОК — сигнализатор открытия капота; СОКБ — сигнализатор открытия крышки багажн ика ; ВДПЛ, ВДПП, ВДЗЛ и ВДЗП — сигнализаторы открытия дверей; ПВ — потайные'выключатели системы; СМ — маятниковый сигнализатор. Реле сигналов нужно, чтобы снизить до минимума ток, проходящий через систему. Можно для этого взять любое автомобильное реле сигналов, в том числе от ВАЗ—2103. Для потайных выключателей подойдут любые типа «тумблер», для СОК и СОКБ — микропереключатели МИ-ЗА, МИ-5 или аналогичные им. Маятниковый сигнализатор СМ нужно сделать самому. В моей конструкции это свободно подвешенный в латунном кольце латунный же стержень. При качании или наклоне кузова эти детали соприкасаются, замыкая цепь сигналов. Несколько практических советов. Реле сигналов удобно закрепить на болт, который держит сигналы. При этом, кстати, очень полезно повернуть сами сигналы на 180", так чтобы клеммы«ушли» вверх и стало невозможно отключить их через переднюю облицовку. Для установки СОК и СОКБ удобны кронштейны из металлической полоски 12X1,5. СОК хорошо встанет под капот, под болт, которым крепится подкапотный фонарь. СОКБ поставьте под гайку торсиона крышки багажника. И последнее. Включайтесь в существующую проводку близко к сигналам (80 —100 мм). При этом черный провод сразу соедините с «массой», как показано на схеме. Адрес для справок: г. Вилыпос-43, ул. Архитекту, 14, кв. 37, И. Шор.После таких публикаций в редакцию обычно начинают поступать письма с просьбой помочь в приобретении изделия или сообщить о магазинах, где его мозкно купить. Такими сведениями мы не располагаем и поэтому помощи оказать не можем. Сообщаем это во избежание безрезультатной переписки.далее по схемеРис. 6. Схема автосторожа И. Шора (пояснения в тексте).1ТПТ1 L_JL пгп llTTTltУ4. / » ! "0!4-1!4-1!4 313