«Будет ли найден выход из нескончаемого туннеля, в который попала нашаавтомобильная промышленность? Взойдет ли солнце вновь над заводами «Рено», «Пежо», «Ситроен» и других автоконцернов Франции?» — в опрошалнетак давно французский «Ль' Ото Журналь», о тражая тревоги многих французов, чье благосостояние так или иначе зависит от производства и успешной продажи автомобилей. Действительно, после нескольких лет подъема, когда среднегодовой рост производства автомобилей достигал 9—10%, р езкое сокращ ение его в 1974 году явилосьтяжелым ударом — т ысячи специалистов, рабочих, тех, кому обязаны мировой славой юркие «рено» и солидные, причудливой формы «ситроены», о казались за воротами предприятий, Б ольшие надежды возлагались на мин увший 1975 год: считали, что он принесет стране желанноеоживление во всехосновных французских концернов — «Рено» и «Пежо». Нельзя сказать , чтобы в их отношениях когда-либо вообще царила гармония, особенно после того, к ак «Пежо» стал фактическиконтролировать дела фирмы «Ситроен» и выпустил модель «Пежо-604» («За рулем, 1976, № 4). то есть машину того же класса, что и новая «Рено-ЗОТС» («За рулем», 1976, № 1) Борьба между ними началась на «нейтральной» территории, в Швейцариииразгорелась затем по всей Франции, в основном из-за рынка , традиционно прин адлежавшего «Ситроену». Дело в том, что многие министры, п рефекты , директора компаний стали предпочитать «Рено-30» или «Пежо-604» м ашинам «Ситроена» новой серии «Ц-икс» («За рулем», 1975, № 4 и 10). Здесь сказалисьрезультаты хорошо поставленной рекл амы , с помощью которой удалось ловко сыграть на чувствахпрежних сторонников «ситроенов» (серии ДС) — они мечтали увидеть в этих машинах автоматич еские коробки передач и шестицилиндр овые двигатели, а ожидания эти, к ак известно, не оправдались. Взывая к честолюбию французских буржуа, рекламные агенты добились некоторого расшир ения сбыта моделей «Рено-ЗОТС» и «Пежо-604», к оторые стали теперь главными претендентами на освобождаю щееся на рынке место.Ннитнан полнаБЕСЕДЫ ЗНАКОМОГО АВТОРАЮ. А . Д олматовскогохорошознаютчитатели «За рулем». В ышедшие почти одновременно в начале лета две его новые книги едва лизадержатся на прилавках. Научно-популярная литерат ура по автомобилям , к сожалению , у нас издается нечасто. Обе книгиадресованымолодежиикак бы дополняютоднадругую . В «Бес едах об автомобиле » ( с ерия « Э врика » , « М олодаягвардия » , 1976) р ассмотренпроцесссозданияавтомобиля — от первого замыслаитехнических требован ий до способов доставкипотребителю . П опутноавторрассказываети об отд ельныхконструкциях , а также истории их возникновения. К нига «Знакомые и незнакомые» («Детская литература», 1976; для старшего возраста) п редставляет собой очеркиизистории автомобиля, зарисовки, посвященные наиболееинтересныммоделямиих создателям. И з этих книг читатель узнает, к акзадолго до появленияна свет очередн оймоделиавтомобилярождается техническое задание на проектирование. Е мураскроетсясмысл слов «перспект ивныйтипаж » , он поймет , к акформи руется внешний облик модели. Т амже можно найти и рассказ о постройке ииспытаниях опытного образца, о работе современного автозавода. И лио том, при каких обстоятельствах возникли и созрели идеи выпуска «Испано-сюизы» и «Форда-Т», «Татры-4/12» и «Фольксвагена», «газика» и «Победы* и многих других отечественных и зарубежных машин . Ш аг за шагом следуя по этапампроектирования ( « Б еседы » ) и по периодамистории ( « З накомые » ) , автор подводит нас к автомобильному сегодня, а затем и заглядывает вместе снамивзавтрашнийдень . Современн остьибудущеетехники тесно связа н ыврассматриваемыхкнигахс ее историей. Д ля обеих книгхарактерно , ч то во многихописанныхтамделах Ю. Долм атовскийпринималипой сей день принимает непосредственное участие, а среди создателеймашин , о которых расс казываетавтор , н емало тех, с кемон знаком лично. Отсюда — достоверность приводимоговкнигахфактиче ского материала . Особо надосказать об иллюстраци я х , к оторыев обеих книгахоченьваж н ы и... о ченьразличны . В « З накомых » п очти нет жанровыхрисунков — тольк опедантичноизображенные «всамдел ишные » а втомобилии их схемы , п очтичертежи . Н о от этого книгаотнюдьнесталаскучнее . А вот « Б еседы » о форм лены так называемыми ассоциативными иллюстрациями , иногда удачными , ч аще не совсем понятными . Думаем, что новые книги Ю. Д олматовского привлекут внимание не только молод ежи , но и « в зрослых » ч итателей — автомобилистов вчерашних, сегодняшн ихизавтрашних , в томчислеи специалистов автомобильного дела. Л. М ИХАЙЛОВо траслях хозяйства. Поэтому многие снетерпениемждали того момента, когда произойдет открытие традиционного' Пар ижского автосалона, к которому фран ц узы готовились тщательнои где выставили довольно много новых машин . Общепризнанной «звездой» здесь стала СИМКА-1307/1308 («За рулем», 1976, № 4), в ыпущеннаяфилиалом американского концерна «Крайслер». Не прошлои 20 дней, к ак на новую модель поступило около 20 000 заказов . Такого успеха не ожидалидажесамиконструкторы . Однако вскоре стало известно, что расш ирение сбыта машин этой марки происходит за счет спроса на другие автомобили. Это немедленно вызвало беспо койство многих экономистов и промышленников, о пасающихся , что слишком много франковуплывет за океанв виде прибыли за машины , с обранные франц узскими рабочими. Не особенно порадовал своих поклонников концерн «Рено», хотя и подготовил целый ряд машин , п редназначенных для широкого круга потребителей. Выпуск некоторых моделей дажезаметносократился : к акужесказано , покупатели отдают предпочтение более комфортабельной СИМКА-1307, нежели «Рено-12ТС», а новая модель — купе «Пежо-104 ЗС» («За рулем», 1974, № 2) з начительно потеснила на рынке «РеHO-5TC» («За рулем», 1973, № 5). Но, выс тупая на пресс - к онференциях , отвечая на многочисленные вопросы журналистов, руководители концерна неизменно заверяют , что фирмауспешно выйдет из всех испытаний , ибо, по их словам, «Рено» п рисущв наибольшей степени «коммерческий динамизм». О том, что вкладываетсяв это понятие вусловияхкапиталистической действительности, свидетельствуют некоторые эпизодыконкурентной борьбы двухВот тут-то руководители «Рено» и вспомнили о своем «коммерческом динамизме». Они разработалисекретныйплан борьбы против конкурентов под кодовым названием « в ыжатый лимон», и врезультате спустя некоторое время 125 (I) о тветственных работников «Ситроена» — среди них директор западног ерманскогофилиала Даниэль Гудэвер иотвечающий за выпуск моделей «ЖС» и «Ц-икс» Р обер Окрон — оказались... пол знаменами «Рено». Ущерб, таким образом, был нанесен не только «Ситроену». но и его теперешнему «компаньону» х озяину «Пежо». Попутно были закуплены инесколько человек из других конк урирующих компаний, в их числе упр авляющий делами СИМКА в Голландии. Когда эти факты стали известны широкой публике, р азразился скандал. Пока досужие умы из «Пежо» и «Ситроена» п ытаются найти в действиях директоров «Рено» какой-нибудь криминал, дабы притянуть их к суду, последние подсчит ывают свои барышии готовят позиции для новых акций, И если Парижский салон таки не дал вразумительного ответа на вопрос, наступит ли рассвет над автомобильной промышленностью Франции, то описанн аяоперация « в ыжатый лимон» какой-то свет на этот вопрос все-таки бросает. Она свидетельствует о том, что некоторое оживление, достигнутое всфере производства французских автомобилей, я вляется лишь результатом вспышки конкурентной борьбы между крупнейшими концернами. Грядущие же их дни, вернее всего, будут озарены не столько «восходящим солнцем», каков этом мечтает «Ль' Ото Журналь». с колько пламенем непрекращающейся «большой войны» между автопромышленниками. Ю. АЛГУНОВ39