Судьи отстали на кругНаверное, вам приходилось бывать на хоккейном или футбольном матче, когда трибуны вдруг оглашались тысячеголосым гулом болельщиков, возмущенных ошибочным решением судьи. Вряд ли можно одобрить подобное выражение мнений, и далеко не всегда зрители правы по существу. Но бывают случаи, когда судьи действительно ошибаются. Интерес к игре после этого снижается. Многие зрители покидают стадион с таким чувством, что все сложилось бы по-иному, не будь досадного огреха рефери. Нечто подобное иногда случается и на соревнованиях по моторным видам спорта. Правда, судейские ошибки увидеть зрителям здесь значительно труднее. Ведь они зачастую не имеют возможности наблюдать за всеми перипетиями борьбы на длинных трассах, к тому же скорости такие, что порой едва заметишь номер машины. Да и сами спортсмены в силу особого характера соревнований о судейском промахе порой узнают уже после подведения итогов.Что говорить, судья — в любом спортивном событии фигура особая. От его знаний, опыта, объективности во многом зависит не только четкая работа всей коллегии, быстрое и безошибочное подведение итогов, но и доверительные, доброжелательные отношения между участниками, тренерами, представителями — все то, без чего соревнование не может стать праздничным. А неподготовленный арбитр, как правило, становится главным виновником различных недоразумений, начиная от мелких неточностей в протоколах, протестов и кончая порой дискредитацией соревнований в глазах спортсменов и зрителей. Памятен мне и поныне случай, происшедший несколько лет назад на чемпионате страны по ралли в Эстонии. При анализе результатов прохождения скоростных участков мы обратили внимание на то, что некоторые спортсмены, выступавшие на «волгах» и даже «запорожцах», развивали скорость более 180 км/час. Естественно, это вызвало сомнение. Выяснилось, что судьи на скоростных участках неправильно отмечали время. Пришлось результаты этих участков аннулировать. Подобные случаи не так уж часты, и, может быть, не стоило бы вспоминать о них, если бы за ними не стояло отставание авто- и мотосудейства, не поспевающего за размахом соревнований на местах, за обострением спортивной борьбы и ростом мастерства ведущих спортсменов. Состязания стали сложнее, повысились скорости, гораздо больше классов машин выходит на старт. В ралли, например, теперь все решается на скоростных участках ив других дополнительных испытаниях. Именно тут нужны самые квалифицированные арбитры, потому что любая, даже малейшая неточность способна исказить окончательные результаты. С сожалением приходится признавать, что мы, судьи, в сво-ей работе практически не прогрессируем ни в подготовке, ни в оснащении техническими средствами. Образно говоря, мы отстали от современных требований на целый круг. Если судить по цифрам, то недостатка в квалифицированных арбитрах нет. На практике это выглядит по-иному. В нынешнем году в Костроме проходили ипподромные гонки на первенство Всероссийского добровольного общества «Спартак». У же перед самым началом соревнований выяснилось, что на месте судей нет. Пришлось срочно вызывать несколько человек из Ленинграда. На их плечи и легла основная тяжесть. Не нашлось арбитров для обслуживания первенства РСФСР по ипподромным гонкам в таком крупном областном центре, как Горький. И здесь пришлось прибегнуть к помощи бригады «варягов» из Ленинграда. Эта картина знакома многим, к о му доводилось возглавлять судейство. Исключение составляют города прибалтийских республик, Ленинград, Москва и некоторые другие центры. А иногда просто доходит до смешного: собираешь местных судей на совещание, семинар, знакомишься с ними, и выясняется, что многие и секундомером-то пользоваться не умеют. Причина, видимо, тут заключается в том, что нет систематической, планомерной работы по подготовке судей, повышению их квалификации. Даже всесоюзные семинары в последние годы проводятся нерегулярно и собираются на них нередко люди, не имеющие прямого отношения к судейству. Что жеможно сказать о республиканских, о большинстве областных судейских коллегий? Думается, заслуживает внимания опыт подготовки судей в Ленинграде. Здесь при поддержке горкома ДОСААФ , г о родского спортивно-технического автомотоклуба вот ужев течение тринадцати лет действует общественная школа поАвтомотоспорт и его мастераПризваниеЭкспериментальная лаборатория микроавтомобилей курского Дворца пионеров, или, к ак ее обычно называют, ЭЛМА, — опорная база картинга. Воспитанники ЭЛМА — участники многих крупнейших соревнований, конструкторы картов. Семь раз лучшие из них добивались высокого звания чемпионов СССР. О самом молодом из них — наш рассказ.Десять лет назад в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей появился щупленький мальчуган. Его привел отец, работавший в то время здесь. Новичку было всего восемь. Его ив кружок рановато было записывать. Но очень уж просил принять. Как-то руководители Дворца пионеров решили дать ему самостоятельно покататься. Кружковцы взяли самый маленький карт, установили на нем двигатель от мотовелосипеда, укоротили рулевую колонку и подвинули сиденье вперед. Получился тихоход весом 20 килограммов. Сзади привязали веревку, чтобы остановить, если понадобится. И паренек поехал. Поехал первый раз в жизни. Вскоре он уже самостоятельно справлялся с машиной.Настал день, когда на городских соревнованиях по картингу ему разрешили выйти на старт. Надо было видеть, с каким упорством малыш, голова которого еле была видна над рулем, старался на своем тихоходе догнать предпоследнего участника. Шли годы. Володя Иванченко рос, набирался опыта. Он не пропускал ни одной тренировки, был непременным участником всех юношеских соревнований в Курске. Ездил он самозабвенно, а вот успехи его не баловали. Очень скоро понял он, что одного умения водить карт для спортсмена недостаточно. И юный гонщик стал овладевать токарным и фрезерным станками, газовой сваркой, узнал марки металлов и способы их механической и термической обработки. Пришел и первый серьезный успех. Володя победил в соревнованиях памяти Л . С. Кононова в классе до 50 см3 . С тех пор спортивное счастье стало постоянным его спутником. Начиная с 1971 года Иванченко нет равных среди юных картингистов республики. Четырежды поднимался он на высшую ступеньку пьедестала почета на первенствах РСФСР, дважды выигрывал зрание чемпиона Советского Союза ере-