32
33
Судьи отстали на кругНаверное, вам приходилось бывать на хоккейном или футбольном матче, когда трибуны вдруг оглашались тысячеголосым гулом болельщиков, возмущенных ошибочным решением судьи. Вряд ли можно одобрить подобное выражение мнений, и далеко не всегда зрители правы по существу. Но бывают случаи, когда судьи действительно ошибаются. Интерес к игре после этого снижается. Многие зрители покидают стадион с таким чувством, что все сложилось бы по-иному, не будь досадного огреха рефери. Нечто подобное иногда случается и на соревнованиях по моторным видам спорта. Правда, судейские ошибки увидеть зрителям здесь значительно труднее. Ведь они зачастую не имеют возможности наблюдать за всеми перипетиями борьбы на длинных трассах, к тому же скорости такие, что порой едва заметишь номер машины. Да и сами спортсмены в силу особого характера соревнований о судейском промахе порой узнают уже после подведения итогов.Что говорить, судья — в любом спортивном событии фигура особая. От его знаний, опыта, объективности во многом зависит не только четкая работа всей коллегии, быстрое и безошибочное подведение итогов, но и доверительные, доброжелательные отношения между участниками, тренерами, представителями — все то, без чего соревнование не может стать праздничным. А неподготовленный арбитр, как правило, становится главным виновником различных недоразумений, начиная от мелких неточностей в протоколах, протестов и кончая порой дискредитацией соревнований в глазах спортсменов и зрителей. Памятен мне и поныне случай, происшедший несколько лет назад на чемпионате страны по ралли в Эстонии. При анализе результатов прохождения скоростных участков мы обратили внимание на то, что некоторые спортсмены, выступавшие на «волгах» и даже «запорожцах», развивали скорость более 180 км/час. Естественно, это вызвало сомнение. Выяснилось, что судьи на скоростных участках неправильно отмечали время. Пришлось результаты этих участков аннулировать. Подобные случаи не так уж часты, и, может быть, не стоило бы вспоминать о них, если бы за ними не стояло отставание авто- и мотосудейства, не поспевающего за размахом соревнований на местах, за обострением спортивной борьбы и ростом мастерства ведущих спортсменов. Состязания стали сложнее, повысились скорости, гораздо больше классов машин выходит на старт. В ралли, например, теперь все решается на скоростных участках ив других дополнительных испытаниях. Именно тут нужны самые квалифицированные арбитры, потому что любая, даже малейшая неточность способна исказить окончательные результаты. С сожалением приходится признавать, что мы, судьи, в сво-ей работе практически не прогрессируем ни в подготовке, ни в оснащении техническими средствами. Образно говоря, мы отстали от современных требований на целый круг. Если судить по цифрам, то недостатка в квалифицированных арбитрах нет. На практике это выглядит по-иному. В нынешнем году в Костроме проходили ипподромные гонки на первенство Всероссийского добровольного общества «Спартак». У же перед самым началом соревнований выяснилось, что на месте судей нет. Пришлось срочно вызывать несколько человек из Ленинграда. На их плечи и легла основная тяжесть. Не нашлось арбитров для обслуживания первенства РСФСР по ипподромным гонкам в таком крупном областном центре, как Горький. И здесь пришлось прибегнуть к помощи бригады «варягов» из Ленинграда. Эта картина знакома многим, к о ­ му доводилось возглавлять судейство. Исключение составляют города прибалтийских республик, Ленинград, Москва и некоторые другие центры. А иногда просто доходит до смешного: собираешь местных судей на совещание, семинар, знакомишься с ними, и выясняется, что многие и секундомером-то пользоваться не умеют. Причина, видимо, тут заключается в том, что нет систематической, планомерной работы по подготовке судей, повышению их квалификации. Даже всесоюзные семинары в последние годы проводятся нерегулярно и собираются на них нередко люди, не имеющие прямого отношения к судейству. Что жеможно сказать о республиканских, о большинстве областных судейских коллегий? Думается, заслуживает внимания опыт подготовки судей в Ленинграде. Здесь при поддержке горкома ДОСААФ , г о ­ родского спортивно-технического автомотоклуба вот ужев течение тринадцати лет действует общественная школа поАвтомотоспорт и его мастераПризваниеЭкспериментальная лаборатория микроавтомобилей курского Дворца пионеров, или, к ак ее обычно называют, ЭЛМА, — опорная база картинга. Воспитанники ЭЛМА — участники многих крупнейших соревнований, конструкторы картов. Семь раз лучшие из них добивались высокого звания чемпионов СССР. О самом молодом из них — наш рассказ.Десять лет назад в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей появился щупленький мальчуган. Его привел отец, работавший в то время здесь. Новичку было всего восемь. Его ив кружок рановато было записывать. Но очень уж просил принять. Как-то руководители Дворца пионеров решили дать ему самостоятельно покататься. Кружковцы взяли самый маленький карт, установили на нем двигатель от мотовелосипеда, укоротили рулевую колонку и подвинули сиденье вперед. Получился тихоход весом 20 килограммов. Сзади привязали веревку, чтобы остановить, если понадобится. И паренек поехал. Поехал первый раз в жизни. Вскоре он уже самостоятельно справлялся с машиной.Настал день, когда на городских соревнованиях по картингу ему разрешили выйти на старт. Надо было видеть, с каким упорством малыш, голова которого еле была видна над рулем, старался на своем тихоходе догнать предпоследнего участника. Шли годы. Володя Иванченко рос, набирался опыта. Он не пропускал ни одной тренировки, был непременным участником всех юношеских соревнований в Курске. Ездил он самозабвенно, а вот успехи его не баловали. Очень скоро понял он, что одного умения водить карт для спортсмена недостаточно. И юный гонщик стал овладевать токарным и фрезерным станками, газовой сваркой, узнал марки металлов и способы их механической и термической обработки. Пришел и первый серьезный успех. Володя победил в соревнованиях памяти Л . С. Кононова в классе до 50 см3 . С тех пор спортивное счастье стало постоянным его спутником. Начиная с 1971 года Иванченко нет равных среди юных картингистов республики. Четырежды поднимался он на высшую ступеньку пьедестала почета на первенствах РСФСР, дважды выигрывал зрание чемпиона Советского Союза ере- подготовке арбитров. Ее 32-часовая программа включает изучение правил автомобильных соревнований, технических требований, практики судейства. Руководит школой судья всесоюзной категории В, Дынин. Кроме того, еженедельно собирается судейская коллегия, на ней участники знакомятся с руководящими документами, обсуждают практические вопросы. Недавно Федерация автоспорта СССР приняла постановление, обязывающее всех спортсменов первого разряда участвовать в судействе одного, а кандидатов в мастера и мастеров спорта — двух соревнований по автоспорту. Но это частная мера. Она одна не может решить проблему подготовки квалифицированных судейских кадров. Некоторые арбитры высказывают мнение о полезности введения аттестации судей через каждые год-два. Скажем, спортсмены обязаны через определенное время подтверждать свой разряд, почему же это нельзя применять ик судьям. Это может быть и обязательное участие в каком-то соревновании или собеседование председателя коллегии, в процессе которого проверяются знания, и т. д. Во всяком случае, такое нововведение помогало бы поддержанию спортивной формы судей. Целесообразно также составлять ежегодную классификацию судей, как это делают многие федерации олимпийских видов спорта, определяя список десяти лучших по итогам сезона. Разумеется, все это важно сочетать с систематическим проведением семинаров, оценкой работы судей не только в протоколах, но и, главное, при подведении итогов соревнований, на собраниях спортивного актива, пленумах федераций. Увы, фактор морального поощрения в последние годы используется далеко не в полной мере. Да что там на местах. Даже штаб по проведению VIлетней Спартакиады народов СССР (военно-технические виды спорта) не отметил почти никого из судей, проводивших финальные автомобильные и мотоциклетные соревнования. А ведь они в подавляющем большинстве общественники, которые посвящают соревнованиям свои отпуска, выходные дни, зачастую работая целыми сутками, в непогоду. Труд их почетный, но нелегкий. От их отношения к делу, четкости, собранности во многом зависит уровень спортивной встречи. И наконец, о технических средствах. Тут мы отстали даже больше чем на круг. Разумеется, в этом деле есть известные трудности, но они преодолимы. Как часто при проведении соревнований нам не хватает самых простых секундомеров. Крайне необходимы штампчасы, автоматически отмечающие время старта и финиша. Во всех зарубежных странах, где проводятся авторалли, без таких часов не обходятся. Смог же ленинградский судья М. Плат сделать подобные часы, используя те, что широко применяются транспортными предприятиями. Все это не только облегчит работу судей, особенно на скоростных участках, но поможет раз и навсегда покончить с недоразумениями в отметках времени. Для кольцевых автомобильных и мотоциклетных соревнований, мотокроссов пора бы приобрести печатающие хронографы, фиксирующие время прохождения каждого круга. Еще лучше, когда хронограф снабжен электронным счетчиком кругов. Специалисты, с которыми приходилось беседовать, утверждают, что такие аппараты могут быть изготовлены. Речь, конечно, идет о том, чтобы обеспечить этими техническими средствами прежде всего международные и всесоюзные состязания. Аппаратура эта сложная и дорогостоящая. Естественно,что ее эксплуатация может быть доверена только определенным лицам, специально подготовленным для этого. Судьям на скоростных соревнованиях трудно обходиться без средств ближней радиосвязи, их тоже чаще всего у нас не бывает. Технические комиссии нуждаются в мерительном инструменте, чертежах и инструкциях по моделям автомобилей, участвующих в соревнованиях, шумомерах. Наши главные секретари и их помощники до сих пор пользуются самыми примитивными счетными машинами, а чаще всего простыми счетами. Как много труда и времени приходится им затрачивать для подведения результатов, которые потом даются в многочисленных таблицах, Между тем давно уже появились простейшие малогабаритные счетные аппараты, которые с успехом можно применять в секретариате. Мало заботы проявляется ио судейском реквизите — знаках, флагах и т. д. В ряде стран они изготавливаются из синтетических материалов, стойко держащих краску. И видны хорошо и служат дольше. У нас же по-прежнему в ходу хлопчатобумажные ткани. Одно-два соревнования — и они теряют вид, изнашиваются. Здесь затронуты далеко не все вопросы судейства, от которых зависит организационный и спортивный уровень соревнований, прогресс нашего автомотоспорта. Но ясно одно: эти вопросы должны наконец попасть в поле зрения соответствующих управлений ЦК ДОСААФ СССР, ЦАМКа, ЦК ДОСААФ республик, федераций автомобильного и мотоциклетного спорта. Н. КИСЕЛЕВ, судья всесоюзной категории г. Ленинградди юношей, причем на одном из соревнований — сразу в двух классах. Учитывая успехи Иванченко, Федерация автомобильного спорта СССР выдала семнадцатилетнему кандидату в мастера спорта разрешение участвовать в гонках со взрослыми спортсменами. Первую пробу сил Володя решил сделать на чемпионате СССР 1974 года. Участники стартовали на только что построенном картодроме латвийского города Резекне. Соперниками Володи в его классе были двадцать шесть опытнейших гонщиков, лучшие спортсмены союзных республик — такие известные мастера картинга, как двукратный чемпион страны Вячеслав Чуваев, неоднократный призер Анатолий Иванов. Судьба приготовила Володе еще и персональное испытание — на его машине обнаружилось произвольное выключение коробки передач, когда уже не оставалось времени что-либо сделать. Так он и вел гонку: одна рука на руле, другая все время держала непослушный переключатель передач. И тем не менее Иванченко финишировал третьим, не достав лишь Иванова и Чуваева. В следующих двух заездах — победы. И вот последний, решающий старт. Впереди Иванченко. За нимвплотную Иванов. На одном из поворотов он пытался обойти Володю, но допустил ошибку. Столкновение казалось неизбежным. Мгновенно сработав рулем и «газом», Иванченко сумел удержать машину на трассе и выскочить из-под взлетевшего в воздух карта Иванова. К счастью, все обошлось благополучно. Иванов, несмотря на свой «полет», сумел финишировать вторым. А зрители уже качали нового чемпиона страны курского школьника Володю Иванченко. Приближалась Всесоюзная спартакиада. Володя готовился к ней всю зиму, каждый день. И хотя знал он, что весной ждет его почетная обязанность — служба в рядах Советской Армии, тренировался много и настойчиво, до самого дня призыва. Уже позднее, через несколько месяцев он скажет матери при встрече, что самым трудным в его солдатской жизни было привыкать к мысли, что на два года о картинге придется забыть. Но судьба распорядилась иначе. По делам службы солдат попал в родной город и узнал: через два дня здесь начнется чемпионат России. Времени оставалось слишком мало, чтобы войти в форму, прикататься после перерыва и хорошо отрегули-ровать машину. Насколько это Володе удалось, показала гонка. Лишь в первом из трех финальных заездов его пытался преследовать новосибирец Анатолий Порожский. В последующих Володя прямо со старта с каждым кругом все больше отрывался от соперников. В свою часть рядовой Иванченко вернулся чемпионом РСФСР и победителем VI Спартакиады народов России. А вскоре Центральный автомотоклуб ДОСААФ СССР по согласованию с командованием пригласил его на чемпионат страны. И эту труднейшую гонку Иванченко провел с большим мастерством. Он уступил лишь шестикратному чемпиону Александру Заградину и стал серебряным призером первенства страны и VI Спартакиады народов СССР. Недавно я побывал в подразделении, где служит Володя. «Дисциплинированный, скромный солдат и отличный специалист. В совершенстве знает автомобили и умело обслуживает их», — так отозвался командир о Владимире Иванченко, молодом воине, одном из сильнейших картингистов страны. М. ТОДОРОВ, г. Курск мастер спорта 33