ЗИЛвосьми тонный осныиП оследнийгод девятой пятилетки вош еляркойстраницейвисторию автозавода имени И. А. Лихачева. Был сдан в эксплуатацию новый автосборочный корпус , о своенапрограмма на выпуск 205 тысяч автомобилейв год, поставлены на производство новые моделигру зовиков для народного хозяйства. Особ оеместосреди них занимает автомобиль ЗИЛ — 1 33Г1 . С егодня это самый большой в стране грузовик скарбюра т орнымдвигателем . В отличие от своих собратьев по маркеЗИЛ — 1 33Г1работа ет безприцепа . Его платформа площ адью 15,25 м2 рассчитана на 8 тонн. Благодаря колеснойформуле6X4 этот автомобиль с полным весомв 15375 кг можно эксплуатировать на любыхдоро гах, д опускающихосевуюнагрузку до 6 тонн. Новая машина обладает такойже груз оподъемностью , что и седельный тягач ЗИЛ—130В1 с полуприцепом, но имеетпреимуществовменьшем весе. К роме того, она почти на метркороче автопое зда на базеЗИЛ — 1 30В1иобладает по сравнениюс ним более высокой прохо димостью. З ИЛ — 1 33Г1 по многимдеталями агрегатам унифицирован с другими моде л ями завода. В основу егоконструкцииположены узлы ЗИЛ — 1 30снекоторымиизменениями , обусловленными повышен ной грузоподъемностьюи значительно увеличеннойбазой . Н о здесь использован иряд оригинальных конструктивных решений , р азработанных специально для моделиЗИЛ — 1 33Г1 . П режде всего это среднийи задний ведущие мосты. О ни по схемеаналогич ны стоящим на ЗИЛ — 1 31иобъединенывтележку , к оторая при помощи баланс ирнойподвески из двух полуэллиптических рессоришести реактивных штанг связана срамоймашины (рис. 1). П ринципиальнымновшествомв констр укцииведущих мостов ЗИЛ — 1 33Г1 являются одинарные гипоидные главныеЗИЛ — 1 33 на конвейере. п ередачиспередаточнымчислом 6,33 и наличие всреднемведущеммостумеж осевого дифференциала с дистанционным управлением . О т силового агрегатакрутящий мом ентпередаетсятремякарданными вал амиоткрытого типа сдвумяпромежу т очнымиопорами на межосевой дифференциал. Последний распределяет крутящий момент поровну между средним и задним ведущими мостами. К акиу всех моделей завода, в кон струкции карданных валов ЗИЛ—133Г1 применены шарниры повышенной долговечности спостояннымзапасомсмазки . В картере межосевого дифференциала размещенымеханизмблокировкии две косозубые цилиндрические шестер ни спередаточным числом 1,0, ч ерезкоторые от ведущего вала этого диф ф еренциалавращениепередается на вал ведущей конической шестерни среднего моста (устройство егопоказано на рис. 2). П ривод на задний ведущий мост (рис. 3) о существляетсякороткимкар д анным валом, с оединяющимегос вед ущим валом, к оторый выходит изсред н еговедущегомоста . В отличие от схе мы, г декаждыйиз мостов ( с реднийизадний ) получает вращение от коробки передач посредством самостоятельных карданных валов, схема, п римененная на ЗИЛ — 1 33В1 , получила название конструкции с «проходным» ведущим мостом. М ежосевой дифференциал можно блокировать придвижении по скользким, мокрым и заснеженным дорогами на бездорожье : благодаря этому намного повысилась устойчивость ипроходимость автомобиля. В обычномрежимедвиже ния по дорогамствердым покрытием межосевой дифференциал позволяет снизить износ шинирасход топлива. Для управления муфтой, которая блокирует межосевой дифференциал, служат пневматическая диафрагменная камера, с монтированная на картересреднегомо ста, и ручнойкран , установленный на по лу кабины возле сиденья водителя. В качестве смазки главных передач используется специальноемасло для ги поидных передач грузовых автомобиЦентральная проходная. К аждый день тысячи зиловцев перед тем , к ак заступить на трудовую вахту, проходят рядом с бюстом одного из создателей нынеш него автогиганта « к расногодиректора » Ивана АлексеевичаЛихачева . Фото А. Т опузал е лей, и зготовленноев соответствии с ТУ 38-101270-72. У этого масла нет за менителей, но оно сохраняет пригодность втечениепромежуткамеждуше стью ТО - 2 . В конструкциитормозной системы использован раздельный привод механиз мов: один для передней и средней осей, другой — для задней. Как у других мо д елей завода, у ЗИЛ — 1 33Г1 система од нопроводная, но раздельный привод тормозов от двухсекционноготормозно го кранаобеспечиваетбольшуюнадеж ность системы и, т ем самым, пассивную безопасность автомобиля. М ногие узлы имеханизмытормозной системы модели «133Г1» у нифицированыс аналогичными узлами других автомобилей ЗИЛ . У нового грузовика два топливных бака по 125 лкаждый . Установлены они слева на лонжеронерамыпод платформ ой . Такой значительный запас топлива позволяет автомобилю работать влю бых дорожных условиях исбольшой наг рузкой , с охраняя высокую эксплуатаци о ннуюсреднюю скорость. З ИЛ — 1 33Г1 — п ерваямодель из но вого семейства грузовиков . Вслед за ней планируется освоение выпуска се д ельного тягача ЗИЛ — 1 33Вибортового грузовика ЗИЛ — 1 33 . Н. Р АЗИНЧЕВ , и нженер - к онструктор автозавода имени Лихачева Техническая характеристикаОбщие данные. Грузоподъемность—8 т, снаряженный вес — 6,87 т. Скорость — 80 км /час. Контрольный расход топлива — 36 л/100 км. Запас топлива — 250 л. Путь торможения со скорости 40 км /час — 19 м. Габарит и основные размеры. Длина — • 9000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2345 мм. Погрузочная высота — 1410 мм. База передней и средней осей — 4610 мм. База задних осей — 1400 мм. Колея передних колес — 1835 мм, средних и задних — 1850 мм. Длина грузовой платформы — 6100 мм. Ширина грузовой платформы — 2328 мм. Размер шин 260—508. Двигатель. Число цилиндров — 8, рабочий объем — 5966 смЗ, степень сжатия — 6,5, мощность — 150 л. с. при 3200 об/мин. Трансмиссия. Сцепление — однодисковое, сухое. Коробка передач — пятиступенчатая. Главная передача — гипоидная с передаточным числом 6,33. Управление. Рулевое управление типа винт — шариковая гайка и рейка — зубчатый сектор с гидравлическим усилителем. Тормоза — колодочные с пневматическим приводом. Подвеска — зависимая рессорная с гидравлическими амортизаторами.Рис. 1 . Задняя подвеска: 1 — шаровой шарнирреактивнойштанги ; 2 — полуэ ллиптическая рессора; 3 — с тремянка ; 4 — ось балансира; 5 — с тупица балансира, к которойкрепится рессора; 6 — к ронштейн оси балансира; 7 — одна из четырех реактивныхштанг ; 8 — буфер. Рис. 2. Средний ведущий мост: 1 — балк а моста; 2 — полуось; 3 — г айка подш ипника дифференциала; 4 — роликовый коническийподшипник ; 5 — ведомая коническаяшестерня ; 6 — м ежко лесный дифференциал; 7 — входной вал среднего моста; 8 — межосевой диффер енциал ; 9 — к артер главной передачи; 10 — п одшипник ведущего вала; 11 — муфта блокировки межосевого дифференциала; 12 — в едущий вал, связанный короткимкарданным валом с задним вед ущим мостом; 13 — вилка муфты блокировки; 14 — п невматическая диафр агменнаякамера ; 15 — вал ведущийконическойшестерни ; 16 — ш естерня привода среднего ведущего моста. Рис. 3. З аднийведущий мост: 1 — 6 и9 — обозначения те же , что и для среднего моста; 17 — ведущая коническая шестерня; 18 — к онический роликовый подш ипник ведущей коническойшестерни . 3*