БудущемувоинуСухопутные броненосцы«15 сентября 1916 года в5 ч. 30 мин. на р. Сомме у дер. Флере, что северовосточнее Парижа, англичане, впервые применив отряд сухопутных броненосцев, внезапной атакой прорвали на пятикилометровом участке позиции немцев и за пять часов боя отбросили их более чем на 5 км в глубь позиций». Это сообщение, облетевшее в свое время весь мир, собственно и послужило началом боевой летописи истории танков. Из 49 бронированных гусеничных машин, доставленных в район Соммы, только 18 приняли участие в бою. Остальные вследствие поломок и других причин не дошли до переднего края немецкой обороны. Но и то, что было достигнуто в этот День, высшее командование англичан расценило весьма положительно: в результате внезапной танковой атаки противник был отброшен, захвачено много пленных, подавлено большое количество пулеметных и артиллерийских огневых точек, а потери наступающей пехоты англичан оказались в двадцать с лишним раз меньше, чем прежде. Проенты и опытные образцы броневых гусеничных и колесных машин, способных подавлять огонь пулеметов и траншейных пушек, преодолевать окопы, разрушать проволочные заграждения, были созданы ив ряде других стран, в том числе ив России. В 1911 году В. Менделеев разрабатывает проект тяжелого танка, в 1915 году изобретатель А. Васильев на базе тяжелого бронеавтомобиля создает гусеничную машину, а ученые Н. Жуновский, А. Минулин, Н. Лебеденно — колесную. В мае 1915 года проводятся испытания первой в мире гусеничной броневой машины «Вездеход» конструкции А. Пороховщикова.Следующий период развития существующих и создания новых образцов танков начался в двадцатые и закончился в конце тридцатых годов и был отмечен не только усилением огневой мощи за счет увеличения вооружения, которое подчас размещалось в нескольких башнях. Повысилась бронестойкость корпусов благодаря утолщению бронелистов, изменению их наклонов, возросла мощность двигателей, а следовательно и скорость, улучшилась маневренность. В Англии, Франции, а позднее ив США появилось много опытных и серийных образцов, начиная от 40 — 50-тонных танков прорыва и кончая сверхлегкими 2-тонными танкетками. В середине тридцатых годов, нарушив Версальский договор, фашистская Германия начинает ускоренными темпами развивать свои танковые войска, оснащать их новейшими образцами боевой техники, и к началу сороковых годов они становятся одними из наиболее мощных в мире. Когда осенью 1916 года в России стало известно об удачном применении англичанами танков, были предпринятынастойчивые шаги к получению из Англии чертежей для их изготовления. Союзники в этом отказали, так как считали, что Россия сама строить танни никогда не сможет. Английские и французские танни попали в Россию неснолько позже, в годы гражданской войны и интервенции. Более 100 из них достались Красной Армии в качестве трофея, а один, французский «Рено», захваченный под Одессой, красноармейцы прислали в Москву в подарок В. И. Ленину. Эта машина 1 мая 1919 года участвовала в праздничной демонстрации, прошла по Красной площади и улицам столицы. В конце 1919 года по указанию В. И. Ленина на Сормовском заводе по кооперации с заводами АМО (двигатели) и Ижорским (бронелисты) началось строительство первых советских таннов. 31 августа 1920 года из ворот завода вышел первый образец, на корпусе которого было написано: «Борец за свободу тов. Ленин». Вслед за ним сормовцы изготовили еще 14 танков модели «М». Первенцы отечественного танкостроения вместе с трофейными машинами пошли на формирование отдельных танковых отрядов Красной Армии. В каждый из них входили три боевых танка, а также обслуживающие машины. Боевое крещение состоялось 4 июля 1920 года, когда 2-й танковый отряд принял участие в прорыве белопольского фронта в районе Полоцка. Начало отечественного крупносерийного производства танков относится к середине двадцатых годов. После того, как были рассмотрены десятки проентов легких и средних машин, к производству приняли два типа: малый Т—18 (известный также как МС —1) и средний Т —24. Несмотря на ряд прогрессивныхТанк «М1» после боя на Сомме.первого танкового р ешениивконструкциии на то, что по тактико-техническим характеристикам эти танки не уступали новейшим образцам английскихифранцузскихмашин , они оставались средством поддержки пехоты, т аккак их оперативная подвижность была явно недостаточна. Наиболее значительными для отечественного танкостроения стали тридцатые годы. В это время созданы такие удачные конструкции , к ак новый танк пехоты Т — 26, быстроходные машины оперативного назначения БТ — 2, Б Т — 5 , БТ — 7, имеющие колесный и гусеничный ход, а также новый средний Т — 2 8 (трехбашенный) и тяжелый Т—-35 (пятибашенный) танни. В тот же период на базе отечественных автомобильных агрегатов было начато производство таннетон Т — 2 7 , ма-Боевые гусеничные машины но-десантных войск.воздушстов. В 1936 — 1939 гг. в составе республиканских войск в Испании успешно действовали 347 таннов Т — 2 6и БТ — 5 и свыше 60 бронеавтомобилей, а в 1938 году в отражении атак японских захватчиков у озера Хасан участвовало более 345 танков (в основном Т — 2 6 ) . Осенью 1939 года 498 танков и 385 бронеавтомобилей были использованы против японских интервентов на реке Халхин-Гол. В боях с белофиннами зимой 1939 — 1940 годов впервые наша армия применила машины Т — 2 8и опытные образцы новых тяжелых танков KB — 1. Почти все наши танки начала тридцатых годов имели, к ак правило, противопульное бронирование и 45-миллиметровые пушки . Однако развитие противотанковой артиллерии потребовало дальнейшего усиления брони. Так, после 1935 года на вооружение армии поступают пушни , способные делать 12 — 15 выстрелов в минуту, с высокой начальной скоростью полета снаряда (700 — 1000 м/сек), что позволило поражать 58—60-миллиметровую броню. Используя боевой опыт, результатыисследований и испытаний, прогнозируя характер будущей войны, творческие коллективы, возглавляемые талантливыми главными конструкторами Ж . Я. Котиным, М. И. К ошкиным , Н. А. Астровым и другими специалистами, в конце тридцатых годов создают новые образцы танков с дизельным двигателем В — 2 , в том числе тяжелого KB и среднего Т — 3 4 , вооруженных 76-миллиметровой пушкой и имеющих противоснарядное- бронирование, а также малого плавающего танкаТ — 4 0и легкого танка Т — 5 0 . К началу сороковых годов опытные образцы танков были испытаны, доработаны, поставлены на серийное производство и начали поступать на вооружение в войска. В первые дни Великой Отечественной войны удар фашистских войск вместе с передовыми частями Красной Армии приняли на себя находившиеся в строю 960 танков Т — 3 4и 508 КВ. Благодаря высокой технологичности, внедрению в производство новых, прогрессивных методов (электросварки корпусов, литья башен и др.) наши заводы обеспечили выпуск в год более чем 25 ты-Фото из Государственного архива кинофотодокументов, В. Темина (ТАСС), Г. Шутова (ТАСС). В. Ш иршова , архивов журналов «Советсний воин», «За рулем», из собрания Ю. Бакуревичалых плавающих танков Т — 3 7 , а в дальнейшем Т — 3 8 . В эти же годы сконструирован и передан в серийное производство лучшийв мире многоцилиндровый быстроходный танковый дизель В — 2 . Для проверни тактико - т ехнических качеств танка БТ — 5 в октябре 1933 года был организован испытательный пробег пяти машин по маршруту Харьков — М о сква протяженностью свыше 750 километров. Несмотря на сложные дорожные и погодные условия, все они прошли более 65 % пути на колесном ходу, показав среднюю скорость свыше 35 км / ч ас , и прибыли на третий день в Москву. Отечественным танкам пришлось пройти и боевые испытания. Осенью 1929 гоЙа во время конфликта на КВЖД на альнем Востоке первые танковые части, укомплектованные машинами МС — 1 , помогали нашей пехоте в разгроме войск белогвардейцев и китайсних милитари-сяч таннов и самоходных артиллерийс ких установок. При этом следует отметить, что на базе автомобильных агрегатов, простых и надежных, в годы войны было изготовлено свыше 15 тысяч танков Т —60 иТ —70. В главных сражениях Великой Отечественной войны в самых решающих операциях с успехом использовались наши танковые войска, оснащенные лучшей в мире советской танковой техникой. Они сыграли выдающуюся роль в битве на Курской дуге, где произошло величайшее танковое сражение . Эта победа Красной Армии оназала большое влияние на весь ход второй мировой войны. Огромные масштабы применения таннов (свыше 6000 первоклассных отечественных боевых машин с советской стороны) — одна из существенных черт заключительной битвы за Берлин в апреле 1945 года. Прошло 60 лет после первого боевого применения танков. Во всех армиях развитых стран танковые части и соединения стали важной ударной силой сухопутных войск, а современный танк — сложной боевой машиной, обладающей не только надежной броневой защитой , мощным и разносторонним вооружением, средствами связи, но и вычислительной аппаратурой, другими техническими средствами. Советские люди создали лучшие в мире танки . Управляемые умелыми и мужественными воинами, они сегодня берегут мирный труд нашего народа. Полковник-инженер в отставне Ю. Б АКУРЕВИЧ17