АВТОЛЮБИТЕЛЬ:i[ Ветераны делятся опытомСегодня в нашем «Клубе» собрались владельцы автомобилей-ветеранов, уже много лет назад снятых с производства. Все труднее становится с запасными частями, все настоятельнее нужен ремонт... И тем более ценен опыт, которым хотят поделиться со своими коллегами выступающие у нас автолюбители: свердловчанин А. Н. НИКАНОРОВ, житель подмосковного города Монино Ю. В. ПОРОЙКОВ, Е. И. РЯЗАНЦЕВ из далекого Фрунзе, А. И. ПАККОНЕН из Гатчины. Рис. 2. Кронштейн. Рис. 3. Установка бачка: 1 — бачок: 2 — штуцер; 3 — хомутик; 4 — шланг; 5 — верхняя наружная гайка правого лонжерона; 6 — кронштейн; 7 — хомут. Изготовить расширительный бачок и подключить его в систему охлаждения — дело несложное. Я взял полиэтиленовую банку (рис. 1), в пробке просверлил три отверстия диаметром примерно 3 мм, а в дно вставил штуцер (ниппель от бескамерной шины, рассверленный до 6 мм). Вот и получился бачок. Затем изготовил из полоски 4-миллиметровой стали кронштейн и приклепал латунный хомутик толщиной 0,8 мм по размеру бачка (рис. 2). В этом гнезде и будет стоять наш бачок. Мы достаточно просто и свободно прикрепим кронштейн к верхней наружной гайке 5 (рис. 3) правого лонжерона. После этого остается поставитьРис. 5. Так обрезают манжету: 1 — верхняя, ненужная часть; 2 — нижняя часть; А—А — линия отреза. Рис. 6. Новая манжета: 1 — низ старой манжеты; 2 — втулка из кусочка шланга.32-35ммРис. 7. Кольцо защитного колпачка. По внутреннему диаметру кольца + 1мм ^Рис. 8. Так вырезается диск из резины. мым» или «четыреста третьим» «москвичам», знают, что уплотнения осей стеклоочистителя со временем начинают пропускать воду в салон. Как одолеть эту напасть? Ведь уже давно не достать новую резиновую манжету-уплотнитель, через которую проходит ось. А она-то чаще всего и выходит из строя. И вода начинает капать на ноги. Сначала снимем порванную манжету и аккуратно обрежем ее, к ак показано на рис. 5. Плоскость отреза должна быть по возможности параллельна плоскости основания уплотнителя. Затем найдем кусочек резинового шланга с внешним диаметром 17 и внутренним — 11 —12 мм, отрежем от него «колечко» высотой 16 мм и вставим (лучше на резиновом клее) в основание старой манжеты, к ак показано на рис. 6. Следующая операция — изготовление защитного колпачка. У меня он сделан из алюминиевого кольца (рис. 7) с плотно вставленным диском из 4—5-миллиметровой резины. К ак вырезать диск? Сначала разметим его на листе резины, очертив иглой циркуля-измерителя. Просверлим отверстие чуть меньшее, чем толщина оси стеклоочистителя, острым ножом, очень аккуратно, обрежем лишнюю резину, как показано на рис. 8. При этом лезвие ставим вертикально и по касательной к окружности. Затем края зачистим шкуркой. Этот резиновый диск плотно вставим в металлическое кольцо, заподлицо с верхним краем. Можно также соединить их на клею. И наконец, собираем все воедино (рис. 9). Сначала устанавливаем нашу новую манжету 7. Ось 8 стеклоочистителя проходит через нее свободно. Затем на эту ось надеваем защитный колпачок 2, поверх него устанавливаем поводок 3и затягиваем гайкой 4. Кольцо колпачка 2 не должно касаться кузова 1и манжеты 7.5С антифризом на ГАЗ—21Первым слово берет свердловчанин А. Н. НИКАНОРОВ Система охлаждения ГАЗ—21 плохо приспособлена для антифриза. При прогреве двигателя А-40 или «Тосол» сильно расширяются, и, если радиатор залит доверху, часть охлаждающей жидкости выдавливается через сливную трубку. При остывании же антифриз уменьшается в объеме ив систему попадает воздух, образуя пробки. В результате нарушается тепловой обмен, работа отопителя. 3 отверстия ФЗ ялц0S"Рис. 4. Переделка пробки радиатора: 1 — радиатор: 2 — пробка; 3 — прокладка; 4 — хомутик; 5 — шланг. бачок в кронштейн (см. рис. 3) и соединить его с радиатором посредством шланга, имеющего внутренний диаметр 8 мм, и надежных стяжных хомутиков. При этом из пробки радиатора нужно удалить впускной (малый) клапан и герметизировать соединение резиновой прокладкой толщиной примерно 2 мм, как показано на рис. 4. А сливную трубку — несколько укоротить и изогнуть: не вниз, а назад. Вот и все. Можно заливать антифриз. При такой системе воздушных или паровых пробок не бывает, двигатель быстро и равномерно прогревается, и отопитель дает значительно больше тепла.яВ то же время езда на антифризе зимой сулит большие удобства. Не нужно возиться с водой и прогревать систематически мотор. Советую владельцам ГАЗ—21, которые пользуются машиной весь год, перейти на антифриз, предварительно переделав систему и поставив расширительный бачок.Стало сухо— Моя рекомендация не зимняя, к аку А. Никанорова, а скорее «демисезонная», — говорит автолюбитель из Монино Ю. В. ПОРОЙКОВ. Те из вас, кто остался верен своим «четыреста вторым», «четыреста седь- Рис. 9. Узел в сборе: 1 — кузов; 2 — защитный колпачок; 3 — поводок; 4 — гайка; 5 — уплотнитель стекла; 6 — стекло; 7 — новая манжета; 8 — ось стеклоочистителя.Естественно, все, что мы рассказали, относится к обоим выходам привода стеклоочистителя.Если отказал дверной замокИ еще один ответ на «больной» вопрос, — продолжает Ю. В. ПОРОЙКОВ. — Как починить замок двери? Ведь с годами его работа разлаживается, приходится с силой хлопать дверью, а в конце концов замок вообще не срабатывает или даже открывается на ходу. Можно, конечно, посоветовать возить в багажнике два комплекта (левый и правый) дверного замка ив случае отказа просто-заменить капризничающий узел в сборе. Но, боюсь, этот «простейший» выход недоступен для подавляющего большинства владельцев. В книге «Ремонт автомобилей «Москвич» (моделей «407» и «403») Ю. А. Хальфана и В. С. Гурмана приводятся шесть неисправностей дверных замков и даются рекомендации по их ремонту. К сожалению, за 12 лет эксплуатации «четыреста третьего» мне пришлось столкнуться еще с тремя дефектами и находить решения самому. Надеюсь, мой опыт может быть полезен кому-то из автолюбителей. 1. Соскочил храповик 2 (рис. 10) с оси ротора. Подвела клепка. Попытки восстановить ее не давали результата, а сварка или пайка сплава, из которого сделан храповик, в домашних условиях невозможна. Надежного крепления детали удалось добиться, просвер-лив отверстие в торце оси ротора стороны храповика. Затем сделал в этом отверстии резьбу и стянул детали соответствующим болтиком с пружинной шайбой. У меня такое соединение (взят болт М5 длиной 12 мм с головкой под ключ 10 мм) надежно служит уже 10 лет. 2. Появился большой люфт отводящего рычага 5. На десятом году эксплуатации эта деталь замка правой передней двери моего «Москвича» начала перемещаться вдоль оси, на которую насажена, и даже изменять наклон по отношению к ней. В результате защелка иногда соскакивала с зуба храповика, и дверь не запиралась. Как быть? Подыщем стальную проволоку диаметром чуть меньше зазора между обращенными одна к другой плоскостями отводящего рычага 5и щеколды 3. Согнем проволоку С-образно, введем ее между деталями, обогнув ось на расстоянии 2—3 мм от нее, а нижние концы согнем и заведем в высверленные в 5—7 мм от края корпуса отверстия. Наконец, откусим проволоку и загнем. Все это хорошо видно на рисунке. Теперь люфт деталей на оси — в пределах нормы, и замок надежно закрывается. 3. Отломился нижний зацеп пружины, подтягивающей отводящий рычаг к храповику. На то время, пока вы будете искать подходящую замену, можно сделать так. Не снимая целый конец пружины со шпенька, поверните ее вверх, как показано на том же рисунке, и, захватив последний виток круглогубцами, отогните его. Затем поверните пружиг нз обратно и зацепите отогнутый виток за отверстие, где был раньше отломившийся конец.Рис. 11. Штуцер, прооки-заглушки.изготовленныйизJ ¥Рис. 12. Схема автоматической прокачки и долива амортизаторов: 1 — трубка; 2 — наполнительный бачок; 3 — штуцер; 4 — крыло; 5 — шланг; 6 — амортизатор. У меня для этого приспособлена обычная консервная банка с двумя впаянными штуцерами и крышечкой с отверстием для обеспечения нормального давления. Еще понадобятся некоторое количество бензомаслостойкого шланга и два куска бензопроводной трубки со штуцерами 3и гайками. Вся система в сборе схематично показана на рисунке 12. По-моему, все ясно. Теперь нужно лишь следить за тем, чтобы в бачке 2 был нужный уровень масла. А амортизаторы будут прокачиваться автоматически на ходу. Я не даю здесь чертежи и размеры — каждый из вас отлично справится с этим делом и без них, используя имеющиеся в запасах детали и шланги с подгонкой по месту. Главное — принципиальное решение.Чтобы не прокачивать амортизаторыАмортизаторы «Москвича — 401» — слабое место его подвески, — вступает в разговор о ветеранах автолюбитель из г. Фрунзе Е. И. РЯЗАНЦЕВ. — И не потому, что плохи, а потому, что требуют частой прокачки, удаления воздуха, доливки масла. Без этого — не держат. А на моем «старичке» вот уже второй год передние амортизаторы работают отлично и не нуждаются в обслуживании. В чем же секрет? Его нет, а есть несложная доработка, которая по силам каждому владельцу машины. Как прокачивают амортизаторы «Москвича—401»? Отворачивают пробку, доливают масло и «качают» подвеску, нажимая на крыло. Снова доливают и снова качают, пока масло не перестанет уходить в амортизатор. Затем заворачивают пробку и проделывают те же операции со вторым амортизатором. Нельзя ли автоматизировать прокачку и сделать ее непрерывной? Подумав. я нашел, что это вполне реально, и осуществил конструкцию такого устройства на практике. Первое — надо просверлить пробкизаглушки и впаять в них штуцеры, как показано на рис. 11. Второе — изготовить наполнительный бачок 2 (рис. 12).Когда пыль на дорогеПод конец просит слово А. И. ПАККОНЕН из Гатчины. Мой маленький совет, собственно, применим к любым легковым машинам, а не только к ветеранам. Но, пожалуй, для старых автомобилей он более актуален, так как в их кузовах уплотнители постарели и потеряли упругость: пыль и влага проникают в салон. Вот мои наблюдения и рекомендация по этому поводу. Когда вы двигаетесь по пыльной дороге, советую возможно плотнее закрыть все подъемные стекла дверей и поворотные форточки. Затем откройте люк забора наружного воздуха и включите на большую скорость вентилятор отопителя. При этом в салоне создается хоть и очень небольшое, но избыточное дав ленпе, и пыль не засасывается внутрь.5 КО 'Й о га со £ . к Dо Сьо5ОДЖ илSЙXО Е- О < Ь >S ,S*SO&o га , c u s!R со aIаa «см кёсиьхS со" . !• Я , sЬя ц ' а о0)VD,-° S £ о<оЭ яS аЭ о - о Й-Р к -"- 3>';-a аII lag£з5я