ее Брось' Редакция получила много откликов на заметку «Брось сигарету!» (1975, № 5). Некоторые из них были опубликованы (1975, № 11 и 1976, № 2). Ко письма продолжают приходить, причем большинство авторов поддерживает мысль о вреде курения за рулем. Чтобы закончить разговор на эту тему, мы предоставляем слово медикам. Курение за рулем, как правило, нарушает точность вождения. Определенная опасность возникает уже в момент прикуривания, даже если пользуются не спичками, а находящейся у щитка приборов «зажигалкой». Чтобы достать ее из гнезда, точно поднести к сигарете, нужно «прицелиться». В результате какое-то время за дорожной ситуацией водитель следит вполглаза, а на руле находится одна рука. Перемещение взора кажется нам мгновенным, Но для перевода глаз с одного предмета на другой, включая фиксацию нового объекта, затрачивается до 0,8—1,0 секунды. За эту секунду авто-сигарету»мобиль, движущийся со скоростью 70 км/час, пройдет почти 20 метров. Расстояние это надо удвоить, так как перевод взгляда с дороги на сигарету и обратно потребует и вдвое больше времен и — 1,6—2,0 секунды. Если за это время на проезжей части появится препятствие, водитель окажется бессильным предотвратить несчастье. Другой вопрос. От микроклимата в автомобиле зависит работоспособность водителя. Нехватка кислорода ускоряет наступление усталости, вызывает сонливость. Известно, что табачный дым содержит 0,5—1,0% окиси углерода, составной части угарного газа. Некоторые исследования показывают, что если в малолитражном легковом автомобиле в течение часа выкурить четыре сигареты, то количество угарного газа может вызвать даже легкое отравление. Во многих странах курение при управлении автомобилем сейчас запрещено. Но дело в конце концов не в этом. Мы надеемся, что наши водители сами осознают необходимость отказаться от сига-Ремни спасают жизньРемни безопасности на автомобилях стали обязательными для водителей и пассажиров уже во многих странах. Год назад такое требование было включено ив наши Правила дорожного движения. Закон есть закон, и его надлежит исполнять. Но автомобилистов, понятно, интересует, какова эффективность этой меры, насколько оправдывает она себя в различных аварийных ситуациях. Собственный опыт в этой области у нас еще невелик. Думается, в какой-то степени этот читательский интерес могут удовлетворить результаты обширного исследования, проведенного в Чехословакии специалистами пражского института транспорта, которые мы здесь коротко излагаем. Был проведен статистический анализ более чем 40 тысяч дорожных происшествий с легковыми и грузо-пассажирскими автомобилями, случившихся за последние несколько лет. Все аварии распределили на четыре группы по сте-пени повреждений автомобилей, а пострадавших в них — на шесть категорий по тяжести травм. В экипажах машин выделяли водителя, переднего и заднего пассажиров. Сравнивали, естественно, случаи, когда все они были пристегнуты ремнями, с теми, когда участники происшествия ими не пользовались. Что же показало исследование? При авариях на небольших скоростях, когда автомобиль почти не имел повреждений, наличие или отсутствие ремней безопасности не играло заметной роли: 9 6 — 9 8 % водителей и пассажиров оставались невредимыми, а тяжелых травм или смертельных случаев не было зарегистрировано вовсе. Когда же автомобиль получал значительные повреждения, хотя его салон или кабина оставались нетронутыми, ремни безопасности проявили свою эффективность. 88,4% водителей и 81,2% пассажиров на передних сиденьях, бу-НА АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАВЕНГРИЯ В ближайшие годы предполагается ввести новые правила дорожного движения. А пока в действующих появипось несколько новых разделов. В частности, касающиеся буксировки неисправных автомобилей, а также движения автомобилей со специальной световой сигнализацией. По-новому опредетен порядок перевозки опасных грузов, уточнены правила движения общественного транспорта, велосипедистов, мотоциклов и конных повозок. ГДР. В стране развитию сети са. К 1985 году руется довести развернулись работы по автострад высшего класих протяженность планидо 10 тысяч километров. особенно в тумане. Вероятность столкновения возрастает при разнородном потоке автомобилей, тем более если в нем преобладают грузовики. Специалисты считают, что сокращение количества происшествий может быть достигнуто созданием специальных грузовых маги. стралей в городах. АНГЛИЯ. Результаты исследований показали, что мужчины лучше всего водят автомобиль в возрасте' от 30 до 40 лет, а женщины — от 18 до 30. БЕЛЬГИЯ. Для водителей, работающих или путешествующих ночью, выпущены специальные очки. Они изготовлены из линз «Поляроид», которые пропускают обычный свет, но поглощают интенсивные лучи фар встречных автомобилей. до 2000 года, предлагается строительство вокруг города кольцевой автомагистрали, реконструкция системы внутригородских дорог, совершенствование работы общественного транспорта.ПОЛЬША. Транзисторный регулятор с фотоэлементом, сконструированный в Гданьске наменяет яркость света автомобильных фар в зависимости от освещенности дороги и интенсивности движения встреч ных автомобилей. АНГЛИЯ. В так называемых цепных авариях сплошь и рядом участвует до 30 — 40 и даже больше машин. Анализ показал, что свыше половины из них вызывается плохой видимостью на дорогах,26США. Статистика показывает, что количество происшествий ночью в два раза больше. чем в дневное время. Главная причина их — ослепление водителей светом фар встречных автомобилей. Для борьбы с ним стали устанавливать на разделительных полосах -магистралей стальные сетчатые барьеры, полностью перекрывающие встречный свет. Барьео изготовляют из листовой стали толщиной 1,3 мм с гальваническим покрытием и придают ему вид решетки с ромбическими ячейками, ребра которых наклонены к плоскости листа под углом 22 градуса.ГОЛЛАНДИЯ. Исследование градостроительного развития Амстердама за последние десять лет показало, что рост парка индивидуальных автомобилей и увеличение интенсивности транспортных потоков все время снижали пропускную способность существующей улично-дорожной сети, и в настоящее время она уже исчерпана. В планах, рассчитанныхСША. На несколько сот такси в СанФранциско для повышения безопасности движения было установлено новое устройство, получившее название «сайберлайт». Этот микроэлектронный аппарат включает мигающий желтый световой сигнал, предупреждая водителя о необходимости повысить внимание, если едущий впереди начинает тормозить. реты за рулем. Разве можно мириться с тем, что среди причин дорожно-транспортных происшествий, связанных с невнимательностью, курению водителей принадлежит третье место. И. ЯЗВИНСКИЙ, судебномедицинский эксперт г. МинскМы ехали на «Москвиче». В течечие короткого времени водитель «справился» с пятью сигаретами. В салоне машины ощущался запах табачного дыма. Женщина и ребенок на заднем сиденье даже жаловались на головную боль, тошноту. Вдруг и сам водитель побледнел и стал вяло сползать с сиденья, руки упали с рулевого колеса. Катастрофа была бы неизбежной, если бы не находчивость пассажира, сидящего рядом с водителем. Он быстро среагировал на происшедшее и остановил автомобиль. Когда свежий воздух проник в салон, к водителю вернулось сознание. Казалось бы, случай редкий. На самомделе он очень типичный. Нэ все знают, что опасная для здоровья концентрация 3 никотина 0,5 мг на 1м воздуха создается в закрытом помещении при выкуривании нескольких сигарет. Доказано вредное действие табачного дыма на органы чувств, нормальное состояние которых так необходимо водителю. В табачном дыме в небольших дозах содержится древесный алкоголь, который воздействует на зрительный нерв. Это может привести к понижению остроты зрения, а иногда ик нарушению цветоощущения. У некоторых курильщиков развивается воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей и угнетение слухового нерва, что ведет к понижению слуха. Ночью под действием табачного дыма уменьшается светочувствительность сетчатки глаз. И это может повлиять на безопасность движения. Например, по данным австралийской медицинской ассоциации, три сигареты, выкуренные перед рейсом, уменьшают остроту зрения на 20%. Вместе с этим теряется и быстрота реакции. Наверно, нетнеобходимости доказывать, насколько это опасно для водителя. Нередко слышишь от шоферов-дальнерейсовиков, что табак, мол, повышает работоспособность, прогоняет сонливость. Действительно, под влиянием табачного дыма происходит расширение сосудов головного мозга. Курящий отмечает «прилив» энергии, Однако все это на короткое время. Очень скоро сосуды снова сужаются. Тогда курильщик пытается вновь прогнать усталость второй, а затем третьей, четвертой сигаретой... До тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности организма. Вряд ли в таком состоянии можно хорошо, надежно управлять автомобилем. Вернусь к случаю, описанному вначале. Машина была технически исправна, дорога свободна, а до аварии остался один шаг. Выходит, не такое уж безобидное занятие курение за рулем. А. БОНФЕЛЬД, начальник медицинской части госпиталя г. Кировограддучп пристегнутыми ремнями, избежали всякихтравм , тогда какпри отсутствии ремней или пренебрежении ими эти цифрысоставили соответственно 76 , 8 % и 57 , 4 % . Б олее того, если в первом случаетолько 0,6% пассажиров, сидящих рядом с водителем, получили оченьсерьезныетравмы , то среди тех, к то не пользовалсяремнями , — 6 , 5 % . У водителей эти цифрысоставили соо тветственно 1,3% и 2 , 3 % . П одчеркнем еще раз : и зкаждых 100 пассажиров , не пользовавшихсяремнямина передних сиденьях, шесть человек в среднем получилитяжелыераненияи один погибал в аварии, когда кабина или салон автомобиляв общем-то оставались цел ыми . В то жевремя «при ремнях » все оказывалисьпрактическив безопасности. А такиеаварии , по наблюдениям исследователей, наиболее распростран ены — о нисоставили более 40 % всех дорожных происшествий. Эти цифрыещеразительнее при ава-риях, в которых автомобиль получал серьезные повреждения. Исследовател ипонимали под этимдеформации кузова ( к абины ) более чемна 15 см. З десьизчисла не пользовавшихсяремнями не пострадало27 , 8 % водителей и 22,9% пассажиров на передних сиденьях . Среди тех, к тоблагоразумнозастегнулремни , н етравмированных водителей оказалось 49%. а пассажиров 52 , 4 % . В этихжеситуациях без ремн ейпогибло 16,7% в одителейи 11,4% п ассажиров , а сремнями — 6,7% и 3,2% соответственно. И нымисловами , когда автомобилистпренебрегает ремн ямибезопасности , в ероятность погибнуть или получить тяжелую травму при аварииу него в три-четыре разавыше , ч ему того, кто соблюдает правил адвижения . К томуже , по мнениюисследователей , д оводывпользу ремней безопасностибыли бы еще убедит ельнее , если бы все правильно креп илиихвмашинеиграмотно застеги-в али . А нализпоказал , что всреднемв 15 случаях из 100 ремниустанавли в алисьнеправильно , а более половиныводителейипассажировбыли пристегн утытак , что ременьпозволял подав аться вперед более чем на 10 см, что делалоих при аварияхпрактически бесполезными. К онечно , р аботы по совершенствованию конструкцииремнейбезопасности должны продолжаться. Отрицательное отношениекнимнекоторойчасти авт омобилистоввызываетсяи неудобством, а также тем, ч то при теперешнем способе крепленияремнибыстрогряз н ятся . Н о ведь жизнь , к акговорится , д ороженекоторых неудобств. А уже сег одня все данныесвидетельствуюто том, что, п ользуясьремнями безопасности, м ожноизбежатьмногихи многих травмпридорожныхпроисшестви ях. По материаламчехословацкогожурнала «Свет мотору »ФРАНЦИЯ. Фирмы «Рено» и «Пежо» на совместные исследования в области пов ышения активной и пассивной безопасности легковых автомобилей за последние три года израсходовали более 9 миллионов франков . В частности, разработана новая конструкция надувных подушек. Они размещаютсяв спинках сидений и при столкновениях, мгновенно описывая дугу над головой сидящего, з акрывают его грудь и бедра. Считают, что такие подушки позволяют защитить водителя и пассажира ив случае опрок идывания автомобиля. ФРАНЦИЯ. В последние годы большое внимание стали уделять строительству велодорожек. Проведенные недавно обследования показали, что на велосипедах совершается от 9% всех ежедневных поездок (Париж) до 65% (Руан). На частоту их влияет не только величина города, но и его народнохозяйственное значение, уровень развития общественного транспорта. Велодорожки стали неотъемлемым элементом градостроительного проектирования. Для безопасности движения маршруты велосипедистов прокладываются обособленно от улично-дорожной сети. ФРГ. За превышение установленной в населенных пунктах скорости движения (50 км/час) водители подвергаются денежному штрафу или лишаются «прав».За езду со скоростью 58—63 км/час (8 км /час сбрасывают на погрешности приборов. регистрирующих скорость) ш траф составляет 10 марок, при 63 — 69 км/час — 20 марок. Более высокие скорости влекут более строгие меры. ФРГ. Фирма «Мерседес» начала выпуск трайлеров-спален. Длина их 12,5 метра, вместимость — 39 спальных мест, расположенных в три яруса. Днем прицеп буксируется автобусом, а на ночь останавливается на территории какого-нибудь кемпинга. Сейчас такие «гостиницы на колесах» обслуживают около 400 туристских маршрутов. ЯПОНИЯ. В Киото принято решение ограничить максимальную скорость транспортных средств до 20 км /час. Вероятно, после этого, как предполагают городские власти, количество машин на улицах резко уменьшится. ЯПОНИЯ. В Токио продолжают принимать меры против загрязнения атмосферы. Водителям запрещено ездить, если у автомобиля нет специального фильтра отработавших газов. Для сокращения ежедневного пробега машин по городу предлагается запретить правые повороты (в Японии левостороннее движение) и почти в три раза увеличить количество закрытых для них улиц. 27