24
25
Рейд „За рулем"Не уступил дорогу•Говорят, что на любом пересечении дорог сразу же выявляется квалификация и культура водителя. Видимо, с этим надо согласиться. Во всяком случае, больше всего опасностей подстерегает его именно здесь: статистика дорожных происшествий за перекрестками числит около половины всех столкновений и наездов на препятствия. А интенсивность движения все растет, и раздумывать над вопросом «кто — кому?» у водителей нет времени. Учитывая это, нынешние правила движения предельно упростили решение таких задач. Если нет соответствующих дорожных знаков, на всех перекрестках действует один принцип: преимущество на стороне того, у кого нет помехи справа, а уступает, стало быть, тот, кто находится слева. Совсем простое правило. Да и не новое. Новое в том, что его распространили на все без исключения равнозначные перекрестки, в том числе и на трехсторонние. Когда-то здесь существовал другой закон: одну из дорог рассматривали как продолжение другой и потому — как главную, третью — как второстепенную. На перекрестках идеальной «геометрии», или Т-образных, понять, «что есть что», не представляло труда. Но сплошь и рядом конфигурация пересечений оказывалась такой нестандартной, что безошибочно определить старшинство дорог было почти невозможно. И вот этому положили конец. Казалось, что с введением новых правил проезда положение резко изменится к лучшему. Между тем время идет, а на простых, в общем-то, пересечениях дорог аварии на убыль почти не идут. В чем же дело? Здесь стоит присмотреться внимательнее, решили мы, и предприняли своего рода микроисследование.24Выбрали для него обычный трехсторонний перекресток, каких в столице и любом другом городе множество. Читатели могут увидеть его на левом снимке, как и ситуацию, которую мы, к сожалению, за несколько часов дежурства наблюдали чаще всего. Не правда ли, странно: тот, у кого нет помех справа, стоит, а кто по всем правилам должен уступить дорогу — и не думает этого делать. Раз! Проскочил вне очереди ЗИЛ—130 под номером 51-31 МКД . Два! У автобуса под носом пронесся УАЗ 98-40 МКН . В свою очередь, и автобусники не остаются в долгу — совсем не по правилам проезжают перекресток водители 81-го маршрута на машинах 34-77 и 34-93. В наших блокнотах появляются все новые и новые номера и марки машин — 05-74 ММТ ГАЗ—24-такси, 21-36 МКР КрАЗ, 97-28 МОЗ автоцистерна, 81-20 ММГ автофургон... Убеждаемся, что по одному-два водителя из каждой «пачки» машин продолжает ездить по правилам, которые существовали много лет назад. Почему же для них закон не стал законом? Мы разговаривали со многими из нарушителей правил, но воспроизводить здесь эти необычные интервью дело длинное, да и ненужное. Их объяснения очень часто походили одно на другое, и в конце концов выяснилось, что всех наших собеседников (хотя и не очень хочется этим спокойным словом называть тех, кто чуть не стал виновником дорожного происшествия) можно распределить на три категории. О каждой из них мы и поговорим особо. Категория первая объясняла случившееся приблизительно так: «Почему не уступил дорогу? А я смотрю — он сам тормозит, ну яи поехал.Если бы он не остановился? Что за вопрос: я бы, конечно, по тормозам! Как не успел бы? Сколько лет езжу — и пока без аварий. Нет, я не спорю, должен был уступить дорогу. Но привык, знаете ли, действовать по обстановке...» По обстановке выбирают скорость, по обстановке решают вопрос о возможности того или иного маневра и так далее. Все правильно, так должно быть. Но подчиняться или не подчиняться правилам движения — по обстановке? Это уж увольте! «Если он не затормозит — тогда остановлюсь я». Кому нужен такой «стиль» езды? Кому на пользу эти испытания сил и нервов, когда до последнего момента не знаешь, как развернутся события дальше? На перекрестке нам и без того забот хватает. Исследования, например, показали, что даже тогда, когда все идет по правилам, у водителя перед перекрестком всегда напрягается слух, зрение, учащается пульс, повышается давление. Мудрено ли, долго ли здесь «промахнуться», если не знаешь, где остановится и остановится ли вообще тот, кто обязан уступить тебе дорогу. Тут до аварии шаг. А тот факт, что наши «герои» пока не попадали в такие передряги, никого не может обмануть. Здесь дело не в их квалификации, а в простом стечении обстоятельств. Пока везло, но это ведь до поры до времени. Эта категория людей опасна и тем, что проповедует «силовую» манеру езды, иными словами, извините за резкость, хамскую манеру. Ведь, по сути дела, один вынуждает другого поступиться своим правом. «Силовики» — в основном водители большегрузных машин, уверенные в собственной безопасности, если что случится. Конечно, кто же рискнет подставить себя под удар такой ма- И. Декет: «Да я бы затормозил в случае чего!»В. Алексеев: обстановке».«А я всегдадействую поВ. Грищенко: «Все же так ездят!»Н. Растатуров: «Он ведь притормозил яи поехал!» хины! Вот и тормозят. Сегодня такой водитель не уступил вам на перекрестке, а кто поручится, что завтра... Да, опасно с такими встречаться на дороге. Категорию вторую наш вопрос просто удивлял: «Почему не уступил дорогу? А разве я должен был это делать? Ведь я еду по прямой. Хотя, кажется... Да нет, конечно, моя дорога главная! Или нет? Ах, он справа? А меня встречный прикрывает. Как такого правила нет? Равнозначный перекресток? Разве? А ведь в самом деле...» Такие откровения мы слышали, прежде всего, от водителей, проработавших за рулем не один десяток лет. И факт этот наводит на грустные мысли. Видимо, изучение новых правил дорожного движения в автотранспортных предприятиях в свое время было поставлено далеко не лучшим образом, если такие простые вещи усвоены еще не всеми. Справедливости ради отметим, что пробелы в образовании чаще обнаруживались у предоставленных самим себе водителей карликовых автохозяйств в две-три машины иу автолюбителей, не прошедших курсового обучения. Самообразование, как видите, удается не всем и не всегда. В этой связи мы не можем не коснуться вновь старой темы. Повторение пройденного материала и водителям необходимо. В любой форме. Будет ли такая учеба называться техминимумом, экспертизой или как-нибудь иначе — не столь важно. Важно, чтобы такая работа велась постоянно, а не от случая к случаю, не только тогда, когда водитель наберет «норму» грубых нарушений правил. Никто из нас не может и не должен предполагать в другом водителе профана, не знающего элементарныхМ. Баев: стил!»«Ну нет, автобус бы я пропу-М. Пархоменко: «Как, разве я не на ГЛЭЕ ной дороге?» своя реакция, умение, опыт. Ездить «как все», без учета собственных возможностей — просто нелепо. Дорога — не велотрек, и гонка за лидером здесь никому не нужна. Какая же из описанных «категорий» водителей наиболее опасна? Любая. Представители любой, одни — из-за невоспитанности, другие — по незнанию, третьи — из-за легкомыслия создают на дороге нервозную обстановку. На зыбкой почве неуверенности каких только несчастий не бывает. Когда один водитель не уверен в другом, не уверен, будет тот следовать правилам движения или нет, добра не жди. Наши «герои» вверяли свою судьбу (и если бы только свою!) воле случая. А по таким законам ездить нельзя! Бригада «За рулем» Г. Зингер, С. Ветров, Ф. Тимошенко, инспектор дорожного надзора ГАИвещей — основных дорожных законов. К тому же незнание законов никогда не освобождало от ответственности. Третью категорию составили этакие простачки: «Почему не уступил дорогу? А я смотрю, передо мной машина пошла, ну ия за ней... На чьей стороне преимущество? Да я просто и не подумал...» Таких «недумающих» было, правда, немного. Но, увы, есть еще, оказывается, и такие водители, руководствующиеся не правилами, а тем, как другие ездят. «Я — как все!» — оправдываются они. Но, во-первых, подражать стоит хорошим примерам, а, во-вторых, нарушители правил далеко не «все водители». Они, что ни говорите, досадное исключение. Зачем же стремиться в их число. Разве можно принимать решение, не оценив ситуацию на дороге самому, для себя лично? Разве можно за рулем не думать? У каждого водителя, наконец,Р РЯ | В Щ .: