18
19
20
СПРАВОЧНАЯ СЛЫЖБА ••• 1О предпродажной подготовкеЧитательница Г. Семянская из Зак арпатской области просит рассказать, к ак правильно должен оформляться талон предпродажной подгот овки , который есть в сервисной книжке «Жигулей». Редакция получила разъяснение на Волжском автозаводе , что работники торгующей организации , п родавшей автомобиль, д олжны заполнить талон сервисной книжкии его корешок , где знач атсясведенияопредпродажной подготовке автомобиля . Талон отрываетсяиостаетсявмагазине , а корешок , заполненный и заверенный печатью (штампом) м агазина , о стаетсявкнижке . Если вкнижке не будет корешкаи соответствующих записей на титульном листе, то владелецавтомобилялишаетсяправа на гарантийный ремонт.По указаннымпричинамиспользовать старый электролит в новых аккумулятор ахнельзя . Очистка его очень сложнаитрудоемка , поэтому даже на специальныхстанциях его не восстанавливают ,Страничка мотоциклистаКак установить ремни безопасностиЭтот вопрос волнует большую груп ­ пу читателей. Он оказался важным для владельцев нан новых, т ани старых «москвичей», «волг», «запорожцев». В. Новый из Минскаи рижанин Ю. Петров просят напомнить, о каком номере журнала было описано, нан установить ремни на «Москвич — 407». «Ждем статью о ремнях на ГАЗ — 21», — п ишетгруппа автолюбителей из Одессы. Журнал несколько раз рассказывал автолюбителям о ремнях безопасности. Описывали мы и методы оборудования автомобилейстандартнымиремнями . На 129-м «заседании» «Клуба «Автолюбитель» (1975, № 2) н ачальник бюро безопасности ОГК автозаводаимени Ленинского комсомола В. Иванов предложил свои разработки по установкеремнейв « м осквичах » от « ч етыреста второго» до « ч етыреста ' д венадцатого » . В этом материале говоритсяио том, к акнайти на машине , в ыпущенной после 1969 года, заводские точкикрепления . Тот жекругвопросов , но для автомобилей завода «Коммунар» о светили инжен еры ОГК ЗАЗа В. К удрявцеви А. Панч енкона 144-м «заседании» «Клуба» в июньскомномере этого года. А какжебытьс ГАЗ — 21? Мы обратил исьв ОГК ГАЗа. По мнениюзаводских специалистов, самостоятельная установка не под силуиндивидуальномувладельцустарой «Волги». К-кепление в этом случ ае , с читаютконструкторы , н е будет соо тветствоватьтребованиям ГОСТа. Поэтому мы не сможем ничего предложить по креплению ремней безопасности на ГАЗ—21.На новойЯВЕсо щитком и дугамиТакая книга естьАвтолюбитель Ю. Ольченко из Винницы просит сообщить, существует ли литература, где приведены фотографии всех автомобилей, выпуснаемых в настоящее время нашей промышленностью, а также их технические характеристики. Эти данныесодержатсявкниге «Краткий автомобильныйсправочник » , которую в 1975 году выпустилоиздательство «Транспорт». Подготовил этот справочник (он вышелужеседьмымизданием ) к оллективавторовиз Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ). В книге содержатсятакжецифры по выпуску автомобилей (в том числе легковых) в нашейстране за все годы, т амдан кратк ийочеркразвитияпроизводства автомобилей в СССР, п риведенырисункиикраткиетехническиехарактеристики мо делей прошлых лет. а такжеинформация по шинам , э лектрооборудованию , топливу имаслам , н ормырасхода горючего. С правочник поступил впродажув начале 1976 года. Поскольку тираж сравн ительноневелик (50 тысяч экземпляров), очевидно, с ейчас его можно встрет ить на прилавкахлишьслучайно . «Книга — почтой» не высылает этого издания. П ознакомитьсяжес ним исделатьнужныевыписки можно в библиотеках.Проверить можно«Я знаю, что по действующим сейчас «Правилам предоставления услуг владельцам автомобилей ВАЗа автоцентрами и станциями технического обслуживания объединения «АвтоВАЗ» клиенты к рабочим постам не допускаются, — п ишет А. Постное из Череповца. — Но хотелось бы знать, каким образом, получая машину, м ожно проверить качество выполненного обслуживания или ремонта». Автомобиль может быть осмотрен на подъемнике или проверен вместе с работником станции пробным пробегом. Появившиеся в ходе проверки претензии клиентдолжен предъявить контролеру по выдаче или руководителям станции. Так намсообщилив производственном управлении «АвтоВАЗтехобслуживание». К ак правило, мотоциклисты, соверш ающиеболее или менеедлительные поездки, оснащают свои машины баг ажниками , д угамибезопасности , ветровыми щиткамии другими приспос облениями , которые создают дополнительные удобства, с лужатцелям безопасности. Н ередковредакциюприходят письм ас просьбой рассказать , к ак изготовить такоеоборудование своими силами. Эти просьбы участилисьпосле того, к акначалапоступатьв продажу новая модель ЯВЫ — « 6 34 » , отличная от всех, и меющихсяунаших мотолюбителей. Д ля ее владельцев мы ипомещаем описание дополнительного оборудования. Ветровой щитокразработан нашими читателями А. Бондарчуком и А. К особуцким из Днепропетровска.Старый электролит непригоденИ. Скоков из Челябинсной области спрашивает , м ожно ли использовать для заливки нового анкумулятора электролит от батареи, проработавшей четыре года. Отвечают специалисты НИИавтоприборов. Электролит требуемой плотности длязаливкиаккумуляторныхбатарей пригот овляют из сернойкислотыи дистилл ированной воды, о твечающих определ еннымусловиям (ГОСТ 667 — 5 3и ГОСТ 6309 — 72). В нем не должнобыть механич ескихпримесей , к оторые могут оказать вредное влияние на электрическиехарак ­ теристики и срок службы батареи, В процессе эксплуатации электролит теряет свою первоначальнуюхимическую чистоту из-за попаданияв него соединений сурьмы , м ышьякаи т. п., содержащихся в материалах активной массы ирешетокэлектродоваккумулятора . Кроме того, э лектролитзасоряется механичес кимичастицами ( о сыпающейся массой), к оторыеспособствуютсаморазряду батареи. 18Японские машины в СШАЮ. Морковин из Хабаровска просит сообщить, снолько автомобилей и мотоциклов экспортируется из Японии По даннымЯпонскойассоциации автомобильных промышленников, в 1974 году извыпущенных 6,55 миллиона автомобилей всехтипов экспортировано в разные страны 2,62 миллиона (40%). В США продано за этот период около 1миллионаавтомобилей , то есть 38% и з всех поступивших за границу машин, или 15% от общего числа автомобилей, изготовленных в стране. Что касается мотоциклов, то из 4,5 миллиона штук, в ыпущенныхв 1974 году, э кспортировано 3,24 миллиона (72%). В США поступилоза этот год 1,39 миллионамотоциклов , что составл яет 43% от всего количества проданн ыхзаграницуи31 % всех выпущенных . Конструкция багажника и дуг подготовлена консультантом журнала Э. Конопом на основе присланных в редакцию предложений, потребовавших серьезной инженерной доработки.Ветровой щитокЧтобы не изобретать велосипед, можно просто-напросто использовать ветровой щиток от старых мотоциклов ЯВА, немного переделав его. Год эксплуатации 634-й модели с таким щитком позволяет нам рекомендовать его мотоциклистам. Общий вид щитка представлен на рис. 1. Учитывая, что диаметр фары у новой модели больше, мы увеличили отверстие в щитке, вырезав внизу паз для доступа к винту, крепящему ободок фары (рис. 2). Это позволяет заменять лампы без демонтажа щитка. Резиновое кольцо, которым уплотнено отверстие ветрового щитка, достаточно просто разрезать и, посадив на свое место, раздвинуть так, чтобы разрез совпал с пазом. Кронштейны крепления щитка к мотоциклу надо изогнуть, как это показано на рис. 3, или сделать заново. Все их посадочные места сохранены. К сожалению, в процессе изгибания отслаивается защитное покрытие, и, чтобы избежать ржавчины, кронштейн следует отхромировать или покрасить заново. Конструкция крепления руля позволяет выбирать его положение по желанию водителя. Однако размеры кронштейна, приведенные на рис. 4, соответствуют только одному из них. Поэтому, если у вашего мотоцикла руль стоит иначе, кронштейн придется подгибать по месту. Узлы крепления ветрового щитка, указатели поворота устанавливают в другом месте с помощью специальных кронштейнов, например таких, как на рис. 4. Их делают из стали с соответствующим защитно-декоративным покрытием и ставят под болты, крепящие перья вилки.БагажникМотоциклисту, желающему оснастить свою ЯВУ-634 багажником, представляются богатые возможности: немногие машины имеют столь удобную для этой цели раму. На модель «634» легко установить очень прочный багажник (рис. 5), жесткий не только в вертикальном, но, что еще существеннее, в поперечном направлении, исключающий сколько-нибудь заметные колебания закрепленного на нем груза по отношению к раме мотоцикла. К ак это важно для сохранения устойчивости мотоцикла, знают, вероятно, все водители. Суть конструкции в том, что верхние трубы багажника крепим дополнительно к трубам рамы около задних фонарей указателей поворота. Кстати, эти фонари при любом багажнике придется куда-то перенести, иначе даже портфель, сумка могут загородить указатели водителю, следующему сзади. Более подходящее место для этих фонарей — около номерного знака. Что касается прочности багажника, то напоминаем: он не рассчитан на многопудовые мешки, ибо это неминуемо повлечет поломку мотоцикла. Опытпоказывает, что даже в длительных путешествиях нет нужды возить больше 30 кг груза, надо только хорошо продумать подготовку и тщательно отобрать так называемые предметы первой необходимости. Для силовых стержней багажника берем стальную трубу наружным диаметром 12—14 мм (чертежи даны в расчете на 12-миллиметровую). Толщина стенки у нее должна быть не меньше 1,5 мм, иначе багажник будет непрочным. Соединительные стержни, образующие решетку, можно делать из трубки меньшего диаметра, например 10 мм. На ЯВЕ-634 не следует крепить багажник к верхним болтам амортизаторов (как обычно делают), поскольку они и без того достаточно сильно нагружены — не случайно на мотоциклах последних серий этот узел усилен. К тому же «привязываться» к болтам нет необходимости. Рама позволяет выполнить переднее крепление труб багажника так, как показано на рис. 5 и 6. В узлах рамы, где закреплены верхние концы амортизаторов, есть два отверстия диаметром 7 мм. На передние концы верхних труб багажника, соответственно изогнутых по месту, привариваем пластины — фланцы с двумя отверстиями. Внутрь узла устанавливаем пластину-гайку (стальной лист толщиной 3,5—4 мм), также с двумя отверстиями, где сделана резьба Мб. Весь этот «пакет» достаточно прочно стягиваем болтами Мб. Чтобы обеспечить максимальную поперечную жесткость багажника, верхние трубы дополнительно крепим к раме в задней ее части. На рис. 6 показана конструкция этого узла, выполненного из стали толщиной 2 мм. Узел приварен к трубе багажника. Следует иметь в виду, что размеры, приведенные на чертеже, определены на одном конкретном мотоцикле; на других они могут заметно отличаться, поэтому при изготовлении деталей багажника их размеры надо дополнительно уточнить по месту. Узел крепления, о котором идет речь, лучше приварить (или просверлить в нем отверстие) в последнюю очередь, когда багажник уже готов и тщательно примерен к мотоциклу. Крепим багажник в этом месте длинным болтом Мб, который защемляет и верхнее крепление площадки (см. рис. 6), если она установлена. Нижний узел крепления багажника (рис. 7) — традиционный, он совмещен с узлом крепления подножки пассажира. Площадка быстросъемная: две другие ее точки крепления представляют простейшие замки (рис. 8). Чтобы снять площадку, достаточно освободить верхний болт. При ежедневных поездках по городу, когда площадки практически не нужны, их снимают, поскольку они создают помехи при обслуживании мотоцикла. Готовый багажник можно окрасить под цвет мотоцикла или покрыть слоем хрома (никеля) гальваническим путем.Рис. 2. Доработка отверстия для фары.Рис. 3. Кронштейн крепления щитка (правый показан, левый — отраженный вид).Защитные дугиУ мотоцикла ЯВА модели «634» сдвоенная, как иногда говорят, дуплексная пространственная рама, сваренная почти полностью из труб круглого сечения. Поэтому некоторые мотолю-Рис. 4. К ронштейн крепления фонарей указателей поворота и его развертка.19 бители, пытавшиеся оснастить машину защитными дугами, испытывали определенные затруднения при разработке узлов крепления • они принципиаль— но отличаются от тех, что применялись на других явских моделях. Вспомним: у них рама была из труб прямоугольного сечения, и почти все варианты защитных дуг (различавшиеся в основном размерами и формой) объединяла общая идея: в случае падения сила удара передавалась через дуги к верхнему ее узлу (выполненному в виде хомута, охватывающего прямоугольную балку рамы) и к нижнему, как правило объединенному с передним кронштейном крепления двигателя. Такая конструкция была достаточно надежна и одновременно проста. Чтобы дуги не менее эффективно защищали новую ЯВУ, их конструкция должна обеспечить передачу силы удара (изгибающего момента), которая возникает при падении, на обе балки рамы. Передний кронштейн крепления двигателя на ЯВЕ-634 сложнее, чем на прежней, и объединить нижний узел крепления дуг с этим кронштейном затруднительно. Следует учитывать также, что в этом случае воспринимать удар придется и болтам крепления двигателя, не рассчитанным на такую нагрузку. При выборе размеров и формы дуг не следует забывать о том, что прочность балок рамы хотя и высока, но не беспредельна, и идея «сверхпрочных» дуг ни к чему хорошему не приведет. При серьезном падении как раз дуги могут остаться целыми, а рама погнуться и выйти из строя. Дуги предлагаемого варианта (рис. 9) выполнены в виде двух отдельных труб (половин) 2, соединяемых с рамой 1 верхними 3и нижними 4 узлами. Эти узлы не предназначены для восприятия изгибающего момента при падении мотоцикла, хотя расположение нижнего — почти на горизонтальном участке балки рамы — позволяет в значительной мере нагрузить его. Главные же детали, принимающие на себя силу удара, — стержни 5, соединяющие половины дуги. На рисунке показан нижний стержень, верхний — аналогичен ему. Наружный диаметр каждого равен внутреннему диаметру трубы. Для дуг пригодна стальная цельнотянутая труба наружным диаметром 22—25 мм (об этом мы уже говорили). Труба большего диаметра прочнее и потому опасна. Кроме того, такую трубу трудно расположить между балками рамы и низом картера двигателя, а изгиб ее усложняет или совсем исключает применение соединительного стержня 5. Кстати, на отдельных машинах даже труба диаметром 25 мм не проходит в указанном месте. Чтобы разместить ее, придется ослабить болты, крепящие двигатель, и максимально его поднять или подпилить на 1—2 мм в нужном месте выступ картера. Стальные стержни, соединяющие дуги, имеют длину 130—150 мм, и если использованы трубы внутренним диаметром 21 мм, вполне надежны в отношении изгиба. Вставленный до половины в одну из дуг стержень слегка подвариваем к ней или фиксируем другим способом. Основу нижних (рис. 10) и верхних 20(рис. 11) узлов крепления составляют стальные (пруток диаметром 8 мм) стремянки. Они охватывают трубу рамы и проходят сквозь отверстия в опорной площадке, приваренной к трубе дуги. При затянутых гайках перемещение дуги относительно рамы в поперечном направлении исключено, а в продольном определяется степенью затяжки гаек, жесткостью самой дуги и, кроме того, качеством изготовления верхнего узла, который полностью фиксирует верхнюю ее часть. Каждый узел крепления имеет две стремянки. Таким образом, для крепления дуг требуется восемь одинаковых деталей. Верхние и нижние узлы различаются незначительно формой и размерами опорных площадок. Нижние площадки для лучшего их контакта с рамой следует несколько изогнуть — в соответствии с радиусом изгиба труб рамы (по месту). Во избежание досадных ошибок, помня известную пословицу «семь раз отмерь...», при изготовлении дуг следует придерживаться такой последовательности. Сначала из подходящей трубы изгибаем сами дуги и подгоняем их размеры по месту. Изготовляем соединительные стержни и опорные площадки со стремянками. Устанавливаем их на раму и примеряем к ним дуги, уточняя взаимное положение. Затем свариваем дуги с опорными площадками. Чтобы обеспечить необходимую точность, делаем это непосредственно на мотоцикле. Именно потому некоторые размеры, связанные с приваркой площадок к дугам, на чертеже не указаны. В самом крайнем случае, когда нет возможности приблизить сварочный аппарат к мотоциклу, примеряют трубы и детали крепления на раме и делают на них соответствующие отметки, по которым ориентируются во время сварки. Для изготовления дуг требуется около 1750 мм трубы, для серег — 950 мм прутка. В случае применения трубы диаметром 25 мм с толщиной стенкиРис. 5. Общий вид багажника: 1 — узел рамы мотоцикла; 2 — рама; 3 — подкос багажника; 4 — контур боковой площадки; 5 — задний верхний узел крепления.2 мм общий вес дуг с деталями их крепления составляет около 3,6 кг. Применение трубы наружным диаметром 22 мм и внутренним 18 мм снижает вес дуги до 3,1 кг. Для защиты от коррозии и придания хорошего внешнего вида дуги и детали можно окрасить или хромировать (никелировать).Рис. 6. Верхние узлы крепления багажника: 1 — рама мотоцикла; 2 — задний узел крепления (отдельно показана его развертна); 3 — труба багажника; 4 — болт Мбх15; 5 — фланец; 6 — узел рамы; 7 — резьбовая пластина.Мб 2 отб.