30
31
В МИРЕ МОТОРОВМОТ0К0В». МОСКВА. 1976Чехословацкие автомобили и мотоциклы на выставке в СокольникахПродукция чехословацкой автомобильной и мотоциклетной промышленности хорошо известна в СССР. «Татра», «Шкода», ЯВА, 4 3 — машины этих марок встретишь на стройках и нефтеразработках, городских улицах и проселочных дорогах, автострадах и спортивных трассах. Советский «Автоэкспорт» является главным партнером внешнеторгового объединения «Мотоков», которое специализируется на поставках из ЧССР автомобилей, мотоциклов, шин, автомобильных принадлежностей и комплектующих изделий. В нынешнем году «мотоков» отмечает свое 25-летие. Этому событию была посвящена большая выставка на террито8ии московского парка «Сокольники». на заняла площадь в 4000 квадратных метров, на которой посетители могли познакомиться с дизельными 1,5- и 2,5-тонными грузовиками «Авиа», современным автобусом «Шкода-кароса», легковым автомобилем «Татра-613» высшего класса, кроссовыми мотоциклами 43, на которых советские и чехословацкие гонщики выступают в чемпионатах мира. Большое впечатление производили многоосные грузовики «Татра», специально спро-Ведущее место в поставках чехословацких грузовиков в СССР занимает «Татра» — около 1700 штук ежегодно. С 1945 года в СССР поступило более 23 тысяч тяжелых грузовиков, самосвалов, тягачей этой марки. На снимке «Татра-148-Арктик» — северная модификация самосвала, разработанная с учетом требований эксплуатации в Советском Союзе.Первые мотоциклы из ЧССР начали поступать в СССР в 1946 году, и очень скоро по их закупке Советский Союз стал для Чехословакии партнером «номер один». В 1969 году советские потребители получили полумиллионный мотоцикл, а в дни работы выставки — миллионный. Им оказалась модель ЯВА—634 (на снимке), которая появилась на дорогах СССР в 1974 году. Большая часть спортивных мотоциклов заводов ЯВА и43 поступает в СССР. Здесь вы видите кроссовый 43 класса 125 смз в исполнении 1976 года — с гидропневматической подвеской колес, 20-сильным двигателем и пятиступенчатой коробкой передач. Всеобщее внимание привлекал легковой автомобиль высшего класса «Татра-613». «АЛЬФЕТТА» ДЛЯ «ГРАН ТУРИЗМО»На базе модели «Альфетта» итальянский завод «Альфа-ромео» начал выпуск двух модификаций — м ашиныс четырехместными трехдверными кузовами «купе»: «Альфетта ГТ1.6» и «Альфетта ГТВ2000». Особенностью обеих машин является одинаковый кузов с большой пло2 щадью стекол (2,59 м ) и третьей дверью в задней стенке. В купе «Альфетта», как в советском автомобиле ИЖ — 2125, подняв заднюю дверь, можно положить груз либо на полку, з анимающую пространство от спинки заднего сиденья до проема третьей двери, либо непосредственно 3в багажник (емкость. 0,37 м ), помещенный под легко откидывающейся полкой. Кузов интересен также тщательно проработанной аэродинамической формойи двумя спойлерами (разновидность антикрыла, и меющаяформу гребня). Распол оженные под передним буфером спойлеры при движении создают за счет аэродинамических сил дополнительную нагрузку, п рижимающую автомобиль к дороге. У этих модификаций — сходные технические характеристики (отличающиеся данные «Альфетты ГТВ2000» даны в скобках). Двигатель. Четырехцилиндровый рабочим объемом 1570 (1965) смз с двумя приводимыми цепью распределительными валами в головке цилиндров и двумя горизонтальными сдвоенными карбюраторами. Степень сжатия — 9,0. Мощность — 109 (122) л. с. при 5600 (5300) об/мин. Трансмиссия. Диафрагменное однодисковое сцепление и пятиступенчатая коробка передач. Главная передача с передаточным числом — 4,3 (4,1). Сцепление и коробка передач сблокированы с главной передачей. Управление. Рулевой механизм — червячного типа. Тормоза — дисковые на всех колесах с гидравлическим раздельным приводом и вакуумным усилителем. Подвеска колес. Спереди — независимая торсионная, сзади — п ружинная зависимая типа «Де-Дион». Р азмер шин (радиального типа) — 185 — 14. Р азмеры . Длина — 4190 (4210), ширина — 1660 мм, высота — 1330 мм, база — 240Q мм, колея колес — 1350 мм спереди и 1360 мм сзади. Общие данные . С наряженный вес — 1040 (1080) кг. Скорость — 179 (194) км/час. Время прохождения 1000 м при старте с места — 32,8 (30,6) сек. Контрольный расход топлива — 8,3 (9,0) л/100 км. Расход топлива на скорости 120 км / ч ас — 10,5 (9,9) л/100 км. Обе машины предназначены, главным образом, для дальних поездок по автострадам. л^На втором месте среди поставок грузовиков в СССР (около 1200 в год) идет «Шкода». Главным образом она представлена седельными тягачами с рефриж ераторными полуприцепами. Наследником хорошо известной машины такого типа — «Шкода-706РТТН» я вляется тягач нового семейства «Шкода» (на снимке). Наиболее мощный его вариант (304-сильная модель «100.05») рассчитан на эксплуатациюв составе автопоезда общей грузоподъемностью 36 — 38 тонн.«Альфа-ромео АльфеттаГТ1.6»СПОРТИВНЫЙ СААБШведский завод СААБ, известный успехами в международных ралли, за последние годы широко использовал для соревнований спе ц3и альный вариант модели «96V4» (1800 см , 160 л. с ) . Считая возможности этой машиныпрактически исч ерпанными , ф ирма объявила, что для участия в международных ралли по группе 4 ею подготовлен спортивный вариант модели «99ЭМС», имеющий, к аки модель Представитель легких грузовиков — 2,5-тонный «Авиа-АЗОН» с дизелем. Эти машины. выпускаемые по лицензии французскойфирмы «Савием», пока мало известны советским автомобилистам. «96V4», привод на передние колеса. Этот раллийный СААБ оснащен 2-литровым двигателем с двумя распределительными валами в головке и четырьмя клапанами на цилиндр. Его мощность — 220 л. с. при 7500 об/мин. Вес машины — 1160 кг. Максимальная скорость — 190 км / ч ас . Время разгона с места до 100 км /час — 6,2 сек. Расход топлива — 20 — 23 л/100 км.САМЫЙ СКОРОСТНОЙ джипВ США при развитой сети дорог постоянно сохраняется спрос на легковые автомобили повышенной проходимости. Их выпускают заводы «Додж», «Интернационал», «Плимут», «Форд», «Шевроле», но ведущую роль играет фирма «Джип». Среди 11 моделей «Джип» 1976 года наиболее мощной и быстроходной является «Вэгонир». Это автомобиль с пятидверным семиместным кузовом «универсал», солидной рамой, л онжероны которой имеют замкнутое сечение. Разумеется, все колеса ведущие с зависимой подвеской на полуэллиптических рессорах. Чтобы составить представление о «Джипе-вэгонир», вообразим кузов «Волги-универсал» на шасси машины высокой проходимости (габариты обоих автомобилей схожи). Длина «Вэгонир» — 4660 мм, ш ирина — 1920 мм, высота — 1694 мм, база — 2760 мм, к олея — • 1509 мм спереди и 1468 мм сзади. Ков аные алюминиевые колеса обуты в шины размером 7.00 — 15, и дорожный просвет равен 195 мм. Весит «Вэгонир» 1590 кг. Несмотря на ограничение скорости в 88 км / ч ас на всех автострадах, американцы любят машиныс большим запасом мощности и скорости. Из этого правила янки не сделали исключения для своих джипов, которым высокая мощность действительно нужна — для преодоления тяжелых участков. Так, «Вэгонир» они оснащают серийным 3 шестицилиндровым двигателем (4229 см , 110 л. с. при 3500 об /мин), но за доплату можно приобрести его с восьмицилиндровым мотором одного из трех вариантов: 175 л. с. при 4000 об /мин; 195 л. с. при 4400 об/мин и 215 л. с. при 4200 об/мин. Первые два имеют рабочий объем 5896 смз (как у нашего грузовика ЗИЛ —130), а последний — 6573 смЗ. При столь мощном двигателе «Вэгонир» является самым быстроходным джипом в мире — на шоссе он развивает скорость 170 — 180 км/час. Правда, топлива он расходует немало — около 20 — 22 л/100 км. Автомобильные фирмы , умело используя ими же привитое американцам стремление оснащать свои машины дополнительным оборудованием, заставляет покупателя невольно выкладывать при покупке машины сумму, раза в полтора превышающую стандартную цену. Например, на «Вэгонире» за доплату можно заменить серийную трехступенчатую коробку четырехступенчатой или даже автоматической, сблокированной с раздаточной коробкой «Куад Трак» («За рулем», 1975, № 8) и межосевым дифференциалом. Можно снабдить машину усиленной подвеской, стабилизатором передней подвески, сиденьями ковшового типа, дископыми тормозами, гидровакуумным усилителем тормозов, гидравлическим усилителем руля. Кроме тоге, она довольно вместительней при снятых задних сиденьях: в кузове на «Вэгонире» можно перевозить груз объемом 8,85 мз. Погрузочная высота у него равна 627 мм.е ктированные для работы в северных районах вашей страны трехосные' самосвалы модели «148-Арктик» и четырехосные со всеми ведущими колесами гиганты «Татра-813». А неподалеку от них — еще незнакомые советскому потребителю седельные тягачи «Шкода» нового семейства «100». С этими великанами контрастировали малолитражки «Шкода» с амыхразличных модификаций, мотоциклы ЯВА для трековых гонок. И конечно, здесь был миллионный чехословацкий мотоцикл (ЯВА-634), поступивший в Советский Союз. Церемония передачи этой юбилейной машины , так же каки дни «Татры» и 43 . входили в программу выставки. С особым интересом посетители встретили новую легковую модель «Шкоды», для которой экспозицияв Сокольниках явиласьофициальным дебютом. (В одном из ближайших номеров будет помещено ее описание — ред.) Среди экспонатов «Мотокова» посетители могли видеть ичетырехмиллионную фару, из числа тех, которые промышленность ЧССР изготовила для автозавода в Тольятти по кооперации врамках СЭВ. Вообще сотрудничество между предприятиями ЧССР и СССР имеет давние традиции. Вспомним хотя бы, что в 1962 году советский завод «Саркана Звайгзне» получил по кооперации 22 тысячи моторов ЯВА для своих мопедов марки «Рига». Экспозиция «Мотокова» в Сокольниках вызвала большой интересу посетителей иявилась еще одним наглядным доказательством плодотворного сотрудничества двух братских стран. Представитель чехословацкого внешнеторгового объединения «Мотоков» в Москве Я. ШАРОХ