КРАСНОЗНАМЕННОЕФотографии, свидетельства, документыПредседатель Федерации автомобильного спорта СССР, ректор Московского автомобильно-дорожного института, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Леонид Леонидович АФАНАСЬЕВ ние управлять техникой, но и преодолевать в противогазах условно зараженные участки, вывозить «раненых», выполнять стрельбу и гранатометание. Не случайно главными арбитрами многих всесоюзных стартов были Герои Советского Союза летчики А. Ляпидевский и В. Чкалов. Кстати, эта традиция сохранилась ив первые послевоенные годы, когда в роли судей выступали видные военачальники — маршалы И. Баграмян, С, Богданов, П. Ротмистров, П. Рыбалко и другие. Автоспорт связывают прежде всего со скоростью. И понятно, что в клубах стали строить спортивные автомобили. Приоритет здесь принадлежал ленинградцам. Характерно, что в эту работу сразу же включились наши заводы. В Москве и Горьком создали ЗИС-спорт и ГЛ—1 (его вы видите на снимке). В 1938 году гоночный ГЛ—1 конструкции Е. Агитова показал на километровой дистанции с хода скорость 143 км/час, а в 1940-м уже на модернизированном автомобиле (6 цилиндров, 90 л. с , вес 1100 кг) А. Николаев достиг скорости 162 км/час. Несмотря на трудности, связанные с недостатком техники, уже в предвоенные годы были заложены основы многих видов автомобильных соревнований, автоспорт привлек к себе внимание широких кругов спортивной общественности. И самое главное — с первых шагов был поставлен на службу обороноспособности нашего государства, на службу народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны спортсменыавтомобилисты и мотоциклисты героически сражались с врагом. Через год после окончания войны, в мае 1946 года, в Москве состоялись первые соревнования на экономию горючего. Вскоре талантливый гонщик и конструктор А. Пельтцер опробовал свою «Звезду—1» — первый автомобиль, построенный для рекордных заездов. С переделанным мотоциклетным двигателем 350 смЗ эта машина на километровой дистанции с хода показала среднюю скорость 139,643 км/час, а затем превысила абсолютный всесоюзный рекорд скорости. Гоночные автомобили были созданы и на московском заводе малолитражных автомобилей. В первые послевоенные годы утвердились как массовые соревнования по фигурному вождению. Д о сих пор помню, какой огромный интерес вызывали они у водителей столицы. На Болотной площади в Москве, где обычно проходили эти соревнования, собиралось множество шоферов-профессионалов из всех автохозяйств города. Новый размах получили состязания на экономию горючего, в частности водителей автопоездов, а линейные шоссейные гонки стали заметным явлением в спортивной жизни страны. Дистанция, как правило, составляла несколько сот километров, и а каждый экипаж входили два челове-Взглянув на эти снимки, сразу поймешь: речь пойдет о советском автомобильном спорте. Редакция попросила меня прокомментировать и архивные и сделанные сравнительно недавно фотографии (в прошлых номерах это делали два автора). За плечами советского автомотоспорта уже более чем полувековая история, а самые яркие его страницы приходятся на то время, когда руководство всеми техническими видами спорта возглавило оборонное Общество — с конца пятидесятых годов.. Вот уже много лет я связан с автомобильными соревнованиями, на моих глазах они множились, усложнялись, обретали техническую базу и приобрели огромную армию поклонников. Юность советского автоспорта была трудной и романтичной. Еще до той поры, когда наши заводы начали выпуск отечественных машин, в стране проводились дальние пробеги на имевшихся тогда автомобилях. В середине тридцатых10годов характер их изменился: появилась возможность использовать советскую технику. В тех же дальних пробегах, например знаменитом Каракумском и многих других, преобладающими стали испытания новых машин. Однако и скоростные гонки по «шоссейным» дорогам занимали видное место. Особенно знаменитой была гонка на трассе МоскваЛенинград. В это же время возникают состязания на экономию горючего, проводившиеся на длинных дистанциях. В середине тридцатых, годов автомотоспортом занимались в добровольных спортивных обществах — «Спартаке», «Динамо», «Старте», «Зените», ЦДКА.- Во многих городах появились автомотоклубы, в том числе и Центральный вМо скве. Важно подчеркнуть, что в то время автомотоспорт носил ярко выраженную оборонно-прикладную направленность. В авто- и мотокроссах, различных пробегах, военизированных соревнованиях моторизованных колонн участники должны были не только показывать уме ка — водитель и механик. Первенство СССР по линейным гонкам со временем переросло в популярный ныне чемпионат по «кольцу». Большое развитие получили также автокроссы, проводившиеся и на грузовых и на легковых машинах. Трассы здесь отличались большой протяженностью vi сложностью. Широкое поле для технического творчества, конструирования и экспериментов было открыто в области рекордных заездов. Знаменитая соляная трасса «Баскунчак» стала в начале шестидесятых годов кузницей всесоюзных и международных рекордов скорости. Их авторами были такие энтузиасты, как заслуженные мастера спорта Э. Лорент, В. Никитин, И. Тихомиров, создавшие интересные конструкции автомобилей «Звезда», «Пионер», ХАДИ, «Харьков» и другие. Но еще раньше произошли очень важные в истории нашего автоспорта события, которые коренным образом по-< влияли на его дальнейшее развитие. Вот основные из них: 1955-й — проведены первые авторалли (через три года состоялись чемпионат страны в этом виде спорта и первое международное выступление на ралли «Тысяча озер» в Финляндии); 1956-й — Центральный автомотоклуб СССР принят в члены Международной автомобильной федерации (ФИА); тот же 1956-й — в Минске на кольцевой трассе проведено первенство СССР (эпизод гонок представлен на снимке). Автоспорт занял важное место в многогранной деятельности ДОСААФ по подготовке молодежи к службе в армии ик высокопроизводительному труду в народном хозяйстве. Спортивные автомобильные секции появились во многих первичных организациях Общества, автомотоклубах и спорттехклубах, на автозаводах и автопредприятиях. Началось строительство специальных гоночных трасс и автодромов. Автоспорт развивается вширь и вглубь. В спортивном календаре утвердились новые соревнования — картинг, автомногоборье, гонки по ипподрому, зимние ралли, соревнования на автомобилях «багги». Значительно изменились и приняли современный характер кроссы, кольцевые гонки — они стали проводиться на более коротких трассах, удобных для зрителей. Советский автоспорт быстро вышел на международную арену. Первыми это сделали раллисты, «кольцевики», а затем картингисты. Участие наших гонщиков в крупнейших соревнованиях за рубежом стало возможным благодаря большому вниманию к спорту со стороны автозаводов. На АЗЛК; ГАЗе, волжском и ижевском автозаводах были подготовлены на базе серийных автомобили для ралли и кольцевых гонок. Такую же работу развернули многие клубы ДОСААФ и спортивные общества «Труд», «Спартак», «Калев», «Даугава», «Жальгирис», «Йыуд», многие министерства автомобильного транспорта союзных республик и другие. У всех в памяти успешные выступления советских гонщиков в ралли-марафонах «ЛондонСидней» и «Лондон—Мехико», «Сафари», «Акрополь», в «Турах Европы» и других 2*крупнейших соревнованиях. Они продемонстрировали не только надежность отечественных автомобилей, но и высокое мастерство наших спортсменов. А главный акцент в международных связях советские раллисты, картингисты и «кольцевики» делают на совместные выступления со своими друзьями из социалистических стран. Начало этим выступлениям положило ралли под девизом «За мир и дружбу» в 1960 году. Вот уже много лет, как ежегодно разыгрываются традиционные Кубки дружбы по авторалли, кольцевым гонкам и картингу, этапы которых проходят в СССР, Польше, Чехословакии, ГДР, Румынии, Венгрии и Болгарии. Современный советский автоспорт — это многие сотни спортивных клубов ДОСААФ , ДСО, ведомств, Дворцов пионеров и других организаций. Это крупные спорткомбинаты с кольцевыми и картинговыми трассами в Киеве и Риге, кольцевые трассы в Таллине, Минске, Ленинграде и Каунасе. Это специальные гоночные машины «Эстония» и карты таллинского опытного авторемонтного завода, карты и багги, выпускаемые ленинградским объединением «Патриот».Это десятки тысяч ежегодных состязаний по различным видам автомобильного спорта, в которых принимают участие более миллиона спортсменов. Только всесоюзный календарь (не считая республиканских и областных) включает в себя десятки чемпионатов страны и традиционных соревнований с открытыми стартами. Это «Руденс», «Медведь», «Золотое кольцо», «Урал», «Саянское кольцо», «Восток», «Зори Кубани», «Москвич», «Такси», «Донбасс», «Славутич», «Белые ночи» и многие, многие другие для раллистов, «кольцевиков», картингистов. Огромный размах получил у нас юношеский автоспорт — массовые соревнования на призы «За рулем», картингклуб «Пионерской правды». Вот уже пятнадцать лет различные виды автосоревнований неизменно включаются в программу всесоюзных спартакиад. Да, неузнаваемо изменился за последние годы советский автоспорт. Разнообразный по характеру и сложности, он теперь рассчитан на людей всех возрастов и профессий. Потому так любят его в нашей стране.11