36
37
Орел. Площадь ЛенинаVIII Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов на призы журнала «За рулем»--•-——В этом году, так же как ив прошлом, мы начинаем рассказ об очередных наших соревнованиях с указания их точного адреса. И делаем это намеренно. Пусть все, кто читает журнал, знают, накое внимание сегодня уделяется воспитанию юной автомобильной смены. В самом деле, многие ли аналогичные соревнования взрослых, даже всесоюзного ранга, могут претендовать на главные площади республиканских и областных центров? Водителям же школьникам путь туда открыт. Харьков, Минск, Куйбышев, Ижевск. И вот Орел. Площадь Ленина — украшение города, место праздничных торжеств, отдана сегодня юным водителям, приехавшим со всех концов страны на свой большой автомобильный праздник. Целый год они шли н нему. Шли, постигая премудрости автодела и безопасного движения на школьных уроках, вклубах юных автомобилистов, во Дворцах пионеров, на детских автомобильных дорогах, на разных соревнованиях — от районных до республиканских. Орел не случайно был назван местом встречи сильнейших водителей-школьников. Несколько городов (в том числе Львов, где в те же дни проходила Всесоюзная спартакиада школьников) предлагали свои услуги. Мы выбрали Орел. Выбрали не случайно. Орловской областиДве грани одного слетаВ июльские дни. когда москвичи, два месяцакутавшиесявплащии куртки, уже потеряли надежду на летнее тепло, солнце разорвало-таки бесконечные тучи и засияло над столицей. Среди тех, кто больше всего обрадовался этому, были организаторыV Слета друзей ЯВЫ. Хор ошая погода — одна из их главных союзниц. П риезжающие со всех концов страны мотоциклисты и на слете живут по-туристски, на природе, в своих палатках, да и основные соревнования участников проходят на пересеченной местности с бродами и глинистыми участками — т ак что дождь здесь просто ни к чему. 36Было еще одно обстоятельство, требов авшее для устроителей встречи погож их дней. Впервые слет назначалсяв Москве, к тому же входил в программу юбилейной выставки «Мотоков». 1976» в Сокольниках — к рупнейшей за 25 лет существования этого известного внешнеторгового объединения ЧССР. И было бы досадно, если бы ненастье испортило торжественное открытие Слета у главного павильонаи первую часть соревнований, проходившую здесь же, в парке Сокольники. Выставка «Мотоков» — не просто показ экспонатов—автомобилей, автобусов, мотоциклов, сельхозмашин. Это большая, н асыщенная программа: День «Татры», День «Шкоды», День ЯВЫ и День 43 , передача миллионного мотоцикла ЯВА и четырехмиллионной фары для «Жигулей», встречи специалистов, переговоры. Слет друзей ЯВЫ стал не просто дополнением, а, своего рода кульминацией этой программы. Во всяком случае, в день его открытия не было среди людей, п ришедших на выставку, никого, кто остался бы равнодушным при виде огромной колонны мотоциклистов из Чехословакии и 20 городов СССР, двигавшейся сфлагами под звуки военного оркестра кимпровизированной трибуне. Не было в тот день посетителя выставки, к оторый бы не задержался здесь и не посмотрел торжественной церемонии открытия Слета, соревнований по фигурному вождению, «разгону — торможению». Смысл, значение этой встречи явистов хорошо раскрылв своем приветственномвыступлении председатель оргкомитета Слета первый Герой Советского Союза, председатель Центральной секции автомототуризма Анатолий Васильевич Ляпидевский: — Пятый Слет друзей ЯВЫ, — с казал он, — большой праздник мототуристов и одновременно — одно из свидетельств крепнущихдружескихсвязей , содружества между нашими народами. В течение трех дней советские и чехословацкие мотоциклисты будут соревноватьсяв ловкости, умении, техническом мастерстве. В течение трех дней они будут встречаться друг с другом, о бмениваться техническим опытом. Слет — это и соревнование, и творчество, и сотрудничество, которое идет на пользу молодежи двух наших стран. Об этом же говорили на открытии Генеральный директор «Мотокова» Ян Махай ипредставительжурнала «За рулем». Да, Слет друзей ЯВЫ — это действительно замечательный пример дружбы и сотрудничества. Но есть у него и другая грань, не менее, может быть, важная. Это возможность каждому участнику испытать самого себя, проверить, на что он способен в дальнем походе, где встречаются трудности, п репятствия , где нужно проявитьи волю ихарактер . Устроители Слета на этот раз предлож или такие сложныетрассы триала (трайела). и особенно соревнований по туртехшше , что преодолеть их было возможно только ценой неимоверных усилий. Скорее всего, о рганизаторы переборщили — ведь состязаются мототуристы. причем на стандартныхмашинах . К тому же в третий день соревновании зарядил В руках победителей соревнований — команды Саратова многочисленные трофеи. Успешно выступили в Орле ленинградские школьники, з анявшие второе место. Член команды Лена Кучерявенко во время конкурса по безопасности движения. Участники и зрители. Фото С. Львовапринадлежит пальма первенства в Российской Федерации по организации таких соревнований в местном масштабе. Несколько лет подряд орловский областной отдел народного образования устраивает встречи команд, представляющих почти все сельские и городские школы, где преподается автотракторное дело. Здесь, мы полагали, накоплен опыт, есть на ного опереться. Действительность, как говорят в таких случаях, превзошла все ожидания... С того момента, как юные автомобилисты из РСФСР, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Литвы, Молдавии, Латвии, Таджикистана, Туркмении, Москвы и Ленинграда оказались здесь, в Орле, они почувствовали, что находятся в центре важных событий. Об этом напоминали расклеенные повсюду афиши, праздничное спортивное убранство главной площади, огромные полотнища в самом центре города: «Привет участникам VIII Всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов!» Чуть забегая вперед, скажем: орловские товарищи — представители многих организаций: работники обкома партии, облисполкома и его отдела народного образования, обкома ДОСААФ И его автошколы, областного автоуправления, ГАИ, — взявшись за проведение встречи юных водителей, не пожалели сил, чтобы в большом и малом подчеркнуть ее значение, ее всесоюзный характер. Вряд ли стоит говорить, сколь это важно, когда речь идет о юношах, стоящих на пороге самостоятельной жизни, решающих вопрос: кем быть, кем стать? Ведь встреча юных водителей — это облеченное в наиболее привлекательную для ребят форму соревнований большое, важное дело, связанное прежде всего не с автоспортом, а с выбором профессии, со знанием техники, правил безопасности движения — со всем тем, что нужно обществу, стране, где автомобилизация Идет семимильными шагами. Любопытны ответы ребят — участников соревнований на наш вопрос, куда собираются они идти после школы. Все мальчики из команды Орла (они издвадцатой школы) решили не подавать документы в учеЬные заведения, а просить военкомат направить их служить водителями. После армии они намерены работать шоферами, испытывать новые машины (и обязательно вместе!). Игорь Короткое и Сергей Курников из команды Москвы намерены учиться в автодорожном технинуме (кстати, они уже сейчас водят автомобиль как профессионалы и могут выполнять любые ремонтные работы). А их товарищи — Наташа Гурякова и Андрей Щекочихин поступают работать на автозавод имени Ленинского комсомола. Сигитас Бендикас, живущий в литовском городе Таураге, готовится на факультет автомобильного транспорта Вильнюсского инженерно-строительного института. Гинтарас Диджерескис из Вильнюса тоже не мыслит себе жизнь без автодела и во чтобы то ни стало хочет продолжать занятия автоспортом. Да, с каким бы дальним прицелом ни планировали встречи юных автомобилистов взрослые-организаторы, для них, участников, спортивная сторона дела сегодня самое что ни на есть важное в жизни. И с первых же минут соревнований — с первыми выстрелами в замечательном тире орловского обкома ДОСААФ, с первыми сериями вопросов по правилам движения — разгорается борьба, по своему внутреннему напряжению сродни олимпийской. Бурлит толпа у «зеркала» — так называют щит, где секретариат во главе с кандидатом технических наук А. Лисковцем оперативно вывешивает результаты стрельб и конкурса знатоков правил движения. Идут подсчеты, прикидки. Основные баталии завтра, на центральной площади. Там автоэстафета, там скоростное маневрирование, и можно многое изменить, поправить. Так во всяком случае рассуждают москвичи — команды Клуба юных автомобилистов, представляющего столицу, и Детской автомобильной дороги Министерства автомобильного транспорта РСФСР, выступающей от Московской области. Так думают ленинградцы и ростовчане. Все они, постоянные лидеры соревнований, после первых двух видов неожиданно уступили саратовцам. Неожиданно потому, что номанда детской автомобильной дороги Саратова — трехкратный победитель Всесоюзных соревнований, обладатель переходящего приза «За рулем», едва-едва добилась права стартовать в финале. На российских соревнованиях, проходивших под Москвой за неделю до всесоюзных, саратовцы оказались за чертой призеров, заняв лишь четвертое место. И спасло их только то, что первые два места достались командам Московской области, а к финалу от области допускалась лишь одна. 1 тогда все решили — в этом году произойдет смена караула: саратовцы, состав которых обновился, не смогут удержать приз. Так считали все, кроме самих волжских ребят и их наставника Александра Георгиевича Канаева. Они сделали выводы из поражения, сумели настроиться по-боевому ив четвертый раз подряд отпраздновали победу, победу по всем статьям. В самой острой конкуренции смогли-таки одолеть своих соперников и первенствовать не только в многоборье, но ив трех его видах из четырех — автоэстафете, стрельбе, соревнованиях по безопасности движения. И в личном зачете верхнюю ступеньку пьедестала почета заняли члены этой команды — совсем юный семиклассник Шамиль Богданов, просто ошеломивший всех своей ловкостью за рулем, и его землячка Галина Иванова. Руководители, тренеры шутили: «Хорошо, что саратовцы приехали на автомобилях, а то бы не увезти им все кубки...» В самом деле: переходящий и памятный кубки «За рулем», кубок ЦК ВЛКСМ, кубок Министерства просвещения СССР, кубок Министерства автомобильного транспорта БССР, кучу личных призов завоевали ребята с саратовской детской автомобильной дороги. Второе место у ленинградцев — команды Дворца пионеров и школьников имени А. А. Жданова, третье у москвичей — городского клуба юных автомобилистов. В заключение мы должны назвать еще одно действующее лицо, без помощи которого невозможно было бы столь хорошо организовать встречу, — это Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Он предоставил автомобили для соревнующихся, выделил инструкторов. БРИГАДА «ЗА РУЛЕМ» Результаты соревнований Командный зачет: 1. Саратов (РСФСР) — 216,7 очка; 2. Ленинград — 234; 3. Москва — 259; 4. Ростов-на-Дону (РСФСР) — 290,3; 5. Литовская ССР — 297.3; 6. Московская область (РСФСР) — 329,5. Личный зачет. М альчик и: 1. Ш. Богданов (Саратов); 2. М. Губатов (Ростов-наДону); 3. А. Лежнев (Ленинград). Д ево чк и: 1. Г. Иванова (Саратов); 2. Н. Гурякова (Москва); 3. Е. Елисеева (Ростов-наДону). Редколлегия и редакция журнала «За рулем» выражают большую благодарность партийным, советским, комсомольским органам Орловской области, оргкомитету соревнований, облоно, обкому ДОСААФ, ГАИ и транспортному управлению за отличную организацию VIII Всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов, за внимание и заботу, проявленные к их участникам.снова дождь. Невзирая на все это мототуристы выдержали испытания с честью. Просто уму было непостижимо, как в короткий срок — за 20 — 25 минут — удавалось командам пройти «туристскую полосу препятствий», расположенную на глинистой, р азмокшей трассе. Вот тронулась команда — пять мотоциклистов и среди них девушка. А впереди толстенное бревно. Перенесли мотоциклы — новая задача: надо толкать машины с заглушёнными двигателями по трудному участку. Потом определить по ориентиру азимут. Потом разжечь костер, да так, чтобы пламя было определенной высоты и силы (это проверяется пережиганием мокрого шнура). А еще через некоторое время надо по всем правилам поставить иснять палатку, которую везут с собой. И наконец, самое трудное — втащить на огромный, крутой холм мотоциклы. Двое толкают машину, трое сверху тянут ее за веревку. Команда Елгавы была первой в соревнованиях по туртехпике ив триале, а рижане первенствовали в фигурном вождении и стали обладателями кубка за общекомандную победу в многоборье. Но это еще не все. Героем V Слета ЯВЫ стал также представитель Риги — Юрий Валепнис, победитель в личном зачете среди мужчин. Ему-то достался главный приз Слета — приз завода ЯВА и «Мотокова» — мотоцикл ЯВА-634. А коляску «Велорекс» з авоевала Наташа Ефимова из Днепропетровска — лучшая среди девушек. Традиционные призы журнала «За рулем» за победу в конкурсах «Москв а — П рага '— маршрут дружбы» и по безопасности движения вручены команде Москва'-П н А. Граматннексу из Елгавы.Броды, подъемы и спуски, чередующиеся, к ак зубья пилы, двести поворотов — вот что такое трасса трнала-трайела, которую надо пройти, стараясь не опускать ноги на землю. Каких же усилий стоит втащить мотоциклы на этот холм! Фото В. ШиршоваПятый Слет был отмечен еще одним событием. У него появился главный организатор — Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Отныне Слет вошел вкалендарь всесоюзных туристских мероприятий и будет проводиться Центральной секцией автомототуризма Центрального совета совместно с «Мотоковом» и редакцией «За рулем» ГРИГОРЬЕВ 37