Водитель — водителюНочью, как днемИзвестно, что в темное время суток управлять автомобилем значительно сложнее. По разным причинам, устранить которые порой и не в нашей власти. Днем водитель все видит ясно и издалека, а потому ив состоянии прогнозировать, как будет развиваться та или иная ситуация. В темноте же его поле зрения и дальность видимости существенно уменьшаются, снижается контрастность объектов, а все это значительно ухудшает восприятие дорожной обстановки. От этого никуда не уйдешь. Поэтому, говоря «ночью, как днем», я вовсе не хочу представить дело так, будто можно создать одинаковые условия для движения в любое время суток. Мне просто кажется полезным поговорить о том, как, учитывая эти особенности, сложности ночной езды, можно оградить себя от многих неприятностей. Почти все ночные аварии происходят из-за того, что в условиях недостаточной видимости и обзорности водитель осознает опасность слишком поздно, когда уже почти ничего нельзя сделать, чтобы предотвратить беду. Стало быть, прежде всего, надо учиться предвидеть возможное развитие ситуации даже при той скудной информации об обстановке движения, которая характерна для ночной езды. Для этого надо умело использовать свет и собственных фар, и встречных автомобилей. В нем до сближения машин хорошо просматривается не только проезжая часть, но и придорожная полоса. Будьте внимательны — и любое препятствие можно заметить издалека, а значит, своевременно принять необходимые меры. Чтобы и ближний свет встречных автомобилей вас не слепил, пристально вглядываясь в дорогу, 16смотрите не на фары машин, а чуть вбок, на правую сторону. Замечу попутно, что у нас, водителей, вообще иногда создается ложное ощущение слепящего действия фар. На самом же деле видимость ухудшилась потому, что лобовое стекло машины от грязи потеряло прозрачность. Высохшая на стекле пленка пыли при свете встречных автомобилей снижает видимость почти вдвое. Такое может случиться и во время дождя, снегопада, если стекло замаслено. Тогда на нем образуется эмульсия, которая даже при ближнем свете идущих навстречу машин начинает ярко светиться, л ишая водителя видимости. Ночью более чем когда бы то ни было надо следить, чтобы лобовое стекло было идеально чистым. Для устранения масляной эмульсии рекомендуется протирать его табаком, тогда и стеклоочиститель будет работать с максимальным эффектом. Наконец, слепящее действие фар исчезает где-то в 15—20 метрах от места встречного разъезда. Поэтому с такого расстояния можно снова переходить на дальний свет, что значительно улучшит видимость дороги в непосредственной близости от вас. Но продолжим разговор о том, к ак поставить себе на службу свет встречных машин. Понаблюдайте, и вы увидите, что буквально все окрашенные, а тем более металлические предметы, особенно в дождливую погоду, в фарах встречных автомобилей выдают себя бликами света. И это всегда должно настораживать водителя, он должен снижать скорость, пока не выяснит, что там впереди. Конечно, в темное время предметы на дороге видны неясно, а порой не видны совсем, пока не приблизишься к ним почти вплотную. Но, смею утверждать на собственном опыте, что внимательный водитель многие препятствия может распознать заблаговременно по целому ряду косвенных признаков. Скажем, увидеть издали стоящие без света автомобили или повозки почти невозможно. Но наблюдательный человек обнаружит их раньше, чем увидит. Он не оставит без внимания, например, тот факт, что приближающийся или попутный автомобиль впереди почему-то вильнул в сторону, вроде бы что-то объезжая, хотя препятствия и не видно. Он непременно снизит скорость, а осторожно приблизившись, нередко ив самом деле заметит стоящий автомобиль, повозку или подгулявших пешеходов. Другой пример. При свете встречных машин водитель замечает, что на его полосе движения что-то мелькнуло отраженным светом. Всмотрелся: поблескивания эти, оказывается, ритмичны. Снизил скорость, на всякий случай приготовился к торможению. Через несколько мгновений все стало ясным — на дороге движется гужевая повозка, это мелькали подковы лошади. В другой раз по такому же мельканию педалей был обнаружен велосипедист. Даже мелькание теней в свете встречных машин должно восприниматься как признак опасности: по-видимому, через дорогу или вдоль нее кто-то движется. Если поочередно пропадал свет задних фонарей идущего впереди автомобиля, это верный признак того, что кто-то переходит дорогу.Все сказанное предполагает, конечно, что водитель здоров, бодр и трезв. Ведь иначе он просто не заметит все то, о чем мы ведем речь. При езде ночью, в неблагоприятных условиях его «системы» трудятся на пределе своих возможностей. Мы же сплошь и рядом сталкиваемся со случаями, когда водитель управляет автомобилем, если не в крайней, то достаточно опасной степени утомления, уповая на то, что ночью, мол, движение небольшое. Переоценивая свои силы, такой водитель нередко засыпает на ходу и становится виновником тяжелейших аварий. Поэтому, мне кажется, первая заповедь должна быть такой: если уж вести машину ночью, то только свежему водителю, полному сил, не измотанному предыдущей сменой пли дальней поездкой. Стало быть, администрация автотранспортных предприятий и сами водители должны соблюдать правильный режим труда и отдыха. Уставшему человеку трудности ночной езды просто не по плечу. И питание имеет здесь немаловажное значение. Обильная еда перед выездом ли, в пути ли вызывает сонливость, снижает работоспособность. В то же время пища водителя должна быть достаточно калорийной, легко усвояемой н, главное, богатой витаминами. Установлено, что при недостатке их значительно снижается острота сумеречного зрения, устойчивость против ослепления, нарушается р'абота вестибулярного аппарата. В последнем случае водитель может потерять контроль над положением автомобиля, слишком поздно среагировать на начавшийся занос, а последствия этого нетрудно себе представить. В наших аптеках можно найти витаминный препарат «Аэровит», который восполняет недостаток витаминов в пище и обеспечивает нормальный уровень работоспособности. В рационе питания летчиков он сейчас обязателен. Думаю, что его надо употреблять и водителям, особенно в зимнее время. А тому, кто в силу необходимости вынужден продолжать движение днем и ночью, посоветуем внимательнейшим образом следить за своим самочувствием и поддерживать общий тонус частыми остановками в пути для разминки, короткого сна и т. п. Д аже кратковременная потеря представления о скорости движения, зрительные или слуховые галлюцинации — верные признаки приближения момента полной утраты работоспособности. В таких ситуациях надо немедленно прекращать поездку. По статистике больше половины ночных аварий приходится на предрассветные сумерки. Поэтому, если водитель ехал всю ночь, то часам к4 — 5 утра, а летом и раньше, он должен остановиться и хорошенько отдохнуть. В заключение повторю еще раз : наблюдательность водителя, его собственная осторожность и неослабное внимание к любым, пусть даже непонятным на первый взгляд признакам изменения своего самочувствия или обстановки на дороге — вот гарантия безаварийной езды и днем и ночью. А. ГОРШКОВ, водитель первого класса Тульская область, г. Щенино