22
23
ТЕХНИКАПятая, в общей сложности, разновидность «жигулей» ВАЗ —2106 представляет модернизированный ВАЗ —2103. Ее характерная внешняя особенность — измененное оформление передней части кузова. Одно из отличий: фары установлены в нишах, окрашенных черной матовой краской. На переднем буфере появились массивные резиновые клыки, а на передних крыльях — дублеры указателей поворота.О том, что перед вами ВАЗ-2106, говорит не только надпись «Жигули —1600» на правой стороне крышки багажника. Это подтверждают и увеличенные по размерам задние фонари, которые объединяют стоп-сигналы, габаритные огни, указатели поворота, фонари заднего хода и лампы освещения номерного знака. Декоративный молдинг заканчивается на заднем крыле натафотом.С орок ТЫСЯЧВАЗ-2106Столько автомобилей новой модели должен выпустить волжский завод в первом году десятой пятилетки, Новая машина, как известно, представляет собой модернизированный вариант ВАЗ—2103 и будет производится наряду с другими моделями «жигулей». Чем отличается ВАЗ—2106 от ВАЗ—2103? Такие вопросы задают многие читатели журнала, особенно из тех городов, куда еще не поступил «ноль шестой». Прежде всего, эти отличия коснулись оформления передней и задней частей кузова, салона. Внесен ряд усовершенствований, повышающих безопасность и комфортабельность. На машине установлены модернизированный карбюратор, обеспечивающий снижение токсичности выхлопа, шаровые опоры передней подвески, заполненные тефлоном, электромагнитная муфта отключения вентилятора, полированное заднее стекло, дополнительная звукоизоляция. Повышена мощность двигателя за счет увеличения рабочего объема. Многие из названных новшеств показаны на прилагаемых снимках. Сравнительные технические данные моделей ВАЗ—2103 и ВАЗ—2106 приведены в таблице.Словно подчеркивая значимость введенных новшеств, изменил форму на ВАЗ2106 и заводской знак.ШштПод капотом теперь размещен полиэтиленовый бачок увеличенной емкости для омывателя ветрового стенла. Жидкость подается из него под действием насоса, который включается рычажком, расположенным справа на рулевой колонке. Тот же рычажок служит для включения стеклоочистителя.Модернизированный двигатель «Днепра»Более семи лет выпускает киевский мотоциклетный завод верхнеклапанные четырехтактные двигатели рабочим объемом 650 см* для мотоциклов «Днепр». За это время их конструкция непрерывно совершенствовалась. На смену первому мотору — МТ8 пришел МТ9 с коробкой передач, снабженной передачей заднего хода, а затем МТ10 с более совершенным генератором Г424 переменного тока, напряжением 12 вольт. Постоянную заботу проявляли конструкторы и производственники об увеличении надежности и долговечности уз22лов и деталей, об улучшении эксплуатационных качеств мотоцикла. С этой целью была утолщена стенка поршневого пальца (с 2,5 до 3,5 мм), в верхнюю канавку поршня стали устанавливать более долговечное хромированное кольцо, в коромыслах привода клапанов — монтировать бронзовую втулку, исключающую их заедание при длительной работе с большой нагрузкой. Одна из основных особенностей двигателей «днепров» — это тонкостенные автомобильные (от «Москвича—407») вкладыши вместо традиционных роликовых подшипников в нижних головках шатунов. Они дают выигрыш в весе, позволяют уменьшить размер головки шатуна, повышают долговечность, но требуют более интенсивной смазки. Системе смазки мы уделяем особое внимание. Ее редукционный клапан плунжерного типа уступил место более совершенному шариковому. Для облегчения доступа изменено его расположение (вертикальное вместо горизонтального). Теперь для очистки клапана при засорении, признаком чего является мгновенное падение давления в системе(об этом сигнализирует контрольная лампа), достаточно снять поддон картера. Здесь уместно напомнить владельцам наших мотоциклов, что недопустимо давать двигателю большие обороты сразу после пуска, особенно при отрицательной температуре. Дело а том, что холодное масло, обладающее большой вязкостью, с трудом проходит по каналам, а насос, рассчитанный на большую производительность, гонит в них масло под значительным давлением. В результате может выдавиться прокладка центрифуги, из-за чего масло не поступит к шатунным подшипникам, а это грозит их выплавлением. Повышать обороты двигателя можно лишь после его прогрева, об окончании которого свидетельствует устойчивая работа на холостом ходу. Опыт эксплуатации мотоциклов с генератором Г424 показывает, что некоторые их владельцы, пренебрегая требованием инструкции регулировать зазор между зубьями шестерен генератора и распределительного вала, поплатились дорогим прибором. Этот зазор, как и крепление самого генератора, необхо- Подвесная педаль газа введена по многочисленным просьбам автолюбителей.Сравнительные данные моделей ВАЗ—2103 и ВАЗ-2106МодельВАЗ2103ВАЗ2106Рабочий объем дви3 гателя, см14511568 79 и 80 80 5400 12,4 3000Диаметр цилиндра 76 и 80 и ход поршня , мм Мощность, л. с. Число об/мин при максимальной мощности Крутящий момент, кгм Через открытую дверь видны новая (по рисунку и материалу) обивка, усовершенствованные подлокотники, травмобезопасные ручки стеклоподъёмников. Число об/мин при максимальном крут ящем моменте Вес машины , кг: снаряженный с нагрузкой 2 чел. с полной нагрузкой Максимальная скорость, км/час; с нагрузкой 2 чел. с полной нагрузкой Время разгонас места до 100 км / ч ас , сек: с нагрузкой 2 чел. с полной нагрузкой Контрольный ход топлива, л/100 км «Пульт управления»: травмобезопасная мягкая накладка на перекладине рулевого колеса, сигнал аварийной остановки, включающий работу всех наружных световых приборов в мигающем режиме; реле двухрежимной («ночь» и «день») работы указателей поворота; сигнализатор падения уровня жидкости в бачках тормозной системы. Фото В. Хетагурова и Ф. Бородина Габарит, мм: длина ширина высота (без грузки) База Размер шин рас152 / 150 77 5600 10,8 35001030 1180 14301045 1195 1445В спинки передних сидений встроены регулируемые подголовники. Сами же сиденья полностью обшиты тканью, а не комбинацией из ткани и синтетической кожи , как на ВАЗ —2103.154 15217,0 19,0 8,016,0 17,5 8,5на4166 1611 1446 2424 165—3304090 1611 1446 2424 165—330димо проверять после первых 500 ки ­ лометров пробега, а затем при каждом очередном техническом обслуживании, рекомендованном инструкцией. Проверяют зазор щупом, сняв переднюю крышку генератора. При повороте шестерен на каждые 90° зазор должен быть в пределах от 0,01 до 0,1 мм . Ориентировочно, а с приобретениемТаким должно быть углубление на дни ще поршня под впускным клапаном.опыта и более точно, его можно определить, покачивая из стороны в сторону крыльчатку, которая, как и шестерня, жестко соединена с валом. Отсутствие зазора может привести к поломке генератора, чрезмерный зазор вызывает повышенный шум и при изменении числа оборотов создает ударную нагрузку на зубья. Регулируют зазор поворотом генератора при ослаблении гаек его крепления. Ныне на двигателях мотоциклов «Днепр» устанавливается прерыватель с автоматом опережения зажигания ПМ302 вместо ПМ05. В течение прошлого года завод провел большую работу по модернизации двигателя «Днепр» МТ10, основным результатом которой явилось повышение его мощности до 36 л. с. Оно достигнуто увеличением диаметра гчоловки впускного клапана до 40 мми применением распределительного вала с новым профилем кулачка. В связи с этим изменена форма углубления под клапаны на днище поршня. Новые поршни можно устанавливать на все ранее выпущенные двигатели мо-тоциклов К-650 «Днепр»; МТ8, МТ9 и МТ10. При установке новых головок цилиндров (имеющих неодинаковые впускные и выпускные клапаны) на ранее вылущенные двигатели необходимо обеспечить зазор не менее 1,5 мм между тарелкой впускного клапана и поршнем. Для этого можно сделать углубление в поршне под впускной клапан по размерам, указанным на рисунке, или взять новые поршни (производимые с 1976 года). В модернизированном двигателе применены карбюраторы К301Д, отличающиеся от прежних — К301Б диаметром диффузора и увеличенной пропускной способностью главного жиклера. Такие двигатели завод начал серийно выпускать с января 1976 года. Правильная их эксплуатация и систематический уход обеспечивают надежную работу и достаточно долгую службу. Н. ОВЧАРЕНКО, заместитель главного конструктора Ф . ШИПОТА, начальник КБ двигателей г. Киев 23