В шестой разКубок Европы снова у советских мотоболистовЭто были счастливые, волнующие минуты. В наступившей тишине, непривычной после грохота мотоцинлетных моторов и кажущейся потому особенно торжественной, прозвучал Государственный Гимн Советского Союза, и нашей славной мотобольной дружине под овацию всего стадиона был вручен Кубок Европы. А затем традиционный круг почета с высоко поднятым над головами спортсменов трофеем, поздравления от совершенно незнакомых людей, восхищенных блестящей игрой советских мотоболистов, и бесконечные просьбы дать автограф. Все это было ив прежние годы и, казалось бы, можно уже привыкнуть к постоянным победам наших мастеров кожаного мяча на международной арене. Но никогда еще Кубок не доставался нам с таким невероятным напряжением сил. Даже старожилы сборной, на счету которых уже по три наивысших достижения в этих самых ответственных соревнованиях лучших мотоболистов Европы, не помнят более трудного и драматичного финала, чем в нынешнем году.Трудности начались еще задолго до отъезда советской команды из Моснвы, где она проходила тренировочный сбор. Собственно, тренировочным его не назовешь, поскольку все пятнадцать дней с самого утра до поздней ночи мотоболисты занимались ремонтными работами. Дело в том, что ковровский завод, обещавший сделать для сборной десять специальных мотоциклов на базе кроссового варианта класса 250 см", этот ответственный заказ не выполнил. Пришлось готовить машины, на которых наша команда впервые выступила еще в 1973 году. Понятно, сколько труда понадобилось вложить в технику, давно нуждающуюся в заслуженном отдыхе. Так прошел начальный этап на пути к Кубку. И вот сборная в пути. Ее состав остался прошлогодним: те же пятеро спортсменов из элистинского «Автомобилиста» — вратарь Николай Белявцев, Василий Кравцов, Николай Молчанов, Андрей Резников, капитан команды Нинолай Анищенко и двое из полтавсного «Алмаза» (бывшего «Вымпела») — Юрий Аленсинский и Виталий Захаров. Всемастера спорта международного нласса, опытные бойцы, составляющие вместе дружный коллектив. В делегацию вошли также два арбитра — судьи всесоюзной категории бакинец Константин Лалаян и москвич Юрий Мансветов. На этот раз организаторами очередного розыгрыша Кубка Европы были мотобольные клубы трех находящихся по соседству городов на юго-западе ФРГ — Куппенхайма, Дурмерсхайма и Мерша. Места эти хорошо знакомы нашим спортсменам. Ведь именно в Мерше состоялось в 1967 году первое международное выступление советской сборной. Затем здесь она не раз боролась за Кубок, проводила товарищеские матчи. Таким образом, времени на акклиматизацию, вроде бы, и не требовалось. Но свои коррективы в подготовку к соревнованиям неожиданно внесла погода — нынешним летом в ФРГ стояла настоящая тропическая жара: днем ртутный столбик даже в тени не опускался ниже 36-градусной отметни. Играть на солнцепене, согласитесь, трудно, а тут еще организаторы, стремясь сэкономить, пред-Диалог у кромки трассыКубок дружбы по картингуНад судейской трибуной флаги шести стран. Картингисты ВНР, ГДР, НРБ, ПНР, СССР и ЧССР собралисьв Москву на очередной, второй этап розыгрыша Кубка дружбы. На площади перед столичным Дворцом спорта вЛужниках белыми линиями размечена трасса. Из парка ма34шин доносится визг картинговых двигателей — идет последняяпроверка перед стартами . Тут же руководители сборных команд. Мы беседуем с ними. Р уководитель сборной ВНР Н. ДВОРСКИИ вздыхает: «Как летит время . Ведь, к ажется , е ще недавно стали проводить этап в Москве, а встречаемся здесь в дев ятыйраз . — и тут жемногозначительно добавляет: — Похоже, что в этом году вы уже подпираетекартингистов из ЧССР». В. БОУРЖИЛ, в озглавляющий чехослов ацких спортсменов, п остукивая ботинком по колесу карта , говорит: «Хотя в команде еще сильныветераны (кивок в сторону Ф. Д ыкастаи П. Кыселы), подрастает у нас испособная смена (взгляд на стоящего рядом М. Шимака). Советская сборнаяв этом году стала сильнее, чем год назад, — п родолжает он. — Считаю «особо опасными» в аших М. Р ябчиковаи совсем юного П. Бушланова». «Смена поколений — процесс сложный, — з амечает «шеф» к артингистов ГДР 3. БОРАН. — Наши ребята — X. Винцлер, Ю. Кох, X. Шульц прежде не разодерживали победы. Теперь времязаявитьо себе молодежи». «Мы тоже обновили команду, — вступает вразговор В. ВИТЕК, руководитель польской сборной. — Да и технику тоже. По примеру сборной СССР построили десяток однотипных картов. Б лагодаря взаи мозаменяемости деталей упростился ремонт машин между заездами». «Техника с каждым годом играет все большую роль, — добавляет Д. СЕМЕРДЖИЕВ, в озглавляющий болгарскую команду. — Чтобы быть впереди, мало отлично управлять машиной. Надо и мотор сил на двадцать пять, и специальные шины — для мокрой и сухой дороги, — иэ лектронноезажигание . Пока у моих картингистов этой техники , увы, еще нет». Ю. СТАВРОВСКИЙ, т ренер советских картингистовоживляется при словахо мощности двигателей: «С такими моторами, к аку гонщиков ЧССР, ох, к ак не легко спорить ! Мы со своих двигателей «снимаем» ну не более 23 сил (ездим на 125-кубовых моторах от кроссовых чезетов). П ытаемсякомпенсироватьразницувмощности спортивной, волевой подготовкой картингистов » . Шесть заездовпронеслиськакшесть вихрей. В первом все 12 кругов лидировал Рябчиков . За ним, словно тень, гнался Бушланов . а на третье место пробился Павел Кыселы. Во втором заезде молодой Шимакоторвался от победителя первого этапа Дыкаста. которого, в свою очередь, упорно, но безуспешно преследовал А. З айцев . Полным драматизма был третий заезд, где почти бессменного лид ера П. Кыселы на последнем круге обошел Бушланов . Третьим здесь финишировал М. 'Густешов. В четвертом заезде занявшие соответственно второе и третье .места Рябчикови Р. Акопов не смогли настичьШимака . который первенствовал ив пятом заезде, опередив Бушл ановаи П. Кыселы. И наконец , последний заездвыигралРябчиков , не оставивший никаких надежд Дыкасту (второе место) и Акопову (третье место). Пока шел подсчет результатов — тонкое и нескорое дело — о пять перекидыв аемсянесколькими словами с руководит елями команд. СТАВРОВСКИЙ: «Ребята постаилепную задачу выполнили. Правда, М. Густешова подвел и пятом заезде мотор, но псе боролись с. полной отдачей сил. И. что меня радует, боролись главным образом за командный результат». Советская спортивная делегация (слева направо) в первом ряду: Ю. Алексииский и Н. Белявцев; во втором ряду — Н. Молчанов. К. Лалаян (судья). Ю. Мансветов (судья). Н. Анищенко, В. Кравцов, А. Резников и В. Захаров.ложили очень жесткий регламент: каждая команда ежедневно проводит по Два полных, продолжительностью в 80 минут, матча с двухчасовым перерывом между ними. Времени для отдыха, восстановления сил и ремонта мотоциклов, таким образом, не оставалось. Эти два часа уходили на погрузку машин в автобус и переезд в другой город к месту очередной встречи. (Напомним, что на первом этапе розыгрыша Кубка команды проводили игры между собой в один круг, а затем две сильнейшие оспаривали приз в финале.) Турнир открылся матчем сборных СССР и ФРГ. Его проводила бригада судей из Франции и Голландии. Не оченьто принято оценивать действия арбитров, но уж слишком откровенно предвзято, не по-спортивному действовал голландец, и об этом приходится писать. Он просто не желал видеть нарушений со стороны хозяев поля, а советских спортсменов штрафовал без всякого повода. Пять раз удалял он их на одну минуту, беспрестанно назначал в ворота сборной СССР 16-метровые штрафные удары, наконец, засчитал гол, после того как Н, Белявцев взял мяч, находясь примерно в метре от лицевой линии. Все это сделало игру нервозной и резкой, но сомнений в превосходстве советских мотоболистов ни у кого не было. В итоге первая победа со счетом 4 : 2 (голы забили Захаров, Молчанов и дважды Алексинений). В это же самое время наши арбитры зафиксировали в Куппенхаиме легкую победу французов над голландцами 6 : 0. Через два часа сборная СССР в Мерше начала поединок против своего главного соперника в борьбе за Нубок — команды Франции. Затратив много сил в первой встрече, наши спортсмены действовали не так остро. Французы же, уделив главное внимание обороне, навязали нам по всему полю жесткую, силовую борьбу. Особенно преуспел в этом Г. Паттеньён, рослый, физически сильный мотоболист, безусловно, лучший в своей команде.Наше положение осложнилось тем, что мы были в меньшинстве из-за неполадок в мотоцинлах. К тому же вновь отличался своей необъективностью голландский арбитр, применивший к Резникову высшую меру наказания — удаление до конца игры. Долгое время счет был ничейным 1 : 1 . Но в четвертом периоде дальний удар Паттеньёна достиг цели. Сборная Фра'нции одержала в турнире вторую победу. Тем временем команда ФРГ выиграла у голландцев 5 : 1 . Таким образом, французские мотоболисты практически обеспечили себе выход в финал. Сохраняли шансы на это и сборные СССР и ФРГ. Но перед хозяевами стояла более трудная задача — на следующий день им нужно было одолеть французов с перевесом в три мяча. Нам же требовалось добиться преимущества в четыре мяча во встрече с более слабой сборной Голландии — дебютантом турнира. Душным утром следующего дня арифметические подсчеты были отложены в сторону, и претенденты на выход в финал принялись за реализацию домашних заготовок. Нашей команде понадобилось всего два периода, чтобы выполнить программу-минимум: Анищенко, Захаров, Молчанов (трижды) и Алексииский (дважды) довели счет до 7 : 0 . Голландцы, хотя и выступали на мощных «сузуни», показывая порой неплохую технику езды, в тактическом плане были подготовлены слабо. Окончательный счет в этом матче оказался рекордным для турнира — 1 2 : 0 . Жаль, что блестящую игру советской сборной не удалось заснять на пленку: получился бы отличный учебный фильм по технике и тактике современного мотобола. Прибыв в Дурмерсхайм уже в ранге финалиста, команда СССР узнала, что соперником ее будет сборная Франции, которая здесь в острейшем поединке одолела хозяев поля 2 : 1 . Эту новость наши мотоболисты восприняли спокойно, даже с некоторым удовлетворением. Представлялась возможность доказать, что предыдущее поражение — не более чем случайность. И вот финал. Силы у обоих претендентов на пределе. А тут как назло в самом начале матча мяч оказался в сетке наших ворот после удара того же Паттеньёна. Но именно с этого момента преимущество наших мотоболистов стало подавляющим. Резко взвинтив темп, они буквально обрушили шквал атак на ворота соперников. Трижды советсних спортсменов грубо сбивали в штрафной площади, но свисток голландского арбитра молчал. Четыре раза мячу, назалось,уже не миновать сетки ворот, но французского голкипера выручала штанга. Гол назревал. И вот, наконец, капитан команды Николай Анищенко заставил соперников начать с центра поля. А под занавес этого самого напряженного матча турнира Молчанов сильнейшим ударом принес победу нашей сборной. Кубок Европы в шестой раз у советских мотоболистов! Потом были счастливые минуты чествования сильнейшего коллектива континента — цветы, почетный трофей, медали Международной мотоциклетной федерации. Потом было длительное турне по городам ФРГ и Франции, во время которого наша команда провела восемь товарищеских игр и во всех одержала победы. Общий итог выступлений — 77 забитых и лишь 15 пропущенных мячей. Да, советские мотоболисты ив нынешнем году продолжили свой триумф. Они вновь добились успеха, несмотря на то что уровень подготовки спортсменов Франции и ФРГ был как никогда высоким. Многие технические приемы, ноторые раньше имелись на вооружении только нашей команды, ими теперь освоены. К тому же выступают они на мотоциклах «Сузуки», «Майко», «Бультако» мощностью в 35 — 37 л. с. Приходится с сожалением констатировать, что советсний мотобол (единственный, кстати, вид мотоспорта, который представлен на международной арене отечественной техникой) за все 13 лет своего существования не получил от ковровского завода ни одного специального мотобольного мотоцикла. То, на чем выступают наша сборная и клубы, — это обычные кроссовые варианты «Ковровца». Сами мотоболисты вынуждены вносить столько переделок, что один их перечень занял бы целую страницу. Своими победами в розыгрышах Кубка Европы наши спортсмены, честное слово, заслужили право выступать на специальных, сделанных только для мотобола мотоциклах. Огромная потребность в них ив клубах, культивирующих эту увлекательную игру. Если они появятся, завод получит отличную рекламу своей продукции за рубежом, а у спортсменов станет больше времени для тренировок, разучивания новых тактических схем. В этом кроются большие резервы будущих успехов советского мотобола. Б. ЛОГИНОВ, руководитель советской делегации ФРГ МоскваБОУРЖИЛ: «Рады за Милана Шимака. который все три своих заезда (каждый участник стартует трижды. — Л. М.) провел отлично. Особенно нелегко далась ему дуэль с вашим Рябчиковым». ВИТЕК: «Московский этап еще раз подтвердил: силы гонщиков и возможности машин настолько сравнялись, что решающее значение приобретает теперь надежность картов, в первую очередь двигателей. В этом отношении нам в Москве не повезло». СЕМЕРДЖИЕВ: «Добавлю, что моторы МЦ. которые были на картах большинства гонщиков ВНР, ГДР и НРБ, о казались менее мощными и надежными, чем двигатели 43». ДВОРСКИЙ: «Надежность надежностью — это забота каждого гонщика и механика. А наша общая забота — думать над дальнейшим ограничением уровня шума. Лимит но шумности в 93 децибела не спасает барабанные перепонки судей, механиков». БОРАН: «Гонки закончились — проблемы остаются. Чтобы их обсудить, у нас в этом году есть еще четыре встречи — ведь предстоят этапы в ВНР, ЧССР, ПНР и НРБ». Да, впереди четыре этапа, но московский уже расставил акценты. В командном зачете вновь, к аки на первом этапе. первенствовали картингисты СССР. Правда, перевес в очках на этот раз был менее значительным. Похоже, что наша сборная в нынешнем году нацелилась не просто на призовые места, но и на командную победу. Л. МИХАЙЛОВ Старт очередного заезда. Фото Г. ДубейковсногоРезультаты соревнований Личный зачет: 1. М. Шимак (ЧССР); 2. М. Рябчиков; 3. П. Бушланов (оба — СССР); 4. П. Кыселы; 5. Ф. Дыкаст (оба - ЧССР); 6. Р. Акопов: 7. А. Зайцев; 8. В. Иванченко;.. 14. М. Густешоп (псе — СССР). Командный зачет: 1. СССР: 2. ЧССР; 3. ГДР; 4. ПНР; 5. ВНР; 6. НРБ. Сумма очков после двух этапов: Л ичныйзачет : Дыкаст -- 11, Акопов. Бушланов. Рябчиков — по 15, 3. Киселы и П. Кыселы — по 25. К оманд н ыйзачет : СССР — 104; ЧССР — 135; ГДР — 262; ПНР — 284; ВНР — 331; НРБ — 459.