В ДОРОГУ ПОЗВАЛАВ Винницу нас привела вот эта фотография, опубликованная в одиннадцатом номере журнала за 1939 год. В подписи к фото — фамилии девушек и название техникума. Естественно, начали мы с техникума. И первый, с кем беседовали, был Петр Станиславович Ордынский — заместитель директора по учебной работе. довал с ним встретиться. Мы не преминули воспользоваться этим советом.ИСТОРИЯс Е. Д . Копыто. Едва взглянув на репродукцию, он тут же подтвердил: «Да, это моя работа. Помню. А вот про девчат больше ничего не могу сказать». Одна за одной оборвались ниточки, которые связывали прошлое с настоящим. Время порой круто распоряжается людскими судьбами. Но, кто знает, возможно, прочитав эти страницы журнала, кто-то из подружек-мотоциклисток и откликнется. В одном мы уверены твердо: их дела наследуют новые поколения. Примеры, как говорят, налицо. В день, когда мы собрались уезжать, в Виннице состоялось лично-командное первенство Украины по мотокроссу в классе мотоциклов с колясками. 110 гонщиков, 20 команд из разных областей республики вышли на старт. Конечно же , все руко ­ водство обкома ДОСААФ было тут. И сразу после первого дня соревнований мы попросили инструктора обкома В. М . Пламодила рассказать, что делается по развитию военно-технического спорта, по обучению будущих водителей.Из рассказа Зиновия Петровича ВоронинаВ техникуме я начал работать в 1934 году, а закончил в 1975-м. Выходит, эти девушки у меня учились! Больше того, одну из них — Лященко — я при ­ поминаю. Впрочем, попробую отыскать в своих архивах фотографию этого выпуска — тогда проще будет вспомнить. (Зиновий Петрович и впрямь нашел фотографию выпуска 1939 года, и из крошечных овалов на нас глянули те же веселые лица.) ...Вот, я же говорил, что помню их! Знаете, память преподавателя на лица — это крепкая штука! Да, тогда этот снимок в вашем журнале много шума наделал: в техникум на имя девчат приходили пачками письма!.. Из их выпуска в Виннице работают Гайдаш — в проектной организации, Жупанов — в облкоммунхозе, Сокирянский — преподаватель. Я с ним встречаюсь. Если что узнаю — сообщу... В тот день мы сами предприняли еще одну попытку что-либо узнать. В ре ­ дакции «Винницкой правды» встретились с человеком, который сделал это фото,—Из рассказа Петра Станиславовича ОрдынскогоДля учебного заведения 40 лет — уже история, И немалая. Эти девушки с фотографии теперь, надо думать, — бабушки. А те, у кого они учились, тоже ведь старели... Но если бы вы приехали года два назад, застали бы в живых человека, который мог рассказать многое. Я говорю о Михаиле Матвеевиче Чайкине. Будучи директором техникума, он же возглавлял до войны всю спортивную и оборонную работу. В 1936 году Чайкин вместе с двумя товарищами, такими же энтузиастами, как и он сам, — Масловым и Каминским — совершил велопробег, который и по нынешйим меркам вызывает изумление. Вот его маршрут: Винница — Киев — Ленинград и обратно. Увлекался Чайкин и мотоциклом. Молодежь тогда прямо-таки яростно штурмовала технику. Мотокружок, созданный в техникуме, был самым популярным. Ваш журнал как раз активно поддерживал энтузиастов. 1935—1941 годы — памятная страница в истории техникума. Он тогда держал переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ. А это совсем не просто. По многим показателям, в том числе и по оборонной работе, следовало иметь высокие результаты. Сейчас стремимся не забывать традиции, развивать их. Правда, профиль несколько изменился — стрелковый спорт преобладает. Имеем свой тир. Среди техникумов Украины держим первое место, готовим ребят к службе в армии. Девушки-то с фотографии тоже стреляли неплохо! За лучшую работу по вовлечению учащихся и населения в занятия физкультурой и военно-техническим спортом имеем почетный диплом ЦК ВЛКСМ, Комитета по физической культуре и спорту и ЦК ДОСААФ СССР... В беседе П. С. Ордынский назвал нам старейшего преподавателя — Зиновия Петровича Воронина и порекомен-Из рассказа Василия Михайловича ПламодилаПервичных организаций в области 2995, членов ДОСААФ около 800 тысяч человек. Подготовка водителей идет в.-- --- г-~-Студентки винницкого строительного технинума С. Марневич (слева) и Н. Лященно. Фото Е. Копыто из журнала «За рулем», 1939, № 11. нескольких автомобильных школах. Кроме того, имеем 23 спортивно-технических клуба и курсы при больших первичных организациях. Около пяти тысяч шоферов третьего класса для народного хозяйства — вот лишь один показатель. Лучшие школы — тульчинская и бершадская. Передовой спорттехклуб — в Хмельнике. Спрашиваете, сколько соревнований проводим по авто и мото? По памяти могу оказать, что только за последние полгода на старты вышло около двух тысяч человек. Всего же, мы считаем, в занятия автомотоспортом вовлечено около 10 тысяч. Это реальная цифра, если учесть, что соревнования проходят в каждом городе, колхозе, совхозе. В том числе и на личных мотоциклах...И снова мчится навстречу бесконечная лента дороги, мелькают указатели. «Иж-Комби» исправно несет нас все дальше на юг. В Одессу приезжаем к вечеру. Ночуем в Доме колхозника, на привозе (можно оказать, повезло!) и рано утром, когда город только начинает просыпаться, снова трогаемся в путь по прекрасному шоссе. В одном месте, где крошечный кусок дороги не был еще сдан в эксплуатацию, нас встретил щит с такими словами: «Объезд. Просим извинить за временные неудобства. Строим для вас». «Спасибо за вежливость»,— чуть не хором воскликнули мы. В Геническе на Херсонщине председатель райкома ДОСААФ В. В. Бурлин и начальник районного спорттехклуба В. И. Понуровский знали о нашем приезде.Тогда мы вспомнили, что еще в херсонском обкоме ДОСААФ нам назвали фамилию: Галаган. — Галаган? — оживился Василий Васильевич. — О, так кто ж его не знает! Это бывший первый секретарь райкома партии. Давайте заглянем к нему.Из рассказа Якова Никитича ГалаганаМне, конечно, приятно, что вы ко мне заглянули. Только вряд ли смогу помочь. Понимаете, на первом секретаре лежит ведь общее партийное руководство. Я бы мог рассказать о передовых колхозах, лучших людях района. Но ведь вам важно про Осоавиахим, а таких данных у меня нет. И документов тоже нет. Разве что старые журналы. Вот, например, «СССР на стройке», № 11—12 за 1939 год. Видите, весь номер посвящен одному колхозу. Он и сейчас существует, носит имя XXII партсъезда. Тут и работа, и отдых, и учеба колхозников показаны. Вот этот снимок для вас, пожалуй, интересен — девушки изучают трактор. Это уже явно Осоавиахим курсы развернул. И сейчас там это дело хорошо поставлено — я председателя лично знаю, деловой, хороший хозяин. Заметный человек в районе — делегат XXIV съезда партии.Из рассказа председателя колхоза имени XXII партсъезда Ивана Пантелеевича МазуноваХорошее вы дело делаете. Доброе дело. Потому что много пользы принес Осоавиахим, много сейчас ДОСААФ делает. А все еще находятся люди, что свои 30 копеек выше общего интереса ставят. О добрых делах надо говорить громко, тут стесняться нечего... У нас на селе начинали эту работу Иван Трофимович Рудык и Иван Григорьевич Кошка. Тут же степь кругом широкая, вольная, коней было много. Вот и учили молодых конем владеть, стрелять. А когда появились машины и трактора, так каждый из нас только и мечтал, как бы на железном коне прокатиться. Да что прокатиться! Чтобы дымок толькоШоферыосоавиахимовцыГенилеская школа шоферов районного совета Осоавиахима а этом году выпустила 67 шоферов. Заканчивают учебу еще 92 человека, которые будут направлены в колхозы района. & В Саратовской школе шофероя де*ого совета Осоавиахима иШуск четырех rpynrjпонюхать, мы, кто помоложе, многие километры за машиной бежали. Бывало, как выходной — так у нас соревнования. Гранату бросали, стреляли, бегали. Энтузиазма хватало. А вечерами учились. Вот как на этой фотографии, что вы показали. И каждый понимал — знания эти и умение пригодятся в лютую пору. И пригодились... Когда фашисты вторглись на нашу землю, у нас почти все ушли на фронт. А вернулись единицы. И до сих пор то горе люди помнят! Ведь есть же семьи, где по четыре сына с войны не вернулось, сложили свои головы за правое дело. Взять хоть семью Ноженко. Активные коммунары (у нас была коммуна с 1921 по 1934 год), и на войну ушли сразу. И все братья — Федор, Яков, Александр и Андрей не вернулись. А Черевко? Пятеро — Михаил, Дмитрий, Иван, Василий и Александр геройски погибли. Семашко — Виктор и Николай, их отец Маркир — тоже отдали жизни за родную Советскую власть. Да разве всех назовешь! Вот вам и ответ насчет патриотического воспитания. Да еще пример — не могу умолчать. Наша колхозница Наталья Федоровна Четверикова в войну сберегла колхозное знамя с орденом Ленина (а мы получили орден в 1939 году первыми в Союзе!) и акт на вечное пользование землей. Это ли не высший патриотизм! И дети ее выросли патриотами. Все в армии служат: Антон — полковник, Михаил — майор, Алексей — капитан, Петр — старший лейтенант. Отец их был коммунар, осоавиахимовец. И дети пошли по его стопам.., Ну вот я перешел к теперешним нашим делам. А они неплохие, скажу не хвалясь. Есть у нас орденоносцы-механизаторы. Почти все они прошли школу оборонного Общества. Иван Гладков, Петр Приходько — кавалеры ордена Ленина. Гладков кончил курсы со мной вместе, сейчас шофером работает. Приходько совмещает две профессии — тракторист и шофер. Братья Бульбахи, их трое, выпускники таких же курсов. Наш парторг Александр Иванович Синдели в шестьдесят пятом году учился вДОСААФ . А совсем из молодых можно назвать шофера Дмитрия Железного, он после курсов ушел в армию, вернулся,«За рулем», 1939, № 11. Василий Васильевич Бурлин, прочитав заметку, улыбнулся: — Масштабы работы, конечно, сегодня у нас иные. Одних автолюбителей (извините, пользуюсь старой терминологией) обучили в этом году 80 человек, 20 занимаются, и до конца года еще 60 закончат курс. Да на третий класс подготовили 120. Плюс 200 человек повысили классность. Мотоциклистов выпустили 144. Вот какие цифры надо складывать!.. Ну, а если о том, чем можно вам помочь, то, честно говоря, не представляю. Тут и уцепиться-то не за что: в заметке ни одной фамилии; архивов в школе не сохранилось; люди у нас работают молодые...Колхозницы изучают трактор. Фото из журнала «СССР на стройке», 1939, № 11—12. женился, работает на бензовозе. Исполнительный, трудолюбивый парень. И таких много: три брата Волошиновых, Леня и Коля Дроки , Вася Гавриш, Саша Золотарь — отличные механизаторы...ОБОРОННАЯ РАБОТА В ЛВТ0ШН0ЛЕКоллектив курсантов и служащих Ореховской автошколы Союзсовхозтравса (Запорожская область) широко развернул массовую оборонную | работу. В школе систематически работают! 9 оборонных кружков, . в которых изучают военное дело 170 человек. Секретарь комсомольского комитета т. Артюшенко организовал кружок пулеметчиков. 15 комсомольцев с большим интересом изучают пулемет Дегтярева. Работают кружки штыкового боя и др. За последние два месяца органиация Осоавиахима. подготовила 37 . инловских стрелков, 140 значки-1 130-ГТО и 138 аначки-J ступени,ки. А его сын сейчас преподает в запорожской школе. ...В войну я был шофером и ремонтником — в специальном авторембате. Ремонтировал машины.Из рассказа парторга колхоза Александра Ивановича СинделиДавайте начнем с «социального портрета» колхоза, если не возражаете. У нас больше 1000 дворов. Работающих — 1318 человек. 14 сел и хуторов. Свыше 16 тысяч гектаров земли, в том числе 12 707 — пахотных. Все это надо обработать, засеять, довести до ума. Ну, как люди работают, Иван Пантелеевич говорил. А живут люди так: у нас больше 100 личных автомобилей, в каждом дворе практически — мотоциклы. Про велосипеды и мопеды говорить нечего: школьники ездят в школу сплошь на них. М ожно даже дошкольника на мопеде увидеть — как только умудряется, диву даешься. Все владельцы «права» получают через ДОСААФ . И спрос на машины не падает. А о тяжелых мотоциклах лучше и не заикаться, хоть сотню в один день разберут. С ДОСААФу нас полный контакт. Партком помогает, все планы вырабатываем совместно, дела и заботы у нас одни. Имеем стадион. Каждый выходной — соревнования (конечно, когда убран урожай). На будущее хотим создать свой спорттехклуб. Считаю долгом сказать несколько слов о колхозном председателе. Иван Пантелеевич Мазунов как раз такой человек, на чьем примере можно воспитывать людей. Он о себе не говорит, я знаю, — всегда о других. Воевал он с первого до последнего дня. Начал в Севастополе, кончил в Праге. В 43-м фронтовая газета писала о старшине первой статьи Мазунове как о храбрейшем флотском разведчике. Больше 70 раз ходил он во вражеский тыл, брал фашистов в плен. Воевал в Заполярье, под Великими Луками, Кенигсбергом, дрался в Дрездене, спешил с десантом к Праге. Трижды ранен, контужен. Участвовал в параде Победы. А вернулся в свое село — работал сеяльщиком, прицепщиком, потом кончил курсы животноводов, стал зоотехником. С 1954 по 1963 год был секретарем парткома. А с 1963 года — бессменный председатель. После войны к четырем боевым орденам прибавились у него ордена Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета». На этом прерываем наш рассказ о пребывании в колхозе имени XXII партсъезда. Были еще встречи и беседы с разными людьми, был осмотр замечательного школьного' музея. Но мы уже выходили из графика. От Геническа маршрут повернул круто на север, к Запорожью. Едем в Орехов. М ежду прочим, когда мы приезжали в какой-либо город и начинали поиск райкома или обкома ДОСААФ , то чаще всего обращались к работникам ГАИ или останавливали учебную машину. Прежде никогда не обращали на это внимания, а в эту поездку вдруг бросилось в глаза, как много автомобилей со знаком «У» и эмблемой ДОСААФ на улицах городов! Об этом вспомнилось сейчас, потому что и на въезде в Орехов мы встретили огромный учебный МАЗ , и после этого поиски автошколы не представляли труда.8Из рассказа Василия Ильича Харченко, начальника ореховской автошколы ДОСААФНу вот, товарищи, теперь вы видели и классы, и гаражи, и автодром, присутствовали на экзаменах. Наверное, что-то понравилось, а что-то нет. Памятные вехи в жизни школы?.. Разве лишь те, что сам помню. С 1955 года — филиал запорожского учебного центра, потом филиал автомотоклуба, теперь автошкола. Получили еще одну территорию (это где гаражи и лабораторный корпус). В бывшем песчаном карьере выделили нам 5 га под автодром, оборудовали его. О планах? Самое большое желание — построить учебный комплекс. Проект уже есть. Последние два года по итогам — первые в области. С 1972 года держим переходящее Красное знамя обкома ДОСААФ. Выпускники? Ну, с одним часто видимся, потому называю первым — Нечипоренко Анатолий Николаевич, лектор райкома партии. А другой — Володя Наконечный. Живет в селе Каменском. Кончил нашу школу, ушел в армию. Имеет орден Красной Звезды. Это наша гордость. Что ж, ореховская школа по праву гордится своим воспитанником. И, думается, в ней делается все возможное, чтобы каждый выпускник при надобности стал таким же, как Володя Наконечный. Из Орехова, по привычке, мы выезжали рано утром. Очередной отрезок пути вел нас снова в сторону от Москвы — к Донецку. Бригада «За рулем»: Б. ДЕМЧЕНКО, П. ГАЛАБУРДА, В. КНЯЗЕВ Винница — Одесса — Геничесн — Орехов«За рулем», 1939, № 6.Из рассказа ветерана, бывшего преподавателя ореховской автошколы ДОСААФ Василия Кузьмича ИващенкоКак мы раньше учили шоферов? Я был до войны, с тридцать седьмого по самый сорок первый инструктором вождения. Сам-то за рулем с двадцать девятого... Конечно, ребята были не то, что сейчас, — образование четыре-пять классов. Зато желания... Еще бы — ведь на шофера учились! А это тогда звучало! Курсы были шестимесячные. А вождение по 30 часов. Могу ли кого назвать? Фамилий помню мало. Разве что тех, кого вижу часто. Вот преподавателем, например, был Очеретяный. Начальником школы — Коваленко, .он потом стал директором банка. Учился у нас Дорошенко из Токмач-На автодроме ореховской автошколы ДОСААФ, 1976 год. Фото В. Князева.