На призы ,,3арулем"Хорошо-то, хорошо...Отчет о чемпионате по комплексному военизированному многоборью на личных мотоциклах начнем с того, чем открывался рассказ о другом соревновании на призы нашего журнала — VIII Всесоюзной встрече школьников-автомобилистов («За рулем», 1976, № 10). Да, снова центральная площадь города, украшенная спортивными стягами, снова праздничная, волнующая церемония открытия состязаний. По улицам Рожища, районного центра в Волынской области, прошла колонна мотоциклистов и автомобилистов. На машинах транспаранты, плакаты, показывающие многогранную деятельность оборонного Общества, которое скоро отметит свой полувековой юбилей. От имени советских олимпийцев участников чемпионата приветствовала серебряный призер игр в Монреале по академической гребле Нелли Тараканова. И цветы, цветы... Они были вручены каждому, кто приехал в этот гостеприимный город на третье по счету первенство среди владельцев личных мотоциклов. Ранним утром следующего дня район старта и финиша, секторы для стрельбы и гранатометания заполнили тысячи жителей города и окрестных сел. Здесь уместно напомнить, что Рожище уже не в первый раз принимал участников заключительной встречи по комплексному военизированному многоборью. И, вероятно, нигде старты среди владельцев личных мотоциклов не пользуются столь большой популярностью, нигде зритель так не искушен в тонкостях спортивной борьбы и особенностях тактики, ведущей к успеху. Четыре часа спортсмены из двенадцати союзных республик, городов Москвы и Ленинграда спорили за первенство в личном и командном зачете, 34четыре часа импровизированные трибуны на холмах возле старта и финиша то взрывались аплодисментами, приветствуя меткий выстрел или дальний бросок гранаты, то огорченно вздыхали, провожая очередного неудачника на штрафной круг. С первых же стартов, когда на 15-километровую кроссовую трассу от3 правились участники в классе 350 см , основная борьба развернулась между командами Российской Федерации и Украины, возглавляемыми чемпионами республик Владимиром Мамоновым и Валерием Ворониным. Соперники правильно решили: высокая скорость на кроссовой трассе — еще не гарантия успеха. Ведь после первого круга предстояло, пожалуй, самое трудное — стрельба (пять выстрелов — пять мишеней). А условия далеко не идеальные: сильный, порывистый ветер. Цена же каждого промаха очень высокая — один двухкилометровый кроссовый круг. Что касается гранатометания, то оно на этот раз не представляло сложности. Замена обычной 700-граммовой гранаты 500-граммовой «лимонкой» сделало это упражнение фактически формальным. Ведь норматив — бросок за 35-метровую отметку остался прежним. Не мудрено, что ни один из участников, в том числе и единственная среди стартовавших женщина Нина Гордиенко, не использовал трех попыток — оказывался удачным первый же бросок. Зато драматично складывались события на огневом рубеже. Достаточно сказать, что из семидесяти с лишним участников лишь двадцати одному удалось поразить все мишени. Мамонов не попал в их число, и пришлось ему проехать один штрафной круг. Стреляет Воронин, и гром аплодисментов завершает точно пораженную им пятую мишень. Команда Украины впереди. Не помешали этому и два промаха А. Кренделева: тут же вынужден был отмерить три штрафных круга представитель РСФСР В. Петров. Солидную фору, которую сразу дали спортсмены России своим основным соперникам, вероятно, не смогли бы ликвидировать и стартовавшие следом участники в классе 175 см 3 . Но подвел своих товарищей Валерий Воронин. В самый разгар борьбы пришлось ему потерять четыре с половиной минуты на поиски неисправности в двигателе. А оказалась она пустяковой — были плохо присоединены провода к клеммам аккумулятора. Уже потом, после финиша, выяснилось, что Воронин проиграл занявшему первое место Мамонову 1 минуту 45 секунд, а суммарное время четырех зачетных участников команды Украины оказалось лишь на 20 секунд хуже, чем у квартета Российской Федерации. Так одна небрежность обернулась потерей верного первого места. А теперь обратимся к заголовку статьи. Казалось бы, все хорошо было на чемпионате — и организация самих соревнований, и торжественное открытие, и интересная, полная драматизма борьба. Такие соревнования, думается, удовлетворят даже взыскательный вкус болельщика-гурмана. Но читатель, видимо, догадался, что заголовок взят из популярной песенки, заканчивающейся словами «хорошо-то, хорошо, да ничего хорошего...»Для начала сравним списки участников Всесоюзных соревнований 1973 года, а также трех последних чемпионатов страны. Две особенности сразу же бросаются в глаза — множество одних и тех же фамилий и последовательное увеличение числа мотоциклистов, имеющих первый разряд, звания кандидата в мастера и мастера спорта. Если бы речь шла о чемпионате страны по мотокроссу, спидвею, кольцевым и ипподромным гонкам, то этому можно было бы только радоваться: и в самом деле хорошо, когда ветераны показывают стабильное мастерство, когда общий уровень спортивной квалификации участников растет. Иное дело соревнования среди владельцев личных мотоциклов. Согласитесь, странно видеть из года в год на всесоюзных встречах одних и тех же В. Петрова (РСФСР), В. Воронина и Г. Гланскова (Украина), В. Дорошенко (Узбекистан) и многих, многих других. К примеру, команды Украины, Латвии, Литвы, Грузии, Узбекистана ныне выступали практически в прошлогодних составах, а Москвы и Киргизии пополнились лишь двумя новобранцами каждая. Неужели из более чем десятимиллионной армии владельцев личных мотоциклов этим двум десяткам не нашлось достойных конкурентов? Многое станет понятным, если вспомнить, как развивались в последние годы эти соревнования. Задуманные как самые массовые старты (что-то вроде «Кожаного мяча» и «Золотой шайбы»), они содержали резервы повышения массовости нашего мотоспорта, возможности привлечь к регулярным тренировкам и выступлениям на трассах миллионы владельцев «ковровцев», ИЖей и другой техники. Естественно, организации, осуществляющие руководство мотоспортом в стране, приняли ряд постановлений, стимулирующих подобные соревнования. Вначале комитетам ДОСААФ было разрешено награждать победителей запасными частями к мотоциклам, шинами, шлемами, помогать с ремонтом. Затем соревнования среди «личников» получили поощрительный коэффициент и стали приносить в полтора раза больше очков городам и республикам, чем за аналогичный результат, показанный командой в другом любом виде автомотоспорта. Наконец, эти состязания были возведены в ранг чемпионата Советского Союза с вручением призерам малых медалей и присвоением победителям звания «Мастер спорта СССР». Кажется, справедливость восторжествовала — соревнования среди владельцев личных мотоциклов заняли самое почетное место в спортивном календаре. Но вскоре выяснилось, что дело имеет теневую сторону. Погоня за очками привела к тому, что в ряде республик стали слишком «профессионально» готовить «личников». Нет, не в ходе массовых стартов в низовых коллективах — первичных организациях, районах, городах, а из числа кроссменов, «многодневщиков», «гаревиков» и «ледовиков», постоянно занимающихся в спортивно-технических автомотоклубах. Конечно, укомплектовать ими команды куда проще, чем искать таланты в низовых коллективах. Справедливости ради отметим, что такое положение не всюду. В той же Волынской и некоторых других обла- Старт дается в 20 метрах от мотоцикла . С этого момента идет счет секун дам. дам. В ыполнено очередное дополнительноеупражнение , м ожноотправиться на нроссовую трассу. В секторе для гранатометания . Ф ото А. И ващенкои авторастях Украины, в Крымском районе Краснодарского края соревнования среди владельцев личных мотоциклов проводятся регулярно, несколько раз в год. В большинстве же республик постоянная работа с этим огромным резервом мотоспорта практически не ведется. По крайней мере в Рожище представители многих команд не могли припомнить, чтобы у них в нынешнем году проводились какие-либо другие соревнования, кроме республиканских. И уж коль такими методами ведется подготовка к чемпионату страны, то логично предположить, что не у всех участников личные мотоциклы. Это пока только предположение (документы не вызвали подозрений у мандатной и технической комиссий), но ононе беспочвенно. Подобные случаи были, и журнал уже писал о них. После всего сказанного правомерно задать вопрос: где же выход? Может ли, скажем, мастер или кандидат в мастера по мотокроссу, если он имеет собственный мотоцикл, выступать в чемпионате СССР среди владельцев двухколесного транспорта? Или же следует закрыть для него доступ на такие состязания? К сожалению, однозначного ответа автор не нашел. Но ясно одно — идея, заложенная в соревнованиях, пока не реализована. Потому что комитеты ДОСААФ и спортивно-технические клубы сделали слишком мало, чтобы привлечь огромную армию владельцев личных мотоциклов к спорту. Участие же в этихвстречах гонщиков самой высокой квалификации превращает их в еще один, обычный чемпионат. И только. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем»В олынская область, г. Р ожищеРезультаты соревнованийКомандный зачет: 1. РСФСР: 2. Украинская ССР: 3. Молдавская ССР. Личный зачет. Класс 350 смЗ; 1. в. Мамонов (РСФСР): 2. А. Кренделев; 3. П. Минаков (оба — Украинская ССР). Класс 175 смЗ: 1. И. Лукашов (Украинская ССР): 2. А. Селютин (Узбекская ССР): 3. Н. Тарасов (РСФСР).3S