18
19
20
В «Клубе «Автолюбитель» не раз говорилось о ржавчине, средствах борьбы с ней, защите от нее. Сегодня мы рассмотрим эту тему с новой стороны. В последнее время все громче раздается утверждение: «Автомобиль ржавеет изнутри». К ак это изнутри? Почему? Что же делать, чтобы защитить «тыл»? На все эти вопросы нам сегодня ответят работники Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Р . А . ПОН РЖЕДЗИНСКИЙи В. М. БУЧИН.ЗАЩИТИМ КУЗОВ ОТ КОРРОЗИИПроблема защиты легковых автомобилей от коррозии во всем мире становится все более серьезной. Убытки от этого бедствия огромны. По ориентировочным данным Московского автомобильно-дорожного института, увеличение срока службы кузовов вдвое (в пересчете на парк легковых автомобилей и автобусов на 1967 год) сэкономило бы нашей стране 0,5 миллиарда рублей и свыше 50 тысяч тонн тонколистовой стали. По зарубежным источникам, в 1973 году крупнейшие «автомобильные» страны потеряли из-за коррозии: США — от 8,5 до 17 миллиардов долларов; ФРГ — от 1,5 до 2 миллиардов марок; Англия — 250 миллионов фунтов стерлингов; Швеция — 500 миллионов крон. Особенно подвержены коррозии кузова легковых автомобилей и их элементы, а поскольку они у подавляющего большийства современных моделей являются несущей конструкцией, то ее серьезные поражения ржавчиной иразрушения приводят к преждевременному выходу всего автомобиля из строя и капитальному ремонту. В чем же причины столь крупных потерь? Почему они «вдруг» появились? Назовем три главных фактора, родившие проблему. Первый — конструктивные особенности кузовов современных легковых машин. Ушли в прошлое массивные рамы, к которым крепились все агрегаты и кузов. Сегодня его, за редким исключением, делают из штампованных стальных панелей, соединяемых с основанием и между собой точечной сваркой. К этой «ферме», в свою очередь, крепят двигатель и все агрегаты. Такая несущая конструкция кузова позволяет добиться значительного снижения веса, улучшить многие эксплуатационные качества машины ив то же время порождает большое количество замкнутых труднодоступных полостей, щелей и пространств, скрытых от наблюдения и неудобных для какой-либо обработки. Второй. Антикоррозионное покрытие кузова, осуществляемое в настоящее время на заводах, не дает полной гарантии от коррозии, тем более что с течением времени оно стареет и теряет свои 'защ итные свойства, р азрушается от вибраций, повреждается ударами песка и камешков, в конце концов отслаивается, открывая дорогу коррозии. Третий — неблагоприятные в смысле возникновения коррозии условия окружающей среды. Особенно это относится к крупным городам и промышленным центрам, где какрази сосредоточена большая часть автомобилей. А теперь разберемся в самом коррозионном процессе. Первое, что нужно для его развития, это электролит, роль которого выполняет вода, непосредственно попадающая на кузов или конденсир ующаяся на нем из воздуха (для этого достаточно относительной влажности воздуха в 60%). Воздух поставляет и кислород, без которого не заработал бы механизм коррозии. При этом, чем больше атмосфера загрязнена двуокисью серы (S02), а дорожная грязьи снег хлоридами (попросту — раствором соли, котор ая часто идет в дело) — тем быстрее происходит разрушение стального листа кузова. Так. установлено, что при прочих равных условиях сухой металл в сто раз медленнее ржавеет, чем мокрый, а в городе процесс коррозии идет в 3,5 раза быстрее, чем в сельской местности. Итак причины ясны. Какие же выводы мы должны сделать? Очевидно, что для обеспечения долговечности кузова необходимо периодически защищать его, бороться с причинами коррозии, уничтожать ее очаги Одним из эффективных средств является, вопреки распространенному среди владельцев машин заблуждению, частая мойка автомобиля, особенно снизу, водой под высоким давлением. Сильная струя воды очищает поверхность кузова и днище от солевых «припарок». Крайне нужна такая операция весной, чтобы снять остатки грязи с хлоридным раствором со всех труднодоступных мест и избежать ускоренного их разрушения ржавчиной в теплое время (вы, конечно, помните из школьного курса химии, что повышение температуры во много раз ускоряет реакцию окисления). Кроме того, периодическая очистка позволяет вовремя обнаружить коррозию и принять соответствующие меры. Но это лишь часть «обороны», причем пассивная. А какие активные действия должны мы предпринимать? Как показал положительный опыт многих зарубежных фирм, главное — периодическая дополнительная обработка кузова различными антикоррозионными составами. Причем эффект достигается в основном тогда, когда занимаются этим не кустарно, кто во что горазд, а на специально оборудованных станциях обслуживания, специально разработанными для этого составами. Многие СТОА в нашей стране стали в последние годы проводить дополнительную антикоррозионную обработку наружных поверхностей днища кузова. А в ряде спецавтоцентров ВАЗа для этой цели применяют особые распылители и импортный состав «Тектил», з ащищаяи внутренние полости. Сейчас мы расскажем, к ак это должно делаться. Когда приходит время? Лучше всего не откладывать до появления очагов коррозии (этот момент уловить трудно), а провести первый этап защиты сразу же после получения нового автомобиля, во всяком случае не позднее чем в течение полугода. Если это не удалось, то придется приступить к делу позднее. Но знайте, что в таком случае потребуется более длительная и серьезная подготовка. Теперь о самой подготовке. Прежде всего нужно тщательно вымыть водой под большим давлением днище и колесные ниши и обязательно просушить. Затем снять технологические заглушки и, если нужно, сделать дополнительные отверстия для введения защитных составов взакрытые полости (схемы располож ения технологических точек и таблицы суказаниями приведены здесь). Не лишне изолировать поверхности и элементы конструкции, которые не нуждаются в защите (выхлопные трубы, глушитель, картер двигателя и коробки передач, кардан и др.). Это облегчит их очистку после завершения обработки. Затем можно переходить непосредственно кзащите кузова. Состав должен останавливать начавшийся процесс коррозии и предотвращать возникновение новых очагов, хорошо заполнять впадины и щели, вытесн яя оттуда воду, хорошо прилипать к металлу, по возможности не разрушать- Конструкторско-технологическая схема нанесения антикоррозионных покрытий кузова Автомобиль «Волга» ГАЗ—24 Пози- | ции на рисунке | Узлы Направление впрыска Характер рассостава пыления Подготовительные и последующие работы Позиции на рисункеАвтомобиль «Жигули» ВАЗ—2101, ВАЗ—21011, ВАЗ—2103УзлыНаправление впрыска составаХарактер распыленияПодготовительные и последующие работы Демонтировать ободок Просверлить два отверстия. Установить пластмассовые заглушки Открыть капот Поднять автомобиль Открыть капотОткрыто. Обработать По всей пространство за фаповерхрой ности Полость капота со Во все Через окна стороны петель стороны Поперечина № 1 Через отверстие То же кузова Передние фары Полость в задней Со стороны снятого части' переднего брызговика или через крыла (правого и отверстие в нем левого)Снять фары Открыть капот Просверлить отверстие. Установить пластмассовую заглушку Поднять автомобиль, демонтировать колесо снять брызговик (отвернуть три болта) или сверлить отверстие. Устано вить пластмассовую за глушку Демонтировать включатель Снять обивку дверей или просверлить отверстие Установить пластмассовую заглушку Демонтировать включатель или просверлить отверстие. Установить пластмассовую заглушку Снять обивку багажникаЧерез щель по пеВнутрь риметру оптическокорпуса го элемента фары и кругом Через два отверВправо Передняя панель стия над фарамии влево (для моделей «2101», «2102». «21011») Через отверстия в То же Усилитель капота усилителе Поперечина передней Через два отверстия снизу подвески Стойка «передка» (праИз-под капота чеВниз и рез имеющиеся вверх вая и левая) вверху и внизу отверстия Коробчатый усилитель Через имеющиеся Вперед и назад брызговика (правого и отверстия левого) Корпус фары изнутри 789 10 11 Полость за щитком в зад ней части переднего кры ла (правого и левого) Передняя стойка (правая и левая) и усилитель (правый и левый) Передний лонжерон (правый и левый) То же Во все стороны Вниз и вверх Вперед н назад Вправо и влево По всей поверхности двери Вверх и внизСтойка передней двери (левая и пра вая) Внутренние поло сти передних и задних дверейЧерез отверстия двер Вниз, ного включателя све вверх та Через окно во внут По всей ренних панелях или поверхсверления ности дверей Средняя стойка куЧерез отверстия вклю Вниз зова (левая и пра чателя света или в вая) нижней части стойки Полость в передЧерез имеющиеся ок Во все ней части заднего на из багажника стороны (правого и левого) крыла Углубление багажника у заднего крыла (слева и справа) Усилитель багажника Порог кузова (пра вый и левый) Из багажника или через имеющиеся отвер стия в арке заднего колеса Через имеющееся от верстие Через имеющиеся от верстия в арке задне го колеса Фартук переднего Полости открыты с ни бампера зу Усилитель днища Через отверстия То жеПоднять вынуть пробку, пробку То жеавтомобиль, резиновую УстановитьЧерез отверстие от включателя света Через имеющиеся отверстия снизу (основное — овальной формы) Передняя боковая попе Через имеющееся речина пола (правая у отверстие снизу левая) Внутренние поверхности Через имеющиеся отверстия дверейДемонтировать чательвклюПоднять автомобильПоднять автомобиль Снять обивку дверей (внимание: 1) пластмассовые детали легко ломаются: 2) не забрызгать стекло и его уплотнители) Демонтировать включательСнять коврик и обивку багажника или заглушку Снять заглушку Поднять автомобиль, демонтировать колесо, открыть пробку Поднять автомобиль на подъемнике Поднять автомобиль, про сверлить отверстие Снять коврики в салоне и открыть пробки То же12 13 1410 11 12 13 14 15 16 17 16 V.)Вдоль ВпередЛонжерон перед ний (правый и ле вый) Центральная попе речина кузова Средняя поперечи на кузова Задний лонжерон Через имеющиеся от Вперед, (правый и левый) верстия снизу назад По всей Полость заднего Снизу поверхбампера ности То же Днище и арки коОткрыто лесВо все стороны Вправо, влево Через имеющиеся отВниз, верстия в днище кувправо, зова (из салона) влево То же Вправо, влево То же(правая Через отверстия от демонтированного включателя света Кронштейны (четыре Через полости, от штуки) под домкратную крытые сбоку проушину Передняя нижняя часть Вперед и вниз заднего крыла иарка ко леса по стыку с крылом (правая н левая)Средняя стойка и левая)В объем Поднять автомобиль полости Вперед и вниз Открыть крышку ба гажника, снять на кладку справа над бензобаком, снять запасное колесо и домкрат (для модели «2103» снять обивку) Открыть крышку багажника, снять коврик (для модели «2103» снять обивку) Открыть крышку ба гажника15 16 17 18Лонжерон багажника (леЧерез отверстия в Вперед вый и правый) полу багажника и назад Усилитель гажника крышки ба Через отверстия в Вправо усилителе и влевоПоднять автомобиль 19 20Вперед по обе стороны от накладки Задний лонжерон (пра Через имеющиеся Вперед и назад отверстия вый и левый) По всей Открыто Днище и арки колес поверхностиКронштейны нижних и Открыты сзади и поперечного реактивных сбоку рычагов задней подвески Порог (правый и левый) Через имеющееся отверстие в арке заднего колесаВ объем Поднять автомобиль полости Поднять вынуть пробку автомобиль, резиновуюПоднять автомобиль ся при колебаниях температуры и вибрациях, не повреждать резину и краску и не быть токсичным и пожароопасным. Существует много составов, т ак или иначе соответствующих этим «должен» и «не». Наиболее известны разновидности «Тектила» — их около восьмидесяти. Отечественная промышленность выпускает пока ограниченный ассортиментсоставов и мастик, предназначенных для антикоррозионной защиты кузова. Единственным изготовляемым унаси пригодным для «внутреннего» употребления можно пока считать лишь состав НГ-216Б (ТУ 38-101-427-74), известный под названием «Масплин». Выпускает его оренбургский нефтемаслоэавод. к сожалению, в количестве, явно не соответствующем потребностям.Автомобиль «Москвич» моделей «408» и «412» Позиции на рисунке 123 Направление впрыска состава Характер распыления Подготовительные работы Снять декоративную пластину Поднять капот Поднять автомобиль, демонтировать колеса, просверлить отверстие в щитке или снять его Демонтировать включатель Снять обивку дверей или просверлить отверстия в торце Демонтировать включатель Снять обивку багажникаУзлыПоверхность за фарой СнаружиПо всей поверхности Полость капота со стоЧерез имеющиеся Во все окна стороны роны петель отверстие То же Полость в задней чаЧерез сти переднего крыла в щитке переднего крыла (справа и слева) отверстие Вниз и Стойка передней двеЧерез дверного включатев верх ри (правая и левая) ля света Внутренняя поверхЧерез окна во внутПо всей ность передних и задренних панелях поверхности и них дверей или сверления вниз Средняя стойка кузоЧерез отверстие Вниз ва (правая и левая) включателя света Задняя стойка кузова Из багажника чеВперед и рез имеющиеся оквниз (правая и левая) на Полость усилителя Через имеющиеся Во все крышки багажника окна стороны (по периметру) Углубление багажника Из багажника То же у заднего крыла (справа и слева) Усилитель багажника Через имеющиеся Слева, отверстия справа Передняя поперечина Через отверстие Вправо и для пусковой руковлево (под радиатором) ятки Передний лонжерон Через имеющиеся Вперед, отверстия и открыназад (правый и левый) тый торец Балка передней подЧерез имеющиеся Во все отверстия стороны вески Вправо, Через отверстия Поперечина влево Через имеющиеся Во все Задняя поперечина стороны отверстия Вперед, Усилители пола (праТо же назад вый и левый) Вдоль Задний лонжерон » » лонжеро(правый и левый) на вперед.назад Задняя поперечина куИз багажника чеВправо, рез имеющиеся оквлево зова на Порог кузова (правый Через имеющиеся Вперед отверстия в арке и левый) заднего колеса Всю поДнище и арки колес Открыто верхность4 56 789 10 11 12 13 14 15 16 17Поднять ника крышку багажДругие средства — битумная антикоррозионная мастика, идущая под номером ТУ 6-15-536-70, мастика сланцевая МСА (380099158-73), битумный состав «Автоантикор» для днища (ТУ 6-15-490/75), мастика БПМ № 1 (ТУ 6-10-882-74) — обладают скорее защитными, чем антикоррозионными свойствами. Они не останавливают начавшуюся коррозию и не могут ее локализовать. Поэтому их следует наносить лишь на тщательно очищенные от ржавчины и хорошо просушенные поверхности. И понятно, нельзя использовать для защиты закрытых полостей. Теперь расскажем, к ак защищают машину. Внутри «Масплин» или «Тектил» распыляют через технологические или специально сделанные отверстия (см. схемы и,таблицы) посредством специальных шлангов с наконечниками направленного действия. К пистолету-распылителю состав можно подавать двумя способами: под давлением воздуха от компрессора или непосредственно через насос высокого давления. Первый проще, безопаснее (давление в системе всего 4—5 атмосфер), дает лучшее качество защитного слоя, более равномерное распределение покрытия на поверхности металла. Кроме того, при «воздушном» распылении можно без особого труда забраться гибкими шлангами с наконечниками-распылителями в любые щели и полости. У этого способа есть своя сложность: образующийся при обработке кузова туман вреден для здоровья и пожароопасен — требуются хорошая вентиляция и строгое соблюдение противопожарных мер. После нанесения антикоррозионной жидкости закрывают заглушками отверстия и обрабатывают днище и колесные ниши. И последняя операция — снятие защитного состава с необрабатываемых деталей. Это те операции, которые следует делать на СТОА. Почему мы считаем, что на сервисной станции? Потому, что пока невозможно ни купить требуемый препарат (НГ-216Б), ни обеспечить нанесение состава в нужные места и надлежащим образом. Как часто требуется подобная, не будем скрывать, достаточно сложная и недешевая обработка? Мнение науки, подкрепленное практикой, — р азв два-три года, в зависимости от условий эксплуатации. Этот материал мы предназначаем для трех категорий читателей — работников службы сервиса, предприятий и организаций, занимающихся производством средств автокосметики, и непосредственно для владельцев машин. Редакция рассчитывает на то, что система автотехобслуживания широко возьмет на вооружение опыт СТОА, первыми начавших наносить антикоррозионное покрытие на внутренние поверхности кузовов, а нефтехимическая промышленность изыщет возможности для удовлетворения потребностей в составах типа НГ-216Б. Что касается автолюбителей, то сведения, которые они здесь почерпнут, н е только расширят их кругозор (что уже само по себе полезно), но и помогут им грамотно эксплуатировать кузов, контролировать выполняемые на СТОА работы. Не исключено, что достаточно большие гаражные кооперативы своими силами оборудуют пункты для нанесения антикоррозионного покрытия.Снять защитный коврик и обивку багажника Снять коврик багажника Поднять автомобиль Позиции на рисунке 123 Автомобиль «Запорожец» ЗАЗ—966 и 968Направление Узлы состава» »» »Характер распыленияПодготовительные и последующие работыПросверлить отверстия Поднять автомобиль» »» »4 5678По всей поСнять фары верхности отверстия. Передняя стойка Через отверстия Вверх, вниз Просверлить Установить пластмассо(справа и слева) вые заглушки Внутренняя поверхЧерез имеющиеПо всей поСнять обивку или просверлить отверстие. Усся окна или чеверхности ность дверей тановить пластмассовую рез сверления заглушку Задняя боковая паЧерез отверстие То же То же нель (правая и левая) Поверхность за фарой Открыто18 19 20Снять коврик багажникаи обивкуПоднять автомобиль, демонтировать колеса снять заглушку Поднять автомобиль» » Полость между задним Открыто крылом с боковой панелью Порог кузова (правый Через отверстие Вдоль и левый) в арке колеса Передний усилитель Через отверстия » днища По всей поДнище и арки колес Открыто верхностиПоднять автомобиль Демонтировать колеса, снять заглушку Просверлить отверстия Поднять автомобиль