10
11
КРАСНОЗНАМЕННОЕФотографии, свидетельства, документышютистов и планеристов почти удвоилось. Советы Осоавиахима под руководством партийных органов многое делали для того, чтобы материально-техническая база могла обеспечить широкий размах военно-технической подготовки трудящихся, и в этой работе постоянно опирались на инициативу, энтузиазм членов оборонных организаций. Комсомольцы и осоавиахимовцы своими силами сооружали тиры, спортивные площадки, проводили сбор средств на приобретение военного имущества и оборудования. Большую помощь им оказали командование, политорганы армии и флота. Военно-техническая подготовка трудящихся, молодежи в предвоенные го ­ ды приобретала все более массовый и организованный характер. Создаются учебные клубы и школы Осоавиахима. Немалая часть авиаклубов, имевшихся в стране к 1939 году, находилась на Украине. К этому времени в каждом областном центре республики был со ­ здан автомотоклуб, расширилась сеть курсов, где готовили шоферов. Конечно, во многих местах материально-техническая база была весьма скромной. Фотография с харьковского тракторного, пожалуй, характерна для того периода: одна машина на курсы водителей, две-три — на автоклуб. Нередко один и тот же автомобиль служил и для изучения теории, и для разборочно-сборочных работ, и для тренажерной практики и вождения. Но недостаток техники восполнялся огромным энтузиазмом, желанием овладеть военно-технической специальностью. К началу вторжения гитлеровских орд на советскую землю в трехмиллионной армии осоавиахимовцев Украины насчитывались сотни тысяч специалистов — летчиков, парашютистов, шоферов, мотоциклистов, радистов, снайперов, пулеметчиков... Влившись в нашу армию с первых же дней войны, они прославили Родину подвигами, внесли достойный вклад в победу над врагом. Вторая фотография, помещенная на этих страницах, как бы символизирует техническую оснащенность сегодняшней учебной организации ДОСААФ . На снимке запечатлен тренажерный класс до ­ нецкой областной автошколы. Современные тренажёры, программированное обучение (кстати, комплекты классов типа «Чайка» изготовляются в Киеве, где будет налажено и производство отечественных автотренажеров), применение кино, действующих электрифицированных стендов и других технических средств становятся неотъемлемой частью учебного процесса в школах и спортивно-технических клубах Общества. Основой основ развития нашей технической, материальной базы было, естьJФотоснимки, которые редакция «За рулем» попросила меня прокомментировать, являются как бы штрихом к картине, отражающей состояние материально-технической базы нашего оборонного Общества на разных этапах его развития, Подпись под первым снимком гласит: «Молодые осоавиахимовцы Харьковского тракторного завода изучают автомобиль, 1938 г.». Но и без подписи ясно, что фотография относится к довоенному времени. Середина тридцатых годов — начало массового движения осоавиахимовцев, молодежи за овладение мотором, освоение военно-технических специальностей, В оборонных организациях Украины, как ив других республиках, создаются многочисленные технические кружкии курсы со своей техникой, наглядными пособиями. Готовясь к полувековому юбилею оборонного Общества и знакомясь с архивными документами, мы особенно явственно ощутили, какую огромную заботу проявляли об укреплении материальной базы Осоавиахима партия и правительство, как горячо поддерживали они военно-патриотические начинания. Приведу лишь один пример. В апреле 1934 года ЦК Компартии Украины одобрил инициативу комсомольцев Харькова и Ворошиловграда о проведении военно-технического экзамена и обязал партийные, советские, осоавиа10 химовские организации республики обеспечить участников экзамена всеми необходимыми техническими средствами. Экзамен был нелегким: надо было сдать нормы на значки «Готов к труду и обороне» и «Ворошиловский стрелок», овладеть авиационным, автомобильным или тракторным делом, изучить планер и уметь выполнить на нем упражнения или сделать прыжок, как минимум, с 25-метровой парашютной вышки. Молодых патриотов экзаменовали авторитетные комиссии, созданные из представителей комсомола, Осоавиахима и военных специалистов, В феврале 1935 года в Киеве собрался Всеукраинский слет ударников обороны, который подвел итоги первого тура экзамена. Ко дню слета в республике было 152 тысячи ворошиловских стрелков 1-й ступени, 285 тысяч молодых осоавиахимовцев выполнили нормативы ГТО, 220 тысяч юношей и девушек сдали зачеты по знанию автомобильного и тракторного мотора, а 12 тысяч — авиационного, 5 тысяч человек стали планеристами. Итоги второго тура военно-технического экзамена были оглашены в феврале 1936 года на III сессии Всеукраинского Центрального исполнительного комитета (ВУЦИК), рассматривавшей вопрос о военной подготовке молодежи. В ходе второго тура число значкистов ГТО, «Ворошиловский стрелок», летчиков, пара Генерал-лейтенант Антон Федосеевич ПОКАЛЬЧУК, председатель ЦК ДОСААФ Украинской ССР и будет капитальное строительство. Начало ему было положено на Украине без малого два десятка лет назад — после IV Всесоюзного съезда ДОСААФ , но наибольших масштабов оно достигло в последние годы. Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров. СССР от 7 мая 1966 года, комитеты Общества под руководством партийных, советских органов, совместно с профсоюзами ввели капитальное строительство в плановое русло. Укрепление и расширение материально-технической базы ДОСААФ находится под постоянным контролем ЦК КПУ и Совета Министров республики. Сейчас у нас вДОСААФ свой строительный трест, объединяющий десятки управлений и участков. В девятой пятилетке было введено в строй около 500 объектов — Домов технической учебы, гаражей, пунктов технического обслуживания автомобилей, автодромов, стрелковых тиров, спортивных сооружений. Ныне новые Дома технической учебы имеются во всех областных ив подавляющем большинстве районных центров, И что особенно важно подчеркнуть, за последние годы мы взяли в капитальном строительстве принципиально новый курс — создание учебно-спортивных комплексов. В нынешней, десятой пятилетке настойчиво проводим его в жизнь. Комплекс — это трех-четырехэтажное учебно-производственное здание с оборудованными по-современному классами, лабораториями, автодромом, общежитием для курсантов, столовой, пунктами технического обслуживания, мастерскими, теплыми гаражами, спортивным городком,,. Такие комплексы можно увидеть в Хмельницком, Бердичеве, Белой Церкви, Радомышле и других местах. Наши автомобильные, технические школы, спортивно-технические клубы ежегодно получают новую технику. Сейчас большинство из них укомплектованы автомобилями ГАЗ—53, ЗИЛ—130, ГАЗ—66. Заслуженно, на мой взгляд, досаафовцы Украины гордятся создаваемым на окраине Киева спортивным комплексом, первая очередь которого не так давно вступила в строй. Трасса для кольцевых гонок, гаревый мототрек, картинговая трасса, гостиница и другие сооружения позволят проводить здесь всесоюзные и международные состязания. Прочная современная материальнотехническая база дает возможность сосредоточить усилия на решении одной из важнейших задач, поставленных XXV съездом КПСС, — повышении качественных показателей, что, применительно к нам, означает < улучшение подготовки специалистов для армии и народного хозяйства, повышение действенности оборонно-массовой работы. А это очень, очень важно, если учестьмасштабы нашей работы. Только для народного хозяйства ежегодно в автошколах и спортивно-технических клубах мы обучаем около 130 тысяч шоферов, не считая водителей, подготовленных для армии, которые, как известно, после военной службы пополняют коллективы автотранспортных предприятий.Без преувеличения мы можем сказать, что в тех достижениях, с которыми двадцатимиллионная организация ДОСААФ Украины встречает 50-летие оборонного Общества и VIII съезд ДОСААФ , большую роль сыграло создание современной материально-технической базы — фундамента учебной, оборонно-массовой, спортивной работы. 11