16
17
АВТОЛЮБИТЕЛЬЧто полезно знать о тормозных жидкостяхканию и потере жидкости, а также к разрушению самих деталей и образованию осадка в системе гидропривода. Физическая и химическая стабильность. Тормозная жидкость должна противостоять окислению и расслаиванию как при хранении, так и при эксплуатации, не вспениваться, не давать осадков и отложений на деталях гидропривода. Как видите, требования разнообразные и достаточно строгие. Причем год от года они становятся все жестче. К этому ведут расширение климатических зон, куда проникает автомобиль, совершенствование его конструкции, увеличение скоростей движения. Современные тормозные жидкости кроме основы содержат различные вещества, обладающие хорошими смазывающими свойствами, и всевозможные присадки — антиокислительные, антикоррозионные и другие. По сырью, из которого делают жидкости, их можно подразделить на нефтяные, спиртйкасторовые и гликолевые. Составы на нефтяной основе отвечают современным требованиям эксплуатации, но применяют их пока в очень ограниченных масштабах из-за невозможности обеспечить основной парк автомобилей необходимой в этих случаях масломорозостойкой резиной для деталей тормозной системы. Спнрто-касторовые смеси до последнего времени были широко распространены, хотя при низких температурах они теряют свои физические свойства. Наличие в их составе касторового масла уже при минус 15—17°С вызывает появление отдельных кристаллов. А при дальнейшем понижении температуры и пребывании автомобилей на морозе количество кристаллов растет, они укрупняются, и это в конечном счете приводит к тому, что жидкость теряет подвижность (не «прокачивается») и отказывают тормоза. Практически нормальное применение спирто-касторовых жидкостей возможно только при температуре окружающего воздуха до минус 15°С. Кроме того, у них недостаточно высокая температура кипения, и в жаркое время при длительном интенсивном торможении в гидроприводе тормозов они могут образовывать паровые пробки. Несмотря на все это, большое количество тормозных жидкостей пока выпускается на основе касторового масла и бутилового спирта (БСК), поскольку производство более перспективных смесей еще не налажено в должном масштабе. Жидкости на гликолевой основе наиболее удовлетворяют по вязкостно-температурным свойствам, у них, в частности, высокая температура кипения, низкая испаряемость, высокая термическаяВ магазинах, торгующих товарами бытовой химии, достаточно часто можно услышать диалог между покупателем и продавцом примерно такого содержания : — У вас есть тормозная жидкость? — А какая вам нужна? — Красная. — Но это не все. Марка-то какая? — Не знаю. А что, разве еще и марка нужна? К сожалению, у многих автомобилистов, как любителей, так и профессионалов, представления о тормозных жидкостях довольно поверхностные. А ведь от их качества и от соблюдения элементарных правил применения подчас зависит исправность автомобилей, сохранность грузов и даже жизнь людей. Что же надо знать о тормозных жидкостях? Об этом сегодня расскажут заведующая лабораторией Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) О. И. МАНУСАДЖЯНЦ и старший научный сотрудник того же института В. А. ПОЖИДАЕВ. По техническому определению, тормозная жидкость является «рабочим телом в гидравлическом приводе тормозов на автомобиле и предназначена для передачи мускульной энергии водителя деталям этой системы для осуществления надежного и эффективного ее действия с целью обеспечения безопасности движения». Из этой громоздкой и не очень складной характеристики можно, однако, уяснить, насколько важна роль тормозной жидкости. Какими основными технико-эксплуатационными качествами она должна обладать? Вязкостно-температурные свойства. Они определяют работоспособность жидкости в широком диапазоне температур. Она не должна терять подвижности во время эксплуатации в морозную погоду. От этих свойств зависит и время задержки в срабатывании гидравлической части привода и время оттормаживания. Смазывающие свойства. Благодаря им удается избежать коррозии, обеспечить длительную работу металлических и резиновых деталей системы. Отсюда следует, что жидкость не должна сама вызывать коррозии металлических деталей, а также разрушения или нарушения геометрических форм резиновых деталей. Допустимо лишь незначительное, в заданных пределах, увеличение их размеров. Усадка, как и чрезмерное набухание, приводит к подте16ТАБЛИЦА 1Показатели Внешний вид«Нева» ТУ 6-09-550-73 прозрачнная однородная жидкость от желтого до светложелтого цвета без осадка не менее 5,0 2,0 190,0 3,0 — 12,0ГТЖ-22М ТУ 6-01-787-75БСК, единые * ТУ 6-10-1533-75п розрачная одп розрачная однородная нородная жиджидкость от красного кость зеленого до оранжево-красного цвета без осадцвета без осадка и мека ханических примесейВязкость кинематическая, сантистоксы: при 50° С при 100° С Температура кипения, ° С Воздействие на резину, набухание резиновых манжет: увеличение объема, % увеличение массы, % увеличение диаметра манжеты, %1,8 190,0не менее 9,0 не ниже 115,0 5,0—10,0 1,0 — 5,0—0,0 — 3,0——* — в продаже может еще некоторое время встречаться жидкость, изготовленная по ранее действовавшим ТУ МХП 1608-47 и ТУ6-02-492-68. »стойкость. Благодаря этим качествам они получают все более широкое применение. Практические рекомендации по применению (а мы переходим к этому вопросу) строятся сейчас в зависимости и от качеств жидкостей и от возможностей обеспечения ими. Гликолевый состав, например «Нева» или ГТЖ-22М, можно использовать в широком диапазоне температур. Эта смесь не разрушает резиновых деталей гидроприводов тормозов у большинства моделей машин. «Нева» пригодна в различных климатических зонах страны, за исключением районов Крайнего Севера. Кроме того, «Нева» агрессивна в отношении деталей (манжет) гидропривода тормозов, изготовляемых из резины 9831 ее (8190), которая используется на ГАЗ—24, и поэтому для данной модели непригодна. У выпускавшейся до 1976 года жидкости ГТЖ-22, которая обладала несколько лучшими вязкостно-температурными качествами по сравнению со спирто-касторовой БСК, были неудовлетворительные смазывающие свойства. Она вызывала повышенный износ деталей гидропривода из-за их коррозии. Поэтому перед заправкой системы составом ГТЖ-22 надо было металлические и резиновые детали погружать либо в касторовое масло, либо в БСК. Кроме того, дважды в год, при переводе автомобилей на осенне-зимнюю и особенно весенне-летнюю эксплуатацию, приходилось обязательно заменять эту жидкость. Вот почему с 1976 года ГТЖ-22 уступила место новой смеси ГТЖ-22М, которая обладает лучшими смазывающими свойствами, более высокой температурой кипения и меньшей агрессивностью по отношению к резиновым деталям. Основные физико-химические показатели, характеризующие эксплуатационно-технические свойства тормозных жидкостей, приведены в табл. 1. Как видно из нее, различные составы окрашены в определенные цвета, чтобы их можно было различать. Однако при покупке жидкости ориентироваться только на цвет нельзя, так как отдельные предприятия-изготовители подчас нарушают условия и окрашивают смеси по своему усмотрению. Поэтому особое внимание следует обращать на номер технических условий, которым соответствует тормозная жидкость, и ее марку. Выбор состава зависит, как уже сказано, от его эксплуатационно-технических свойств, в частности от совместимости с резиновыми деталями гидропривода. В зависимости от температурных условий и конструктивных параметров гидропривод у разных моделей автомобилей укомплектован манжетами, изготовленными из смесей, различающихся по составу. У большей части отечественных машин эти детали делают из резиновой смеси на основе натурального каучука. Она работоспособна в интервале температур от минус 40 до плюс 80°С. Кристаллизация каучука и сопутствующие ей потери физических свойств могут в отдельных случаях начаться и при температуре минус 20°. Детали теряют эластичность, а это влечет за собой вытекание жидкости из системы.Чтобы обеспечить работоспособность таких деталей в более широком диапазоне температур (от минус 40 до плюс 120°С), в настоящее время созданы новые сорта резины, которые уже применяются на автомобилях ВАЗ, а в дальнейшем намечено распространить их на другие марки машин. Автомобильная промышленность еще не перешла на единую марку резины для всех моделей, что отрицательно сказывается на применении тормозных жидкостей. Как видите, выбор тормозной жидкости для вашего автомобиля не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Чем же все-таки конкретно следует руководствоваться? Прежде всего, теми рекомендациями, которые записаны в инструкциях по эксплуатации данной модели. Они сведены в табл. 2. Из данных ее можно сделать вывод, что для некоторых автомобилей предусмотрены разные тормозные жидкости. Однако, вы помните, они изготовляются на разной основе. Поэтому смешивать их нельзя — может произойти расслоение жидкости на фракции ив результате резкое изменение ее качеств. А уж если возникла необходимость заменить один состав другим (в соответствии с табл. 2), то гидропривод тормозов и всю систему необходимо тщательно освободить от прежней жидкости и промыть. При промывке жидкость удаляют «прокачкой» и продуванием сжатым воздухом из всех ветвей гидропривода,а затем разбирают тормозные цилиндры, снимают с их деталей отложения, пользуясь чистой ветошью, смоченной в спирте. (Помните: резиновым манжетам вреден бензин.) Далее надо собрать цилиндры и прокачать их свежими порциями жидкости. Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Жидкости на гликолевой основе («Нева», ГТЖ-22М) при эксплуатации и хранении способны вбирать влагу из воздуха. В течение первого года эксплуатации поглощается влаги до 2% (собственного объема), второго — 3,5% и третьего — 4,5%. Температура кипения таких увлажненных составов снижается со 190 до 14014б°С, и применение их может привести к образованию в гидроприводе паровой пробки, которая повлечет «проваливание» тормозной педали. Поэтому настойчиво рекомендуем: если ваш маршрут проложен на юг (жара!), к морю (повышенная влажность!) или по горным дорогам (частые торможения и сильный нагрев деталей), замените жидкость в гидроприводе свежей. Если вы не полностью использовали запас «Невы», не забудьте плотно закупорить оставшееся количество, так как она очень гигроскопична. Несколько слов об этикетке — фирменном знаке предприятия-изготовителя, — наклеенной на тару с тормозной жидкостью. Она должна была бы содержать информацию о ее назначении и применении, правилах замены в гидроприводе тормозов и сцепления. Но на деле автомобилист может встретиться с некоторыми загадками. Нередко на этикетке написано «ГТЖ» без указания марки. На языке изготовителя это означает, что перед вами гидротормозная жидкость, а какая — БСК, «Нева», ГТЖ-22М или другая — неизвестно. К сожалению, министерство торговли в этом, казалось бы, маленьком, а на самом деле важном вопросе не наЕело еще должного порядка; нет единой формы этикетки с указанием необходимых данных. Поэтому еще раз обращаем ваше внимание: при покупке жидкости особо важны не только цвет и общее наименование, но и марка и номер технических условий. До 1976 года состав БСК выпускался по различным техническим условиям, подчас не отражающим оценку эксплуатационно-технических свойств, многими неспециализирдванными предприятиями, в основном местной промышленности, которые использовали в качестве сырья отходы производства. Поэтому, покупая БСК, предпочитайте ту, которая сделана по единым техническим условиям ТУ 6-10-1533-75 специализированными предприятиями бытовой химии. В связи с тем, что тормозные жидкости токсичны ив большинстве ядовиты, при обращении с ними следует соблюдать все меры предосторожности, чтобы они не попали на кожу. Переливать их разрешается только при помощи шланга с засасывающим устройством. Категорически запрещается засасывать ртом. После работы с ними необходимо тщательно вымыть руки. Обладая необходимым минимумом знаний о тормозных жидкостях, вы без труда обеспечите хорошую работу тормозов своего автомобиля.17ТАБЛИЦА 2 Марка тормозной жидкостиf-ю1> союБазовая модель автомобиля6 юю<2.<h( ОЯ1«о Вебк— — — —+«6С0Е-1Легковые: З АЗ — 9 66 . «968» «Москвич—401». «407» и «408» «Москвич—412», ИЖ—2125 «Москвич—2138» и «2140» ГАЗ — 2 1 ГАЗ — 2 4 ГАЗ — 6 9 ВАЗ всехмарок Грузовые: ГАЗ—51А, ГАЗ—520 3 , ГАЗ — 5 3А ГАЗ — 6 6 «Урал—377» КамАЗ—-I-+ + + * + * + + ++ + + + +——+ + + +++ + +++——« + » — рекомендуется. « —» — не рекомендуется. «*» — при комплектации автомобилей дисковыми тормозами применяется только тормозная жидкость «Нева».