13
14
ПРОШЛОЕ,О Волжском автомобильном заводе Читано и слышано так много, что челоВека, даже впервые приехавшего в город Тольятти, кажется, и удивить ничем новым уже невозможно. ВАЗ давно стал синонимом четкого ритма, технологической дисциплины и стабильно высокого качества продукции. Словом, прообраз завода будущего, а возможно, и сам завод будущего, как говорится, во плоти и полном объеме. Многое знает каждый из нас о ВАЗе, и все-таки... Все-таки, смотришь на ряды белоснежных цехов, на новенький город, вынесший к небу этажи высотных домов, и ловишь себя на чувстве безграничного изумления: это когда же они все успели!! Ведь только в мае 1966 года было подписано соглашение с итальянской фирмой ФИАТ о технической помощи в сооружении автозавода на Волге, а осенью того же года на пустынном берегу появились первые палатки строителей. Прошло чуть более трех лет, и в сентябре 1970 года с конвейера выкатился первый автомобиль с металлической табличкой «Жигули». Где он сейчас, этот первенец ВАЗа, неизвестно — тогда об истории должной заботы не проявили, торопили сиюминутные дела и заботы. Зато хранятся в заводском музее стотысячный, миллионный, двухмиллионный автомобили. А рядом — фотографии тех, кто первым ступил на строительную площадку, кто в ноябрьскую слякоть и декабрьские морозы шестьдесят шестого года возглавил работы невиданного дотоле размаха. Виктор Николаевич Поляков (ныне министр автомобильной промышленности), Евгений Артемович Башинджагян (заместитель министра), Анатолий Анатольевич Житков (теперь генеральный директор объединения), Марат Нагуманович Фаршатов, Екатерина Александровна Зусмановская... В декабре нынешнего года, первого года десятой пятилетки, экспозицию вазовского музея пополнит трехмиллионный экземпляр «Жигулей». А еще раньше, в сентябре, на ВАЗе отпраздновали десятилетие закладки завода. В канун юбилейной даты корреспонденты «За рулем» Еф. КЛЕНОВ и А. БРОДСКИЙ взяли интервью у технического директора Волжского автомобильного завода М. Н. ФАРШАТОВА. 3. «За рулем» № 12— Марат Нагуманович, как бы вы определили основные этапы в развитии ВАЗа! Очевидно, это достижение проектной мощности, освоение новых моделей автомобилей — их ведь уже пять, да и шестая готовится. — Конечно, тот день, когда наш завод вышел на проектную мощность, и даты появления каждой новой модели автомобиля были заметными и важными вехами в истории ВАЗа. Движение к каждой из этих вех прибавило коллективу опыта, еще больше нас всех сплотило, как всегда сплачивают людей общая цель, общее дело. И все-таки основными этапами я бы их не назвал. Они скорее результаты, следствия, и сторонний наблюдатель видит и запоминает гораздо отчетливей именно их. А явления причинные, определяющие, как правило, особой броскостью не отличаются, тут больше каждодневной, прозаичной и не всегда заметной работы. Какие же этапы в развитии ВАЗа лично я назвал бы оснрвными? Ну, прежде всего, это был период выбора и закупки технологического оборудования. Представители некоторых зарубежных фирм почему-то полагали, что имеют дело с автомобилестроителями-учениками, ну, в лучшем случае — с подмастерьями. Это сначала, разумеется. Наши инженеры проявили такой запас знаний, такое умение по достоинству оценивать все плюсы и минусы станков и другого сложного оборудования, такое, я бы сказал, деловое упорство и даже упрямство, что эти представления владельцев фирм очень быстро развеялись. Все они честно и до конца выполнили взятые по контрактам обязательства. В результате волжский автомобильный получил все лучшее, все самое передовое, что знала и имела в тот период технология отрасли во всем мире. И это обстоятельство в конечном итоге во многом заложило основу высокого качества вазовских автомобилей. Очень важным, определяющим этапом был период проектирования, строительства завода и монтажа оборудования. И не только потому, что предприятие строили очень быстро. Проектировщики,строители, монтажники — все организации и коллективы показали себя в этот период с наилучшей стороны. И главное, чего удалось тогда добиться, — это четкость и непрерывность строительства. Едва подходило время приступать к сооружению очередного цеха — к строителям поступала вся необходимая документация, полностью увязанная с генеральным планом завода. Начали рыть котлован, экскаватор еще только первый ковш земли вытянул — а у нас уже готов проект фундамента. Фундамент выложили — привезли оборудование.., Эта четкость и непрерывность и сегодня остаются характерными для всей работы предприятия. Основополагающим этот этап был и потому, что именно тогда по существу складывался и получал настоящую закалку коллектив ВАЗа. Бытовала у нас в ту пору такая фраза: «Вазовец проверяется на бетоне». Правильно было подмечено! Ведь большинство тех, кто монтировал оборудование, кто помогал строить цехи, прокладывать дороги и коммуникации завода, возводить жилые и общественные здания нового города, потом стали специалистами-автомобилестроителями, составили костяк нашего коллектива. А прежний опыт остался. Поговорите в цехах с рабочими, с инженерами — сами убедитесь: званием вазовца здесь дорожат, этим званием гордятся. — Да, убедиться в этом было совсем нетрудно. Вообще-то любовь к своему предприятию, верность его традициям — явления нередкие, массовые. Но вот во многих вазовцах замечаешь спокойную и твердую уверенность, что лучше ВАЗа на свете завода нет. — Я, знаете, в этом тоже уверен. И мне кажется, наша общая гордость за волжский автомобильный родилась под воздействием совершенно объективных факторов. Многие именно здесь приобрели профессию, избрали дело всей жизни. Возьмите, скажем, наших асов — наладчикЬв оборудования. Каждый стал здесь мастером высочайшей квалификации. Причем мастером-универсалом. И это понятно: он знает станок или автоматическую линию досконально, потому что сам их собирал, отлаживал, пускал в работу. И вообще, тому, кто в февральские метели, на ветру своими руками строил завод, все здесь дорого втройне... — Ну, с той поры прошло десять лет, на заводе появилось немало молодых людей, и в февральские морозы они добираются из дома до проходной попросту на троллейбусе, а потом работают в цехе, куда вентилятор все время гонит теплый воздух. Есть, наверное, не только в прошлом, но ив сегодняшней жизни ВАЗа нечто такое, что привлекает и ветеранов, и новичков. 13 — «Нечто» действительно существует, вы правы. Видите ли, наш современник ничем, кажется, так не дорожит, как возможностью для серьезного творчества, для раскрытия своих потенциальных сил. В то же время современное производство с его уровнем централизации, строгой технологической дисциплиной, четким разграничением функций само по себе таких возможностей для рядовых работников не создает. Этим надо специально заниматься, организуя и выстраивая такие возможности. Уверен, что это под силу только социалистическому предприятию, на котором главным по-прежнему остается человек, его интересы. На ВАЗе с самого начала повелось, что к идеям и предложениям каждого работника относятся уважительно. Творчество стало органическим элементом всей заводской жизни. На заводе очень много комплексных творческих бригад, в состав которых входят и конструкторы, и технологи, и рабочие, и организаторы производства. Проблем всякого рода, как понимаете, и у нас хватает. И вот берется такая бригада за какую-то определенную задачу, ищет решение, пробует и чаще всего добивается успеха. Сейчас, например, на очередь дня стал вопрос о создании разнообразных автоматов-роботов. Они нужны для точного исполнения ряда технологических процессов. Занимаются роботами в первую очередь, конечно, конструкторы, коим это по должности положено. Но не только они — сотни людей самых разных специальностей увлеклись задачей, ищут свои, иногда очень оригинальные решения, предлагают. Народ грамотный, есть такие, что сложнейшие электронные схемы как газету читают, Комплексная бригада из рабочих, инженеров, руководителей производства ВАЗа и ученых из института имени Патона разработала и внедрила метод упрочения тарелки клапана так называемым «намораживанием» тугоплавкого сплава, что позволило полностью автоматизировать процесс. А сейчас ведется работа по увеличению тем же способом долговечности и износостойкости рычагов привода клапанов двигателя. Примеров такого плодотворного сотрудничества великое множество. В организации труда, в технологии производства буквально каждую неделю появляется что-то новое. Реальная ценность новшеств, разумеется, различна, но мы не пренебрегаем и малым. И это вовлекает в техническое творчество все больше энтузиастов. Важное значение придаем мы нашей повременно-премиальной системе заработной платы. Она позволила организовать бригадную работу, сплотить людей, повысить ответственность каждого за всех и всех за каждого. И в то же время более точно оценить квалификацию и труд наиболее знающих и умелых, особенно рабочих, занятых ремонтом оборудования, и контролеров, обеспечивающих качество продукции. — А чем порадует ВАЗ в ближайшие годы многочисленных автолюбителей! — Как известно, мы взяли на себя обязательство каждый год осваивать производство новой модели легкового автомобиля. В начале десятой пятилетки новинкой сезона, если можно так сказать, стала комфортабельная машина 14ВАЗ—2106. Ее достоинства: удобство в управлении, высокая активная и пассивная безопасность, надежная устойчивость, улучшенный внешний вид. Потребители новинкой довольны. Во всяком случае, отрицательных отзывов на эту модель на завод пока не поступало. В 1977 году мы обязаны выпустить первую партию автомобилей ВАЗ—2121. Четыре ведущих колеса, повышенная проходимость, плюс такой же комфорт, надежность и простота управления, как ив других автомобилях с маркой ВАЗ. На наш взгляд, это весьма перспективная модель. Заводские конструкторы отдали ей много сил, умения, опыта. И вазовцы глубоко убеждены, что автолюбителям, главным образом жителям села, новая машина понравится. На следующий, 1978 год запланированы работы по серьезной модернизации нашего первенца — автомобиля ВАЗ2101, связанной с изменением его внешнего вида и двигателя. Знаю, что автолюбителя интересуют не только наши конструкторские новинки, не только новые модели, но и реальные перспективы их технического обслуживания. Могу сообщить, что на нынешнюю пятилетку выделены крупные средства для строительства новых автоцентров и станций технического обслуживания, входящих в заводскую, фирменную систему автосервиса. Проводится планомерная работа по наращиванию мощностей для увеличения выпуска запасных частей, особенно тех, что сегодня числятся в разряде дефицитных. Это одна из важнейших наших задач. — Марат Нагуманович, вы досчитали до семьдесят восьмого года. А что же дальше! Что ждет поклонников «жигулей» в конце десятой пятилетки, в одиннадцатой; — Чуть раньше, в начале беседы, мы говорили , об основных этапах развития ВАЗа. Так вот, сейчас волжский автомобильный вступает в очередной такой основополагающий этап своей истории. В начале одиннадцатой пятилетки мы перейдем к выпуску автомобилей нового семейства. Изменение формы кузова, новый двигатель, множество новых конструктивных решений в основных узлах автомобиля. Сейчас еще рано говорить, каким именно будет это семейство и какая модель станет базовой. Зато ясно другое: заводу предстоит пережить как бы второе рождение. Называется все это одним словом — реконструкция. И поверьте мне на слово — провести ее не многим легче, чем построить новое предприятие. Перераспределяются все силы коллектива. Мы должны тщательно проанализировать и определить нашу «стратегию» не менее чем на две пятилетки вперед. Сформировать технические «штабы» и комплексные бригады для решения ближайших, «тактических» задач. Какие же задачи мы должны решить при этом? Первая — создание новых современных конструкций автомобилей, более технологичных в производстве и превосходящих наши сегодняшние машины по всем качественным показателям. Вторая задача — разработка и внедрение таких производственных процессов, при которых рабочие не ощущали бы монотонности, не выполняли бы опасные операции, не находились бы на вредных дляздоровья участках. Речь идет о замене людей на таких участках роботами и автоматическими линиями. И третья—создание такой системы обслуживания оборудования, которая свела бы на нет его простои и удешевила ремонт. Все эти задачи тесно переплетены между собой, решить их по отдельности, вероятно, невозможно — лишь все вместе. Исключительную важность приобретают в связи с этим разработка и внедрение электронных систем управления. Уже сегодня электроника на ВАЗе позволяет не только поднять производительность труда, но и обеспечивает безотказность работы, «предвидит» места возможных поломок и «помнит» тысячи и тысячи деталей оборудования, нуждающихся в обслуживании на каждый календарный день. А это значит, что ЭВМ у нас от выполнения чисто экономических функций переходит к решению многообразных технических задач. Управление производством в целом и каждым его участком, определение потребности в запасных частях для всей страны и на каждой из сотен СТОА ВАЗ, дальнейшее совершенствование ремонта и обслуживания оборудования и даже конструирование и расчет новых моделей автомобилей — вот те направления, по которым разворачивается деятельность нашей службы ЭВЦ совместно с коллективами научно-исследовательских институтов. Особое место занимает у нас развитие вазовской комплексной системы управления качеством. Главная особенность ее — не отбраковка продукции, а обеспечение качества технологического процесса от первой до последней операции. Именно в этом мы видим основное назначение контрольного аппарата и, естественно, придаем первостепенное внимание службам метрологии и стандартизации, которые получат в этой пятилетке очень большое развитие. Не секрет, что наша станкоинструментальная промышленность пока не может полностью ив короткие сроки снабдить Волжский автомобильный завод нужным для реконструкции оборудованием. Приходится в значительной мере рассчитывать на свои собственные силы, самим создавать станки. Затея, конечно, дерзкая, но, я думаю, у нас хватит сил ее выполнить. Уже организована группа инженеров-станкостроителей, готовятся производственные мощности, на которых мы будем осваивать и постепенно наращивать выпуск новых высокоточных станков-автоматов, автоматических и полуавтоматических линий, роботов, инструмента. Вазовский закон непрерывности процессов остается по-прежнему в силе: к тому времени, когда будет готов весь комплект рабочих чертежей автомобиля нового семейства, в цехах появится все необходимое для его изготовления технологическое оборудование. Одновременно будет продолжаться выпуск автомобилей существующих моделей. Задача сложная. Но мы просто не имеем права допустить, чтобы такой завод, как волжский автомобильный, стал старым. Не имеем права. Не станем заглядывать очень далеко вперед, но нынешняя пятилетка, безусловно, войдет в историю завода как время больших перемен, как этап существенного обновления. И не так уж далек тот день, когда с конвейера сойдет новый автомобиль, совершенно не похожий на теперешние наши «жигули».