сервис —Заметки после совещания работников автосервиса Российской ФедерацииЗа годы минувшей пятилетки произ водственная база нашей новой отрасли — автотехобслуживания получила, по сути дела, новую, индустриальную основу. Чтобы шагнуть от полукустарных ремонт ных мастерских до современных автоцентров, сделано, конечно, немало. Но и задачи, стоящие перед автосервисом в начавшемся пятилетии, е ще труднее, да и требования в этой области бытового обслуживания населения все растут. Вот почему, д умаяозавтрашнем дне, важно не только подвести итоги сделанному, но и критически осмыслить положение дел, обсудить оставшиеся еще не решенными проблемы. Как вы думаете, м ного ли у нас людей, кровно заинтересованных во всем ерном развитии службы автосервиса? Только вРСФСР парк легковых автомобилей индивидуального пользования пре вышает сейчас 2,1 миллиона. Как правило, приобретаются они на сбережения всей семьи, и для всех ее членов не безразлично техническое состояние свое го транспортного средства. Таким обр азом , к автомобилизму в республике причастны уже6 — 8 миллионов человек. К роме того, в России эксплуатируется свыше 6 миллионов мотоциклов имото роллеров. Это значит, что вобщей сложности моторизованная часть населения составляет, по самым скромным подсчетам, около 15 миллионов. Как ожидают, к концу пятилетки это число удвоится. С интересамиинуждами такого «коллектива» не считаться невозможно . Д а , начинать пришлось на скромной основе: к 1971 году в Российской Феде рации имелось 114 небольших станций технического обслуживания на 757 рабо чих постов. За пятилетку их число возросло до 311 , а суммарная мощность — до 3157 постов. К роме того, за годы де вятой пятилетки вступили в строй 47 це хов по ремонту мототехники, начали действовать гаражи-гостиницы и десятки платных автостоянок. Далеко вперед шагнула техническая вооруженность предприятий автосервиса. Они получили на 11,4 миллиона рублей современногогаражного оборудования: специализированного инструмента, регулировочных стендов, диагностической аппаратуры. В минувшем году предприятия автосервиса Российской Федерации оказали владельцам авто- и мототехники услуг на 73,2 миллиона рублей. Это более чемв восемь раз превышает показатели пятилетней давности. Почти в 14 раз увеличился объем этих услуг в сельской местности. По объему услуг пятилетний план «Росавтотехобслуживанием» был выполнен на 107,5%. Вряд ли какая-нибудь другая отрасль может похвастать такими темпамиро ста. Кривые производственных показа телей на отчетных диаграммах службы автосервиса круто устремляются вверх. Н о надо помнить, что так бывает всегда, когда отсчет начинается с малого. Владельцев же индивидуальных машин интересуют не столько диаграммы, кото34«НЕИНТЕРЕСНЫЕ ОБЪЕКТЫ»рые ими воспринимаются как своего ро да абстракции, сколько реально ощути мая отдача: быстрый и высококачественный ремонт, квалифицированное техническое обслуживание. М еждутемнуждав этих услугах пока что удовлетворяется меньшечем наполовину. И если изобра зить графически степень удовлетворения спроса, то кривая поползет вниз. Три года назад она находилась на отметке44 % t сейчас ниже сорока. В чемже тут дело? Говорят, причина в небывалом росте парка машин индивидуального пользования. Н о ведь и планы развития системы автотехобслуживания создавались с расчетом на ускорен ную автомобилизацию. На девятую пятилетку для строительства иреконструк ции станций технического обслуживания Российской Федерации было выделено 235 миллионов рублей. О днако Госплан республики не рискнул освоить такую сумму. Строительным министерствам иорганизациям были распределены зада ния на 157 миллионов, п ричеми из них было освоено лишь 109,6 миллиона. Н а прашивается вопрос: н еужели работники системы автотехобслуживания не стремились использовать средства, что были отпущены им на капитальное строительство? Нет, такой упрек был бы несправедливым. Причина в том, что эти объекты вэкономическомотношении не пред ставляют интереса для тех, от когоза висело практическое претворение в жизнь планов развития автосервиса. Строительные министерства, возводя крупнейшие промышленные объекты и комплексы, жилые микрорайоныице лые города, ведут счет на миллионы и миллиарды рублей. Ц енажесреднего предприятия автосервиса немногимбо лее 500 тысяч, это мизерный довесок к производственному плану строительной организации, и не мудрено , что строители слегкимсердцем свертывают тут работы, как только понадобится подк репление для ликвидации прорывов на главных направлениях. И ничем не рискуют. Д аже минимальное перевыполнение плана на крупном объекте с лих-. вой компенсирует все понесенные на мелкой стройке материальные и моральные потери. Коллектив строителей получает положенныепремии за перевыполнение производственного плана, и, как говорится, победителей не судят. М ногое тут зависит от местных органов власти, с которыми строителям приходится считаться, да и областные транспортные управления — хозяин автосервиса — не последняя спица в колесе, с транспортниками лучше жить вдружбе . А все-таки и здесь есть свои «но». Вопервых, автосервис даже для собственного хозяина является финансовой ме лочью, практически не влияющей на его производственные показатели. Во-вторых, не все местные руководители увлечены идеей развития автосервиса, понимают значение новой отрасли быта. Если повезет и на месте создается атмосфера наибольшего благоприятствования, то дела продвигаются успешно, строители выполняют свои обязательства, находятся необходимые материалы и техника. В противном случае судьба строительства станции складывается как у несчастной золушки . Иногда для ее возведения отводят такоенепригодное , заболоченное, у даленное от всех ком м уникаций место, что подготовительные работы обходятся дороже всей станции. Вот основные причины, почему остались неосвоенными многие десятки миллионов рублей, предусмотренных на развитие производственной базы автосервиса, вот почему он не поспевает за темпамимоторизации населения. В этих условиях особое значение при обретает организаторская работа, и зоб ретательность и предприимчивость руководителей местных объединений автотехобслуживания. К огда эти качества не на высоте, то получается совсем плохо, как, к примеру , в Новгородской области, где вместо запланированных 30рабочих постов сумели за пятилетку построить лишь пятипостовую станцию. Д ругой вопрос. Станции технического обслуживания не могут нормально функционировать без обеспечения всеми не о бходимыми запасными частями, а грега тами, м атериалами . И дело не просто в увеличении их производства. З аводам трудно поддерживать прямые связи смножеством станций и поставлять запчасти мелкими партиями в сотни адресов, что мешает своевременно обеспечивать потребителя. А крупные — ведут к нак оплению на станциях ненужных запасов на всякий случай, оборачиваются большими замороженными средствами. Поскольку невозможнои нерентабельно иметь на каждоймелкой станции абсолютно все, что может когда-нибудь понадобиться, разработана централизо ванная система снабжения запасными частями. По этой системе заводы должны иметь дело только с крупными центральными республиканскими складами запчастей, высокомеханизированными, организованными на уровне современных требований. Они в своем регионе снабжают централизованные областные склады запчастей, а те, в свою очередь, удовлетворяют заявки отдельных предприятий автосервиса. П ри такой системе на станциях не нужнодер жать про запас запчасти и агрегаты, к о торые редкокогда могут понадобиться. Их можно при необходимости быстро получить на областном складе. Равном ернее , б ез провалов будет распреде ляться остальная номенклатура запчастей, п редприятие не будут давить финансовые тиски замороженных средств. В Российской Федерации основой такой системы должны были стать шесть зо нальных республиканских баз снабжения запасными частями, однако, вопреки утвержденным планам, за пятилетку не было построено ни одной. Лишь в нын ешнем году начато строительство двух таких баз — в Бронницах под Москвойив Ростове-на-Дону. Было, правда, с озда но 30 областных складов, п оддерживаю щих прямые связи с заводами, но без центральных звеньев им трудно сгладить неритмичность поставок. Есть, правда, обстоятельство, с краши в ающее малорадостную картину с капитальным строительством и развитием производственной базы автосервиса в