республике: в годы девятой пятилетки в стране была создана основа фирменной сети технического обслуживания Волжского автомобильного завода. Вступили в строй 30 крупных специализированных автоцентров, 135 стационарных и 100 передвижных станций ВАЗа. Они приняли на себя большую часть забот о «жигулях» и существенно повысили общий процент удовлетворения нужд автолюбителей. Но у людей не только «жигули». М ожет возникнуть вопрос, как работникам автотехобслуживания, невзирая на все невзгоды, удается выполнять и перевыполнять производственные планы? Н и чего непостижимого тут нет. Как известно, плановые задания даются реально существующим, а не запроектированным предприятиям. А действующие станции работали с максимальной нагрузкой. С о вершенствовалась их техническая вооруженность, осваивали новую технику и повышали производительность труда ре монтники, в итоге производственная отдача одного рабочего поста за пятилетку возросла в 2,2 раза. Значительно улучшилось положение с запчастями. Если вначале нужда в них удовлетворялась промышленностью едва на одну треть, то теперь поставляется почти все необходимое. С прошлого года предприятия автосервиса стали получать шины, аккумуляторы, дефицитные ранее запчасти и материалы. На 225 станциях были открыты пункты по продаже запчастей, и в прошлом году их было реализовано на 9 миллионов рублей. Все это укрепило финансовую базу автосервиса. Говорим об этом, не вдаваясь в детали, но одну нельзя обойти молчанием. Например, когда начали вступать в строй новые станции технического обслуживания, выяснилось, что ряд типовых проектов нуждается в поправках. Проектировщики изза скудости данных ориентировались в основном на практику предприятий по ремонту и обслуживанию государственных автомобилей. Однако потом выяснилось, что для машин индивидуального пользования нужно иное соотношение производственных площадей: меньше для технического обслуживания и мелкой профилактики и больше для кузовных работ и покраски. Пришлось перестраиваться на ходу и кое-где строить дополнительно цехи для окраски. Теперь все это учтено Гипроавтотрансом в типовых вариантах дальнейшего расширения и реконструкции действующих станций, которые предстоит укрупнять в нынешнем пятилетии. Создание системы автотехобслуживания потребовало решения не только технических, но и организационных проблем. На этом пути далеко не все трудности преодолены. Требуется совершенствование штатных расписаний, оплаты труда и классификации производственных предприятий автосервиса. Д о сих пор в разных областях и краях действуют разные прейскуранты цен на одни и те же услуги по мелкому ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей, утвержденные местными исполкомами. Давно уже готовится единый прейскурант цен с поясными коэффициентами. Но когда он вступит в действие? Огромный резерв производительности предприятий автосервиса — в переходе на двухсменную работу. Выгода очевидна, а вот внедрить непросто. Пока лишь небольшая часть станций перешла на полуторасменный или двухсменный режим , а свыше двух третей продолжают работать в одну смену. Д елов том, что переход на две смены требует и вдвое большего числа рабочих. А загруженность станций имеет сезонный характер; наиболее ярко он выражен в северных районах республики. Наступает холодное время года, значительная часть машин индивидуального пользования становится на прикол, и тогда даже одной смене работы не хватает, приходится искать другие заказы, а вторая и вовсе не нужна. И, чтобы не увольнять потом людей, станции дажев разгар сезона действуют в одну смену. Но ведь проблему можно решить. Станции переходят на полутораили двухсменный режим , а вмежсе зонье занимаются ремонтом государственных легковых автомобилей. Сейчас немалая часть легкового парка распылена по мелким автохозяйствам (как это ни плохо, но это так) и находится в бедственном положении: на станциях их не обслуживают, а своей ремонтной базы нет. М еждутем это организованный, весьма удобный заказчик. Если собрать предварительные заявки, в первую очередь от больниц, школ, пансионатов, фабрик-кухонь, предприятий быта и согласовать с ними график ремонта на зимний период, то станции будут получать работу круглый год. С образованием обществ авто- и мотолюбителей появилась возможность влиять и на згу, дотоле не организованную массу и убедить людей наиболее трудоемкие заказы относить на зиму. Предстоит, конечно, р е шить ряд организационных вопросов, обучить ремонтников смежным профессиям в связи с перераспределением удельного веса видов услуг на зимний период, но этот путь перспективен. Жизнь настоятельно требует решения и другого кардинального вопроса: не век же оставаться автосервису на попечении «приемных родителей». В республике нужна самостоятельная хозрасчетная ор ганизация с централизованным управлением автосервисом и всеми заботами о нем, начиная со строительства. Хочется верить, что решениеи этой проблемы не за горами. В промышленности уже давно недостаточно выполнение плана только по валу, требуется выполнение и по номенклатуре, полному ассортименту выпускаемых изделий. Настала пора потребовать полный «ассортимент» и от строителей, повысить их ответственность и за возведение «неинтересных объектов». В десятой пятилетке служба автосервиса в республике должна сделать новый шаг вперед. На дальнейшее развитие производственной базы автотехобслуживания в Российской Федерации , по предварительным наметкам, выделяется свыше 100 миллионов рублей. Делая выводы из пройденного, надо принять ме ры для полного освоения этих капитальных вложений. П еред работниками «Росавтотехобслуживания» большие задачи не только в строительстве новых станций, но ивре конструкции и расширении действующих, в использовании тех помещений, которые освобождают автотранспортные и другие предприятия. Предстоит многое сделать для повышения эффективности новой техники, внедрения передовой технологии и новых принципов организации труда. Тогда новая пятилетка и для службы автосервиса станет пятилеткой решительного -овышения эффективности и качества труда. В. И НДИИМНОГОДНЕВКАШестидневные соревнования ФИМ 1976 года проходили в Австралии. В розыгрыше Международного трофея первенствовала команда ФРГ. На последующих местах — спортсмены ЧССР, ГДР, Англии, Австрии, ПНР. «Серебряную вазу» выиграла сборная ЧССР, далее идут команды ФРГ, Италии, США. Финляндии и ГДР. Советские спортсмены в этих соревнованиях не принимали участия.МОТОКРОССПервенство мира в классе 500 см , состоявшее из 12 этапов, завершилось соревнованиями в Бельгии и Люксембурге. XI этап (Бельгия). 1-й заезд: 1. Р. де Костер (Бельгия). «Сузуки»: 2. А. Вайль (ФРГ), «Майко»; 3. Б. Лэккей (США), «Хускварна»; 4. Г. Шмитц (ФРГ), «Пух»; 5. В. Иствуд (Англия), ККМ; 6. Я. ван Вельтховен (Бельгия). КТМ. 2-й заезд: 1. Г. Вольсинк (Голландия), «Сузуки»: 2. де Костер; 3. ван Вельтховен; 4. Лэккей; 5. А. Лакае (Бельгия), «Майко»; 6. Б. Хеерен (Голландия), «Хускварна».;. 8. В. Худяков (СССР), 4 3 . XII этап (Люксембург). 1-й заезд: 1. ван Вельтховен; 2. Вольсинк; 3. Вайль; 4. Шмитц; 5. В. Аллан (Англия). ККМ; 6. Хеерен. 2-й заезд: 1. ван Вельтховен; 2. Вольсинк; 3. К. Хаммаргрен (Швеция), «Кавасаки»; 4. де Костер; 5. Аллан; 6. Худяков. Итоговый результат: 1. де Костер — 183 очка, 9 побед в 24 заездах; 2. Вольсинк — 177 очков, 7 побед; 3. Вайль — 141 очко. 3 победы; 4. Г. Нойс (Англия), «Майко» — 103 очка, 1 победа; 5. Лэккей — 99 очков. 1 победа; 6. Шмитц — 96 очков, 0 побед;.. 16. Худяков — 26 очков. Чемпионат мира в классе 125 см 3 закончился следующим образом. X этап (ФРГ). 1-й заезд: 1. Г. Райе (Бельгия), «Сузуки»; 2. А. Альборгетти (Италия), «Аспес-априлиа»; 3. 3. Велки (ЧССР), 4 3 ; 4. М. Смит (США), «Хонда»; 5. П. Рулев (СССР). 4 3 ; 6. Д. Нани (Италия), «Джилера»... 8. Ю. Худяков (СССР), 4 3 . 2-й заезд: 1. Райе; 2. Смит; 3. И. Хуравый (ЧССР). 4 3 ; 4. Альборгетти; 5. Нани; 6. Р. Гарвей (Англия). «Хускварна». XI этап (Испания). 1-й заезд: 1. Райе; 2. Велки; 3. К. Маддин (Италия), «Аспес»; 4. Г. Лнльегрен (Финляндия), КТМ; 5. И. Бессоне (Италия). «Бета»; 6. Т. Камаль (Бельгия), «Сузуки». 2-й заезд: 1. Райе; 2. Велки; 3. Хуравый; 4. Ф. Минне (Бельгия), «Монтеса»; 5. А. Эйнсворт (Англия), «Сузуки»: 6. Д. Кальборер (Швейцария), «Хускварна». XII этап (Швейцария). 1-й заезд: 1. Хуравый; 2. Райе; 3. Альборгетти; 4. Велки: 5. Эйнсворт; 6. Кальборер. 2-й заезд: 1. Райе; 2. Альборгетти; 3. Велки; 4. Гарвей; 5. Рулев; 6. Бессоне. Итоговый результат: 1. Райе — 195 очков, 15 побед в 24 заездах; 2. Хуравый — 160 очков, 4 победы; 3. Велки — 133 очка, 1 победа; 4. Смит — 130 очков, 4 победы; 5. Гарвей — 82 очка. 0 побед: 6. Худяков — 62 очка, 0 побед; 7. Рулев — 60 очков, 0 побед.3КАРТИНГ4емпионом Европы среди юниоров на машинах класса 100 см 3 стал итальянец А. де 4езарис на машине БМ с двигателем той же марки. 3 Этот титул на машинах класса 125 см выиграл голландец Б. ван Вельцсн на карте «Мах-1» с мотором «Ямаха». Женский кубок Международной комиссии по картингу в 100-кубовом классе завоевала итальянка П. Маркеттн на машине «Тайфун» с двигателем «Парилла». Командное первенство Европы на 100-кубовых машинах выиграла сборная Италии. 35