|
28
|
|
СТАТИСТИКА ДОРОЖНЫХ ТРОИСШЕСТВИЙИнформирует ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССРВодители и пешеходыПопавший в беду пешеход обычно винит во всем водителя: «Ездят, как сумасшедшие!» В свою очередь водители видят в пешеходе источник чуть ли не всех несчастий на дороге. Где же истина? Статистика показывает, что удельный вес дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине пешеходов, характеризуется достаточно внушительными цифрами — от 18,3% (Грузинская ССР) до 36,1% (Татарская АССР). В районах, где преобладает городское население, эти цифры еще выше. Чем крупнее город, тем острее проблема взаимодействия и взаимопонимания водителей и пешеходов. В условиях интенсивного городского движения малейшая неосторожность, небрежность пешехода может привести и, увы, приводит к серьезным несчастьям. Здесь они бывают виновниками даже половины всех дорожнотранспортных происшествий.. По какой причине? Довольно много происшествий случается из-за неосторожности, вызванной незнанием или плохим знанием правил движения. Это относится к сельским жителям, теряющимся на улицах большого города, и к детям, вообще неуверенно ориентирующимся в дорожной обстановке. Однако все реже можно встретить человека, не понимающего различия между красным и зеленым сигналами светофора. Большинство нарушений совершается людьми, знакомыми с основами дорожной грамоты, понимающими, что можно," а что нельзя, и все-таки пренебрегающими Правилами. Часто это происходит из-за появления на улице в нетрезвом виде, излишней самонадеянности, беспечности. Скажем, из всех происшествий по вине пешеходов на совести пьяных в Грузии — 25,1%, а в Тульской области — 35,3%. Какими нарушениями Правил чаще всего грешат пешеходы? Виды их приведены в таблице. В разных регионах их удельный вес не одинаков, но определенные закономерности явственно прослеживаются. Чаще всего пешеходы попадают в беду из-за перехода проезжей части перед близко идущим транспортом. В среднем такие случаи составляют около 36% от всех происшествий по вине пешеходов. Чуть меньше (около 34%) пострадавших при переходе улицы или дороги в недозволенном месте. Третьей наиболее распространенной причиной (13.7%) является неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, деревьев, сооружений, то есть в условиях ограниченной обзорности. Таким образом, главной причиной дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов является их недисциплинированность, попытка прошмыгнуть перед наезжающей машиной, перейти дорогу там, где переход запрещен. На борьбу с этим злом должны быть прежде всего направлены и воспитательные и административные меры. Иногда можно услышать мнение о том, что, поскольку интенсивность движения быстро возрастает и пешеходы все чаще оказываются в сложном положении, неизбежен якобы рост числа происшествий по их вине, и никакими мерами тут не поможешь. Это в корне неверно. Плотность транспортных потоков и численность населения увеличивается повсеместно, однако количество дорожнотранспортных происшествий по вине пешеходов во многих местах идет на убыль. Например, в Грузии в 1975 году по сравнению с предыдущим годом оно снизилось на 8,9%, в Хабаровском крае — н а 11,7%, в Тульской области — на 14%. Отмечена эта тенденция ив Москве. Значит, широкая пропаганда дорожной грамоты среди населения приносит свои плоды. Если еще и водители будут внимательней, дорожный травматизм будет сокращаться и дальше. Уже из сказанного ясно, что по вине водителей дорожно-транспортных происшествий случается гораздо больше. В предыдущих номерах журнала былПричины ДТП (в процентах], случившихся по вине пешеходов в 1975 годуЕ X • я ..Коба по зжей ча при нал тротуаршданны д из-за спорта, ужений, вьев«Sс2«S вРегионй и Сгао) g ОЕ О.Е£0 СВS 27,6 21,7 27,8 19,0 40,7 28,3 16,2 28,3«О дВо ар вXс от 2,4 8,0 5,1 1,1 0,2 3,8 8,1 3,5°.п в•2s«К Ино я: 12,9 13,6 7,5 24,7 14,8 10,2 13,4 14,8Я £ Eft» 2 л ао > ® 2 « о чаК9 3ас L. o«g С го о 0,3 0,4 0,4 8,2 2,0 1,7 3,6о?ё>>а а« сея 3,2 11,2 5,2 6,6 8,3 13.8 12,0 9,3в яакяояояg aj 2 а; о; > © ВС 0,7 1,6 0.4 1,6 0,1 1,4 1,8А зербайджанская ССР Брянская область Грузинская ССР Калининградская область Москва Татарская АССР Тульская область Хабаровский край52,9 43,5 53,6 47,0 27,7 41,9 47,2 38,7дан статистический анализ происшествий по вине нетрезвых водителей, приведены данные о наиболее распространенных причинах аварий и наездов, совершенных водителями, показано распределение ДТП по видам нарушений Правил движения водителями (см. «За рулем», 1976, № 1, 3, 7 и 11). В заключение осталось рассказатьо доле ДТП по вине водителей в общем количестве происшествий и удельном количестве пострадавших в них за 1975 год в отдельных регионах страны. Процент ДТП, совершаемых по вине водителей, имеет тенденцию к росту. В Брянской области в прошлом году водители были виновниками 81,6% происшествий от общего количества ДТП, а в Томской области — 75,7%. Еще выше доля погибших по вине водителей. В Брянской области в минувшем году она составила 89,3% от всех погибших в дорожно-транспортных происшествиях, а в Тюменской н Пензенской областях — около 82%. Исключением являетсялишь Москва, где доля погибших по вине водителей среди всех погибших составила 34.5%. Подавляющее большинство раненых в дорожно-транспортных происшествиях также на совести водителей. Существенную долю в общем количестве происшествий составляют ДТП по вине водителей индивидуального транспорта. Так, например, в прошлом году в Кемеровской области происшествия по их вине составили 59,5% от общего количества ДТП по вине всех водителей, в Волгоградской области — 52,9%. Лишь в Москве происшествия по вине водителей индивидуального транспорта составили около одной трети (30,4%) от всех происшествий по вине водителей. Среди происшествий по вине водителей во многих регионах довольно высок процент ДТП, совершенных в нетрезвом состоянии. В некоторых областях (Волгоградской, Пензенской и др.) в минувшем году они были причиной почти половины всех ДТП по вине водителей. В то время какв Москве доля таких происшествий значительно ниже — лишь 13,2%. Статистика говорит, что основная причина дорожно-транспортных происшествий по вине водителей — н арушение Правил дорожного движения. Такие причины аварийности, как эксплуатация технически неисправных транспортных средств, утомление или болезненное состояние водителей среди происшествий 1975 года в ряде областей не превышали 5,6% (Новосибирская область), а в некоторых — 2% (Кемеровская область). По-прежнему самым распространенным нарушением Правил дорожного движ ения (25 — 30% всех нарушений) является превышение скорости в опасных условиях. С выездом на полосу встречного движения, в обстановке, когда делать это было нельзя, связано от 6,8% (Москва) до 14,8% (Пензенская область) ДТП по вине водителей. Примерно такими же цифрами характеризуются результаты несоблюдения очередности проезда перекрестков. Количество происшествий по этой причине колеблется от 6,6% (Брянская область) до 15,2% (Москва). Из-за нар ушения правил обгона совершается от 2% ДТП (Москва) до 6,4% (Брянская область). Вот вам и ответ на вопрос: кто кому «должен». Конечно, безопасность движения требует высокой дисциплины от всех и каждого. И все-таки для существенного сокращения количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших ираненыхв них необходимо в первую очередь повести борьбу с происшествиями по вине водителей, и особенно спьяными за рулем.ход перед о идущим портом——Доля погибших и раненых по вине водителей среди всех погибших и раненых в 1975 году (в процентах) Регион Погибло89,3 66,2 77,1 34,5 83,2 79,6 82,2 81,2 72,8 72,8 75,9 82,1Ранено83,2 74,1 71,6 50,9 79,9 74,7 75,9 75,0 71,0 67,0 76,8 76.6Доля ДТП по вине всех водителей в общем количестве происшествий в 1975 году (в процентах). Б рянская обл. Ивановская обл. Калининская обл. Москва 28 81,6 71,4 71,9 50,0 Башкирская АССР Волгоградская обл. Пензенская обл. Саратовская обл. 78,3 70,8 73,6 73,1 Кемеровская обл. Новосибирская обл. Томская обл. Тюменская обл. 69,3 64.9 75,7 75,2Б рянская обл. Ивановская обл. Калининская обл. Москва Башкирская АССР Волгоградская обл. Пензенская обл. Саратовская обл. Кемеровская обл. Новосибирская обл. Томская обл. Тюменская обл.