16
17
КЛУБАВТОЛЮБИТЕЛЬК акразличатьдвигатели ВАЗСегодня на Волжском автозаводе выпускают пять моделей (десять разновидностей) двигателя для пяти моделей «жигулей», сходящих с конвейеров. Индексы моторов и машин, для которых они предназначены, совпадают. Но есть исключение. Двигатель «2101» можно ставить и на ВАЗ—2102. Кроме того, к ак видно из таблицы, существуют разновидности у двигателей «2101», «21011» и «2103». И естественно, у владельцев машин возникают вопросы: чем различаются икак опознать по внешним признакам все эти двигатели? Слово — специалистам, инженерам Волжского автозавода Э. НЕСТЕРОВОЙ и В. ЯКОВЕНКО.Мы расскажем о разновидностях двигателей ВАЗ в той последовательности, в которой они появлялись на свет. Так будет проще разобраться в их общих чертах и различиях и понять суть модернизации. Первым был создан, естественно, 3 ВАЗ—2101, рабочим объемом 1198 см . 3 За ним — ВАЗ—2103 (1452 см ). У них одинаковые головки блока (номер по каталогу 2101-1003011); такая унификация создает удобства в производстве, ремонте и снабжении запасными частями. Увеличение рабочего объема двигателя при конструировании ВАЗ—2103 было достигнуто удлинением хода поршня при неизменном межцентровом расстоянии шатуна. Высота блока цилиндров при этом должна была возрасти на величину разности ходов поршня (80 мм — 66 мм = 14 мм). Однако ее сделали больше, с таким расчетом, чтобы поршни на 1,8 мм не доходили до верхнего торца блока. Это позволило сохранить у ВАЗ—2103 ту же степень сжатия (8,8), что Иу базовой модели (ВАЗ—2101). Назовем их головки и блоки условно узлами старого образца. До конца 1973 года степень сжатия у обоих этих двигателей была равна 8,8. Затем, после широких экспериментов было решено снизить ее до 8,5. При этом мотор стал работать заметно мягче, увеличилась долговечность. А мощностные, экономические, динамические характеристики практически не изменились. Как известно, степень сжатия г (рис. 1) — это частное от деления полного рабочего объема цилиндра (V u + + V C ) на объем камеры сгорания (V c ). Поэтому конструктивно снижение степени сжатия у двигателей моделей «2101» и «2103» было достигнуто увеличением объема камер сгорания, а также благодаря тому, что поршни не доходят до торца блока цилиндров на0,1 мм (у ВАЗ—2101) или на 1,9 мм (у ВАЗ—2103). На рис. 2 показана камера сгорания обоих двигателей до и после изменения конструкции. Новые модели «жигулей» потребовали новых, более мощных двигателей: 3 ВАЗ —21011 (рабочий объем 1294 см 3 против 1198 см у ВАЗ—2101) и 33 ВАЗ—2106 (1568 см против 1452 см у ВАЗ—2103). Диаметр цилиндров у них увеличен с 76 до 79 мм, спроектирована новая головка с большим объемом камер сгорания и измененными проходными сечениями протоков для охлаждающей жидкости (рис. 3). При этом поршень не доходит до торца на те же величины, что иу модели «2103». Получалось, что в производстве надо иметь две разновидности головок цилиндров. Назовем их узлами промежуточного образца. Испытания всех названных выше двигателей показали, что можно унифици-Рис. 1. Определение степени сжатия : 1 — поршень; 2 — прокладка; 3 — головка; V i — объем камеры сгорания в головке; V2 — объем камеры сгорания в прокладке; \Л — объем камеры сгорания в блок е двигателя; V4 — объем выемки в поршне; У ц — Рис. 3. Различия головок блока рабочий объем одного цилиндра; V c — объем всей ВАЗ — 2 101 (ВАЗ — 2 103 ) и ВАЗ—21011: камеры сгорания; £ — степень сжатия . а — ВАЗ — 2 101и 2103; б — ВАЗ —21011-10.v,+ v a + v a + v4.Vu + Vc•Рис. 2. Изменение камер сгорания у двигателей ВАЗ: слева — до 1974 года (степень сжатия 8,8); справа — с 1974 года (степень сжатия 8,5).Рис. 4. Применение новой, унифицированной головки блока на всех моделях двигателей ВАЗ: а — ВАЗ — 2 101и 2103; б - В АЗ - 2 1011и 2106.16 ровать обе головки. У единой головки размеры и объем камер сгорания такие же, как на двигателях с цилиндрами диаметром 76 мм, а размеры протоков для охлаждающей жидкости — как на двигателях с цилиндрами диаметром 79 мм. Новым, унифицированным для всех моделей головкам присвоен номер 21011-1003015-10. Эти головки — последнего образца, которые завод выпускает сейчас. Для того чтобы степень сжатия не превышала 8,5, на днищах поршней «ноль-одиннадцатой» и «ноль-шестой» моделей делают углубление (рис. 4). Итак, какие же двигатели ВАЗ могут нам встретиться? Во-первых, ВАЗ—2101 и ВАЗ—2103 старого образца со степенью сжатия 8,8. Во-вторых, более новые двигатели, промежуточного образца — тех же моделей с увеличенным объемом камер сгорания (Vi + V2) и степенью сжатия 8,5. Моторы для автомобилей ВАЗ'—21011 могут быть, как говорилось ранее, двух разновидностей: в первом случае на них ставились либо головки 21011-1003015 (для степени сжатия 8,8), либо унифицированные 21011-1003015-10 и поршни с обычным плоским днищем (степень сжатия 8,5). Чтобы отличить такие двигатели, на них наносят несмываемой краской дополнительную маркировку «011» в круге. Второй случай — комплектация только унифицированными головками и поршнями с выборкой на днище (степень сжатия 8,5). У таких моторов — маркировка 21011-01. Как мы уже говорили, все мощностные, экономические и динамические ха-Разновидности двигателей «жигулей»Головка Поршень Блок цилиндровМодель двигателя и его рабол чий объ3 Индекс и номер ем, см (в скоба>« ках) 6о 2101 (1198) 21011 (1294) 2101101 (1294) 2103 (1452) 2106 (1568)s >=• +S4Индекс и номер>&_ -' X О, « • >В 00000 4.5 000 4.5Индекс и номерК а *4>й2101-1002011 2101 -1002011-01 2101-1002011-01 21011-1002011 21011-1002011-01 21011-1002011-018.8 2101-1003011 85 2101-1003015 .8.о21011-1003015-1038,4 39,5 39,5 41,9 39.5 39,52101-1004014 2101-1004014 2101-1004014 21011-1004014 21011-1004014 2106-10040148,8 21011-1003015 85 21011-1003015-10 . 8 5 21011-1003015-10 , 8,8 85 . 85 , 8,52101-1003011 21011-1003015 21011-1003015-10 21011-1003015-100 0,5 0,5 0 0,5 0,5 8.38,66 8,66 9,1438,4 39,5 39,5 39.52101-1004014 2101-1004014 2101-1004014 2106-10040142103-1002011 2103-1002011-01 2103-1002011-01 2106-1002011рактеристики автомобилей с двигателями ВАЗ—21011 и ВАЗ—21011-01 практически одинаковы. Последняя модель — ВАЗ—2106. На этот мотор ставят только унифицированную головку 21011-1003015-10 и поршни с выборкой. Поэтому не удивляйтесь, если на своем новом «нольпервом», «ноль-третьем» или «ноль-шестом» вы увидите отлитые на головке блока цифры 21011-1003015-10 в сплошной или пунктирной рамке. Они означают, что на машине стоит унифицированная головка. В заключение считаем необходимым сказать несколько слов о топливе. Категорически запрещается эксплуатировать любой двигатель ВАЗ на бензине с октановым числом ниже 93. Применение всякого рода переходников под свечи зажигания, дополнительных прокладок разной толщины под головкой цилиндров и другие «хитрости», которые, к сожалению, находят еще сторонников среди владельцев машин, не дают никакой выгоды, ускоряют износ двигателя, как правило, заканчиваются серьезными поломками в нем, снижают все технико-экономические показатели автомобиля. Посчитайте сами, выгодно ли это — сэкономить на бензине 30—35 рублей в год и покупать двигатель взамен вышедшего из строя.2101-100301521011-1003015Z1011-1003015-1021011-1003015-10Водяныепротоки17