17
18
комендации можно считать только приблизительными, ориентировочными. Руководствоваться же нужно точными данными, помещенными в таблице (1976, № 3, стр. 15), которые получены в результате серьезных испытаний, проведенных НИИавтопрнборов. Указанные в ней данные проверены на практике и наиболее достоверны. Почему в статье рекомендуется для «жигулей» только один тип отечественных свечей — А7.5ХС? Как можно увидеть в инструкциях прежних лет, автомобили ВАЗ комплектовались свечами А6БС; А7.5БС и А7.5ХС. Первые два типа сняты с производства. В настоящее время в продаже, на СТОА и на конвейере ВАЗа остались из отечественных лишь свечи А7.5ХС, то есть наиболее подходящие для этих автомобилей. Почему в 1974 году журнал рекомендовал для «Волги» со степенью сжатия 8,2 свечи А11БС, а в 1976 году — А7,5БС? Почему в 1974 году о свече А7.5БС сказано, что длина ее резьбовой части 19 мм, а в 1976 году о ней же — 12 мм? Действительно, в первое время все «волги» ГАЗ—24, со степенью сжатия как 6,7, так и 8,2, комплектовали свечами А11БС. Но из-за них в ряде случаев на двигателях со степенью сжатия 8,2 выходили из строя поршни, и для этих моторов была предложена другая разновидность свечей — А7.5БС с длиной резьбовой части 12 мм (А7.5БС с длиной 19 мм к этому времени уже была снята с производства). Поэтому, несмотря на одну и ту же марку, свечи в действительности различаются по размерам и характеристикам. Для ГАЗ — 24 со степенью сжатия 8,2 требуются свечи А7.5БС (новое наименование — А17В) с длиной резьбовой части 12 мм. Возможно ли «совмещение» свечей разных фирм? Да, возможно. Но только если они совпадают по тепловой характеристике, резьбе и длине резьбовой части. На что влияет выступающий за торец корпуса тепловой конус свечи? Взаимозаменяемы ли свечи А7,5ХС и А7,5СС? Выступающий тепловой конус рас ширяет температурный диапазон нормальной работы свечи. На малых нагрузках ДЕигателя он хорошо прогревается, что способствует самоочищению свечи от нагара, препятствует «забрасыванию» электродов маслом. В то же время на больших нагрузках конус, а следовательно, и вся свеча лучше охлаждаются потоком свежей рабочей смеси, что предотвращает перегрев свечей и «калильное зажигание». Естественно, что реализуются эти достоинства лишь в случае, когда свеча расположена в оптимальном месте относительно впускного клапана. Отвечая на вторую часть вопроса, можно сказать следующее. Длительные дорожные и лабораторные испытания показали, что двигателю «Москвича» нужна свеча без выступающего теплового конуса (А7.5СС), а для ВАЗа — с конусом. При необходимости можно, конечно, заменить одну из этих марок другой, к поломкам в двигателе это не приведет. Но и хорошего мало: возможны затруднения с пуском, пропуски в искрообразованни, более быстрый выход из строя самих свечей.«т«ы»и1чокп—zi4U»В ДЕЛЕ«На дорогах все больше появляется новых машин «Москвич—2140». Хотелось бы через журнал подробнее познакомиться с его эксплуатационными данными, сравнить их с показателями зарубежных машин», — пишет автолюбитель С. Алексеюк из Донецка. Такая же просьба содержится ив письмах многих других читателей. Учитывая большой интерес к «Москвичу—2140», поступающему в торговую сеть, редакция намечает в ближайшее время приступить к испытаниям этой модели. А пока послушаем мнение инженеров-испытателей АЗЛК Л. Д. БАРХИ и В. П. ФИЛИППОВА.О конструкции «Москвича» новой модели «2140» журнал уже рассказывал (1976, № 1). Сегодня мы хотим познакомить читателей с эксплуатационными показателями автомобиля и для этого обратимся к результатам заводских испытаний. Начнем со скоростных и экономических характеристик. Они достаточно отчетливо показывают, как ведет себя машина «в жизни». Если проанализировать результаты испытаний, то увидим, что «Москвич2140» по скорости, динамике, экономичности не уступает таким общепризнанным лидерам европейского автомобилестроения, как «Рено» или ФИАТ. Приведем несколько важнейших показателей. Прежде всего — условная максимальная скорость. Кстати, обычно автолюбитель судит о скоростных возможностях машины по тому, сколько он «выжал» на спидометре. Это не совсем точный метод. На дороге могут быть небольшие спуски или подъемы, иной раз вмешивается попутный или встречный ветер, наконец, всегда дает небольшую погрешность спидометр. Поэтому на испытаниях засекают секундомером время (а по нему вычисляют скорость) прохождения горизонтального 400-метрового участка пути после разгона машины (естественно, с полной нагрузкой) при полностью открытом дросселе на расстоянии 1,6 километра до мерного участка. Заезды проводят в двух встречных направлениях, чтобы исключить влияние ветра. Так определяют условную максимальную скорость, которая позволяетРис. 1. Схема привода тормозов «Моснвича — 2140»: 1 — тормозная педаль; 2 — вакуумный усилитель; 3 — главный тормозной цилиндр; 4 — нонтур гидропривода н тормозам передних колес; 5 — передний диеновый тормоз; 6 — большой рабочий цилиндр переднего тормоза; 7 — малый рабочий цилиндр переднего тормоза; 8 — к онтур гидропривода к тормозам передних и задних колес; 9 — задний барабанный тормоз; 10 — рабочий цилиндр заднего тормоза.наиболее объективно сравнивать показатели разных моделей. Для «Москвича—2140» эта скорость составляет 142,5 км/час. Между прочим, столько же, сколько у французского «РеНО-16ТС» с 83-сильным двигателем ра3 бочим объемом 1565 см . Приемистость автомобиля — показатель не менее важный, чем максимальная скорость. В условиях интенсивного потока машин, особенно в крупных городах, он сегодня приобретает едва ли не главное значение. Время разгона замеряют при помощи специальной методики и аппаратуры,описание которой здесь отняло бы много места. Назовем поэтому лишь полученные при испытаниях цифры. С полной нагрузкой «Москвич—2140» набирает с места 80 км/час за 11,8 секунды, а 100 км/час — за 18,4 секунды. Для «Рено-16ТС» эти показатели соответственно 15,3 и 23,0 секунды. Заметим, что, по данным завода-изготовителя, 72-сильный (1593 см 3 ) «Форд-таунус-1600» (ФРГ) разгоняется с места до 100 км/час за 18 секунд. Расход топлива. Владельцы машин, работающих на бензине А-93, всегда интересуются этой цифрой. На сравнительных испытаниях мы замеряли расход по нормам ДИН-70030 (ФРГ), то есть при половинной нагрузке машины и при скорости, равной 75% максимальной (но не более 110 км/час) плюс 10%. Почему мы избрали именно такой метод замера? Потому, что данные по экономичности многих зарубежных моделей получены с его помощью и, таким образом, есть общая база для срав->17 топлива составил 11,0 л/100 км. У «Рено-16ТС» этот показатель — 11,6 л/100 км, а если обратиться к журнальным данным, то увидим, что популярная модель «Форд-таунус-1600» расходует 10,2 л/100 км. Однако сами по себе динамические показатели и экономичность еще не характеризуют эксплуатационные качества машины в целом. Очень важны для потребителя и эффективность торможения, плавность хода, устойчивость и безопасность автомобиля. Тормоза. Результаты их испытаний приведены в таблице. Как видите, с холодными ис нагретыми тормозами новый «Москвич» почти в одинаковой степени гасит скорость и при этом требует почти вдвое меньшего усилия на педали, чем старые модели. Вы заметили, конечно, и то, что эффективность дисковых тормозов при нагреве накладок во время многократных частых торможений остается постоянной. У барабанных же тормозов она заметно снижается при нагреве. Между прочим, это одна из главных причин, почему многие ведущие заводы стали отдавать предпочтение дисковым тормозам. Испытания тормозов включали проверку их эффективности при работе лишь одного контура. Вы помните, вероятно, что «Москвич—2140» имеет два независимых контура в гидравлическом приводе тормозов (рис. 1). Один действует при помощи малых цилиндров на все колеса (передние и задние), второй — на дисковые тормоза только передних при помощи больших рабочих цилиндров. На графиках (рис. 2) показаны величины замедления (слева) и тормозного пути (справа) при работе одного из контуров в зависимости от силы, приют, что даже при повреждении трубопроводов одного из контуров другой обеспечивает достаточно эффективное торможение. Плавность хода — свидетельство комфортабельности автомобиля. Мы измеряли вертикальные ускорения на передних и задних сиденьях. От датчиков сигналы поступали в специальный прибор, называемый дисперсиометром, который фиксировал величину и продолжительность толчков. Испытания показали, что и на булыжнике при скоростях от 30 до 70 км/час и на асфальте до 110 км/час плавность хода нового «Москвича» вполне удовлетворительна, и практически по этому показателю он не уступает ряду зарубежных моделей. Управляемость. «Москвич — 2140» имеет положительный (другого, более точного термина в лексиконе испытателей нет) запас устойчивости на всех режимах движения: при разгоне, на установившейся скорости и при торможении. Стабилизация управляемых колес вполне удовлетворительна. Надежность управления в аварийных ситуациях очень высока. Вентиляция кузова. В этой области проведена большая исследовательская работа. Испытатели тщательно измеряли количества воздуха, поступающего в салон на разных режимах движения и выходящего через вытяжную систему. Для устройства вытяжных люков определяли зоны на поверхности кузова, где при движении создается наибольшее разрежение. Опыты показали, что наивыгоднейшие места для них (применительно к «Москвичу») на верхних частях задних крыльев. Вероятно, вы обратили внимание на то, что решетки вытяжнойложены именно там. Если перейти на язык цифр, то система вентиляции обеспечивает при скорости 100 км/час примерно четырехкратный (показатель, отвечающий современным требованиям) обмен воздуха в салоне за минуту. Токсичность отработавших газов. Это очень важный и непростой вопрос. Чтобы максимально снизить количество вредных веществ в «выхлопе», немало поработали карбюраторщнки и двигателисты. Зато теперь можем сказать с полной ответственностью, что и на всех рабочих режимах, и на холостом ходу содержание углеводорода, окисей углерода и азота в отработавших газах нашей новой модели значительно ниже установленной нормы. Уровень внешнего и внутреннего шума. Его измеряли при помощи современной специальной аппаратуры. В процессе доводки модели «2140» на основе этих исследований немало предпринято для снижения шумов. В окончательном варианте машины, который пошел в производство, применены вибропоглощающая и термопластическая мастики, слоистые панели, битумные прокладки на полу, войлочные коврики в задней части пола. Все это сделало автомобиль «тихим». Уровень внешнего шума у «Москвича — 2140» составляет 83 децибела, а внутреннего — всего 80 децибел. Поскольку цифры эти сами по себе ненаглядны, укажем для сравнения, что они соответствуют, в частности, такой «тихой» машине, как ВАЗ—2103. И в заключение о безопасности. Вы уже знаете («За рулем», 1976, № 1) о многих конструктивных элементах, которые применены на «Москвиче—2140» и увеличивают его безопасность. Среди них — мягкие накладки на деталях внутренней отделки кузова, руля и панели приборов. Руль имеет энергопоглощающую конструкцию — «складывается» при лобовом ударе. Сиденья — улучшенной формы, с подголовниками и каркасом повышенной прочности. Назовем еще из всего комплекса ремни безопасности, ветровое стекло типа «триплекс»», безопасное зеркало заднего вида, безопасные подлокотники, новые замки и петли дверей. Все эти элементы, так же как фары, подфарники и задние фонари, прошли суровые испытания на соответствие международным требованиям к безопасности конструкции автомобиля и получили так называемый знак официального утверждения — «Е». Каждый владелец машины может найти этот символ на стеклах фар и других деталях своего «Москвича». Но прежде чем доказать придирчивой комиссии в Париже, что подголовники или какие-либо иные из перечисленных элементов «соответствуют», мы не менее строго проверяли их на специальных стендах на заводе и на автополигоне НАМИ. Какой же вывод можно сделать? Он записан в последних строчках нашего заводского отчета об испытаниях новой машины: «Автомобиль «Москвич2140» по совершенству конструкции, внешнему виду, внутренней отделке и эксплуатационным показателям не уступает современным образцам автомобилей иностранного производства данного класса».Результаты испытания тормозов «Москвича — 2140»Холодные тормоза Замеры (со скорости80км /час) данные испытаний 36,7 7.9—8,0 25 — 2 8 по стандарту не более 43,2 менее 7.0 не более 50 Нагретые тормоза данные испытаний 37.5 7.5 30 по стандарту не более 54.0 менее 5,4 не более 50Путь торможения, м Замедление , м/секУсилие на педали, кгнене«А МО\90\80 70 60\\ч• у\V \ " s -«-/020301С ' / >Рис. 2. Эффективность торможения «Москвича — 2140» при раздельной работе контуров гидравлического привода тормозов. Сплошные линии соответствуют работе только контура, связанного с передними тормозами, п унктирные —г работе другого самостоятельного контура. Слева — изменение замедления (j, м/сек ) в зависимости от усилия на педали (Р, к г ) ; справа — изменение пути торможения (S, м) в зависимости от усилия на педали (Р, кг). 18