В МИРЕ МОТОРОВРУМЫНСКИЕ АВТОМОБИЛИКОРОТКО• • •Завод «Раба» (ВНР), выпускающий помимо грузовиков ведущие задние мосты для автобусов, троллейбусов и грузовых машин, реконструируется, чтобы увеличить производство этих узлов с 60 тысяч (уровень 1976 года) до 160 тысяч (в 1980 году). Кроме «Стягул рошу», построенного в Брашове при техническом содействии и непосредственной помощи Советского Союза, в СРР выросли и другие предприятия отрасли. Завод имени Т. Владимиреску в Бухаресте делает автобусы и развозные фургоны, в Питешти выпускаются легковые автомобили «Дачия», в Кымпулунге — джипы марки АРО. Сегодня продукция румынской автомобильной промышленности — машины марок «Бучеждь». «Карпаць». «Роман». ДАК, ТВ, «Дачия», АРО — хорошо известна не только у себя дома. На снимке: сборочный «Стягул рошу». конвейер завода•••Мотоциклетный музей в г. Аугустусбурге (ГДР) отметил 15-петие со дня открытия. Его экспонаты вызывают неизменный интерес — в 1975 году музей посетило 216 тысяч человек.чФОРД-ФИЕСТА»С конвейеров заводов «Форда» в Валенсии (Испания). Саарлуа (ФРГ) и Дагенхэме (Англия) начали сходить новые малол итражки . К концу 1978 года годовой выпуск модели, названной по-испански «Фиеста» («Праздник»), должен возрасти до полумиллиона. «Фиеста» — отнюдь не праздник для конкурентов — ФИАТа, «Рено», «Фольксвагена», хотя, по прогнозам, в 1980 году около трети машин, продаваемых в Западной Европе, будет принадлежать классу «мини». Не праздник потому, что при подготовке производства «Фиесты» не жалели денег. Это значит, что дорогостоя щее лечение «детских болезней», обычно неизбежных в первые месяцы освоения. отпадает, и новый «Форд» сразу же будет соперничать в полную силу с конкурентами. По форме кузова (его разрабатывала итальянская фирма «Гиа», ныне принадл ежащая «Форду») «Фиеста» похожа на «Фольксваген-поло» и «Аудн-50» («За рулем». 1975, № 7). В процессе проектирования широко использовались ЭВМ для расчета равнонагруженности панелей и замкнутых полостей кузова, а также для определения контролируемой деформации его передней и задней частей при столкновении. Очень много времени создатели модели затратили на испытания в аэродинамической трубе, и по их результатам было введено 250 изменений конструкции кузова. Уникальной частью является запатентованная решетка облицовки радиатора. Она составлена из планок, имеющих сечение самолетного крыла. При высоких скоростях часть воздушного потока отрывается от решетки и направляется вверх, тем самым уменьшая сопротивление воздуха. Пока машина оснащается на выбор любым из трех двигателей, но скоро к ним добавится еще один, объемом 1300 см 3 для спортивной езды, и другой, 3 объемом 1600 см для экспорта в США. Топливо подается в камеры сгорания через так называемый сверхзвуковой карбюратор, который лучше распыляет его и разрешает двигателю работать на более бедных смесях. Все двигатели имеют штанговый привод клапанов и только три коренных подшипника коленчатого вала, что весьма необычно для второй половины 70-х годов. В производстве такой мотор дешевле, чем обычный фордовский семейства «Кент» с пятью коренными подшипниками, и немного легче. К поперечно стоящему двигателю с левой стороны крепятся четырехступенчатая (высшая передача с передаточным числом 0,959) коробка передач и главная передача, объединенные общим картером. На главную передачу крутящий момент передается через редуктор с цилиндрическими косозубыми шестернями, а от нее к колесам — через полуоси разной длины. В середине правой (длинной) полуоси встроен гаситель крутильных колебаний. Интересной новинкой является автоматическая регулировка сцепления с механическим приводом. Передняя подвеска — пружинная типа «Мак-Ферсон», задняя — зависимая с тремя реактивными рычагами и винтовыми пружинами. На передних колесах — дисковые тормоза, на задних — барабанные. Степень износа передних и задних накладок можно определить, не снимая колодок (спереди) и барабанов (сзади): у переднего тормоза предусмотрен указатель, а у заднего — осмотровое отверстие. Особое внимание уделено экономичности эксплуатации. Расход топлива по сравнению с «Рено-5» и «Фольксвагеномполо» немного ниже: при городской езде был достигнут уровень (7,9—8,8 л/100 км) нескблько выше контрольного. «Фиеста» ремонтируется легче, чем ее конкуренты. Завод-изготовитель утверждает, что за первые три года эксплуатации она обходится на 10% дешевле, чем «Поло». В настоящее время «Форд-фиеста» существует в трех модификациях (см. таблицу). Они имеют одинаковые габарит (длина — 3565 мм. ш ирина — 1567 мм, высота — 1314 мм) и базу (2286 мм). Модификации Параметры «Стандарт» «Л» «Гиа»•••Варшавский автомобильный завод ФСО в конце 1976 года отметил 25-летие начала производства.Обанкротилась английская автомобильная фирма «Дженсен». Она существовала с 1934 года и выпускала главным образом спортивные машины.Английский концерн «Бритиш Лейланд» в нонце 1976 года изготовил четырехмиллионную малолитражку «Мини». Выпуск этих машин начат в 1959 году, и его намечено сохранить до 1979 года.•••Итальянсний завод «МВ-Агуста» для участия в чемпионате мира 1977 года подготовил новый гоночный мотоцикл класса 500 см \ Он оснащен оппозитным четырехцилиндровым двигателем мощностью 110 л. с. при 17 тысячах об/мин с водяным охлаждением.Хотя Норвегия не имеет собственного автомобилестроения, одна из ранних машин фирмы НАВФ 1907 года экспонируется в Техническом музее г. Осло. Первый в стране автомобиль был построен в 1895 году кузнецом Г. Вестби.Америнансная фирма «Олдсмобиль» в нынешнем году отмечает 80-летие. Это старейшая из сохранившихся в США до наших дней автомобильных марок.Снаряженная масса, кг Двигатель: рабочий объем, см 1 степень сжатия мощность, л. с. число об/мин Скорость. км/час Расход топлива. rf/100 км Время разгона до 100 км/час. сек.700 957 8,3 40 5500 130 6,8 19,7714727957 1117 9,0 9,0 45 53 6000 6000 137 7,5 17,6 142 8,1 16.0В ФРГ начато производство новой модели легнового автомобиля «Ауди-ЮОЛ», оснащенной пятицилиндровым (!) карбюраторным двигателем. Его рабочий объем — 2144 см', мощность — 136 л. с.На японских легковых автомобилях «Тойота-аикорд» применен сигнализатор (изменяющий цвет с зеленого на желтый или красный), указывающий соответственно на необходимость смены масла в двигателе, замены масляного фильтра или перестановки колес с шинами. ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЙ «ЖУК»Люблинский автомобильный завод (ПНР) наряду с легкими грузовиками и фургонами выпускает машину «ЖукА-07М». У нее 70-сильный двигатель рабочим объемом 2,5 линезависимая подвеска передних колес. «Жук» м ожетперевозить либо семь пассажиров (шестеро на отк идных сиденьях) и 425 кг груза, либо 675 кг грузаи одного пассажира (на переднем сиденье). Скорость — 95 км /час.«СКИТАЛЕЦ» УХОДИТ В ПУТЬАнглийская фирма «Ровер» (в переводе «скиталец»), э мблема которой изображает парусное судно викингов, з наменита прежде всего своими джипами «Лэнд ровер» и «Рэндж ровер». Но для тех. кто лучше знаком с автомобильной промышленностью Англии, эта маркаассоциируетсяс рядом передовых винженерном отношении конструкций . В частности. «Ровер» создал первый вмире газотурбинный автомобиль и весьма совершенные легковые машиныс двигателями рабочим объемом от 2 до 3.5 л . В июне этого года было сообщено о новой 3.5-литровой модели. Ее пятидверный кузов своим внешним обликом отвечает вкусам покупателя 70-х годов. В технической политике объединение «Лейланд», в которое входит фирма «Ровер», с ерьезное внимание при создании новых моделей уделяет снижению расхода топлива Предшественники нового «Ровера» з начительноевремя проходили доводку ваэродинамической трубе. Т щательный подбор передаточных чисел втрансмиссииииспользование «овердрайва» (ускоряющей передачи) также помогли поднять экономичность. У «Ровера-3500» к лассическая компоновка иосвоенный ранее модернизированный «алюминиевый» д вигатель американской конструкции : восемь цилиндров. 3528 смз, 155 л. с. р ри 5250 об/мин. У него электронноезажиганиеи новые гидравлические толкатели, к оторые делают ненужной регулировку зазора в приводе клапанов .МЦ-ГС-76З авод МЦ (ГДР) на протяжении двух десятков лет уделяет серьезное внимание многодневным мотоциклетным сор евнованиям . На специальныхмашинахзаводскиеспортсмены не раз добивались высоких результатов. Последняя «многодневная» модель предприятия — МЦ-ГС-76. От своих предш ественниц она отличаетсяпрежде всего новыми двигателем и коробкой передач. В частности, п одверглись реконстр укции головка и цилиндр, к артер теп ерь более компактный , с цепление вынесено с коленчатого вала на коробку передач. Сама коробкатожепретерпела изменение — стала шестиступенчатой. Усовершенствована и экипажная часть. Вместо прежнейрамы хребтового типа примененадуплекснаятрубчатая , о бладающая большей жесткостью . Маятн иковыйрычаг задней подвески сделан сварным из стальных штамповок. а амортизаторустановлен под значительным углом. Ход задней подвески увеличен до 160 мм. Реконструирована передняя вилка. пружины которой размещены теперь внутри труб. Из других особенностей маш ины надо отметить алюминиевый топл ивный бак на 12 л, к рылья из стеклопластика, г ерметичныйкожух главной цепной передачи. Весит МЦ-ГС-76 (без заправки ) 110 -<г. Мотоцикл выпускаетсявтрех модиф икациях : с двигателями рабочим объемом 250. 350 и 360 смз. Их мощность составляет соответственно 32 36 и 38 л. с. при 8000 об/мин. На новой машине класса 350 смЗ заводской гонщик Ф. Шуберт занялв чемпионате Европы 1976 года по «многодневке» второе место.ДИЗЕЛЬ ДОЯ «ФОЛЬКСВАГЕНА»Завод «Фольксваген» для недавно освоенной в производстве модели «Гольф» (однотипной с «Ауди-50» — «За рулем», 1975, № 7) р азработал дизель, в ыпуск которого начатв конце 1976 года. Что характерно для этого двигателя? Как видно из чертежа, т опливный насос высокого давления приводится зубчатым ремнем. Другая отличительная особенность — отсутствие непосредственного впрыска топлива, часто встречающегося на современныхдизелях . Здесь топливо впрыскиваетсяв отдельную камеру (так называемую вихревую), где сжимаемыйпоршнем воздух получает вихреобразное движение. Такие вихрекамерные дизели работают мягче, они менее требовательныкпараметрам топливной аппаратуры . Недостатки: трудность пуска при низких температурах, х удшаяэкономичность . Четырехцилиндровый (1471 смЗ) двигатель для «Фольксвагена-гольф» интересен такжеи тем, что являетсясамым быстроходным автомобильным дизелем — м аксимальнуюмощность (50 л. с.) он развивает при 5000 об/мин. Машина с этим мотором при снар яженной массе 805 кг имеет максималь -ную скорость 140 км/час. Время разгона сместа до 80 км /час составляет 15 сек., а до 100 км / ч ас — 18 сек. Эксплуатацио нный расход топлива — 6,5 л/100 км.Подвеска отличается от применявшей ся на более ранних моделях той же самой марки . Теперь впереди независимая подвеска типа «Макферсон». сзади — зависимая со множеством реактивных штанг нвстроенным регулятором уровня кузова. Передние колеса оснащены дисковыми тормозами диаметром 258 мм. задние — барабанными диаметром 229 мм. Стандартный размер шин радиального типа — 185 —14. но могут устанавливаться и низкопрофильные размером 195/70 — 14 или же «безопасные покрышки » «Данлоп-деново». позвол яющиеувереннопритормаживать автомобиль даже при проколе передней шины на высокой скорости . Кузов «Ровера» включает ряд новш еств : воздух подводится крадиаторучерезотверстияв пластмассовой панели под передним буфером. Пороги вдобавок к обычной антикоррозионнойзащите оцинкованы. Буфера выполнены из нержавеющей стали, а трубы выпускнойсистемыалюминизированы . Сам кузов окрашивают термопластической эмалью. которая дает после отвердения прочную пленку, с охраняет блеск илучше восстан авливается после аварии . «Странник», к аки другие машины такого класса, богато оборудован: инерцио нные ремни безопасности для всех мест, д истанционныйэлектрический привод для замков дверей, теплопоглощающие стекла, п ротивотуманныефары впереди и сзади, целая панельконтрольныхлампочек , к оторые уведомляют водителя о неполадках. Габарит «Ровера-3500»: длина — 4700 мм. высота — 1340 мм, ш ирина — 1770 мм; база — 2815 мм. Машина весит 1352 кг. р азвивает скорость 200 км/час инабирает 100 км/час с места за 9,5 сек.