8 мартага. Поженились. Все сперва было как у всех. А потом... Маша, может ты сама расскажешь, как училась ездить? — обращается Сергей Ефимович к жене. — Ой, да чего тут рассказывать! — машет рукой Мария Егоровна и смеется. Улыбка у нее озорная, белозубая, сразу роднящая ее с той Машей, что улыбается на желтых фотографиях в альбоме, который я рассматриваю. — Чего тут рассказывать! — и она поворачивается ко мне. — У людей воскресенье, отдых, а у него то тренировки, то соревнования, то опять тренировки. Я терпела, терпела, пока не надоело. А потом говорю Сергею: «Как хочешь, а больше дома сидеть не буду. Учи ездить». Он и начал учить. Посадил за руль, сел сзади и говорит: «Поехали, дуй до горы, дорога лугом» — такая у него поговорка. А сам-то забыл, что демпфер затянул. Ну и, конечно, сразу в канаву: руль-то не повернешь! «А, — говорю, — ты от меня, видно, избавиться хотел! Так нет же, у сибирячек характер не такой! Вот научусь же ездить...» И научилась! После этого семья у нас вовсе стала ненормальной. Люди в парке вечером гуляют, о цветах говорят, а мы обсуждаем, как лучше броды проходить, как по грязи ездить. Мотоцикл дали мне развалящий. Цепей днем с огнем не найдешь. Так Сережа придумал — сделал ременный привод. Ничего, ездила! Кроссы тогда были — брод на броде, болото, песок, — чем тяжелее, тем лучше. А то еще в противогазах ездили, «зараженные» зоны преодолевали. Как раз такие соревнования и нужны были. Как же иначе к защите страны готовиться? На войне не то может встретиться! Секция у нас была — хорошая, дружная. Всеми делами заправлял Гритчин Александр Васильевич, заядлый мотоциклист, шофер. Должность он занимал высокую — был председателем ЦК профсоюза шоферов Востока. А директором базы был тогда Алексеев Иван Никитич. — Замечательный человек, — вставляет Сергей Ефимович. — Всех, кого только мог, посылал учиться. И всячески помогал нашей осоавиахимовской ячейке. Благодаря ему мы не пропускали ни одного соревнования... Письмо второе «Дорогие товарищи! Прочитав в вашем журнале заметку Т. Бунимовича «Где ты, Маша Одинцова?», узнал, что написали вы о девушке, с которой мы вместе служили с начала войны в 59-м отдельном полку связи. Мы с ней земляки, из Новосибирска. Послевоенная ее судьба мне неизвестна. Если вы что-либо узнаете о ней, сообщите, пожалуйста, мне, а также юным следопытам-пионерам 73-й средней школы г. Львова, которые много сделали для воссоздания истории нашего полка. Даже организовали две встречи фронтовиков. С товарищеским приветом, майор в отставке Истокский А. П. г. Бельцы». Мария Егоровна откладывает письмо, грустно вздыхает. — Мало нас, видно, осталось, однополчан. Сейчас бы встретила кого — может и не узнала. Тогда мы были другие... А, Сережа? Другие? — она поворачивается к мужу. Сергей Ефимович вскидывает голову:В мартовском номере нашего журнала за 1976 год была опубликована заметка фронтового кинооператора, ныне дважды лауреата Государственной премии СССР Т. Бунимовича, в которой рассказывалось о военной связистке-мотоциклистке Маше Одинцовой. Автор сожалел, что ему не удалось проследить дальнейший жизненный путь своей героини. И даже вынес в заголовок слова «Где ты. Маша Одинцова!». Казавшееся маловозможным осуществилось. В редакцию пришло одно письмо, другое, третье, четвертое. Мы узнали адрес Марии Егоровны, списались с ней. Потом в гостях у Одинцовых побывал наш корреспондент. Так появился этот очерк. После непрерывных московских дождей сухой теплый ночной воздух в алмаатинском аэропорту показался необыкновенно ароматным. Только чуть позже, уже выйдя на просторную площадь, я понял, что виной тому — белая акация, тонкий запах которой витал в воздухе, создавал настроение покоя. И когда я уже ехал по темному, утонувшему в зелени городу, все не покидало ощущение, что попал яв благодатный край, где ждут добрые встречи... Утром город оказался еще лучше, чем виделся ночью. А тихая узенькая Саркандская улица, которую отыскал не без труда, и вовсе очаровала высоченными пирамидальными тополями, пересвистом скворцов, нежным воркованием горлинок...6Письмо первое «Уважаемая редакция журнала «За рулем»! Прошу сообщить тов. Бунимоаичу, что Маша Одинцова живет в гор. АлмаАте-2, ул. Саркандская, вместе со своим мужем Одинцовым Сергеем Ефимовичем. Осенью 1975 года в Новосибирске была организована встреча ветеранов автомотоспорта, участников первого сибирского зимнего мотопробега имени 18-й партконференции, на встрече присутствовал мастер спорта Одинцов Сергей Ефимович... Он рассказал, что во время войны был на фронте вместе со своей женой Марией Егоровной... А. Гречишников». ...Сергей Ефимович читает письмо раз, другой. Улыбается. — Все верно. Встречались мы в нашем родном Новосибирске. Вспоминали былое, довоенные годы. И ведь что удивительно — все помнится! В 1931 году пришел я совсем еще пацаном в автобазу управления связи. Там первый раз, можно сказать, по-настоящему мотоцикл увидел. Кружок у нас был осоавиахимовский — в нем и начинал. Сначала стал шофером. Потом — мотоциклистом. В тридцать шестом ушел в армию, отслужил, вернулся — и опять на базу. В то время и пришла к нам — тоже шофером после осоавиахимовских курсов — молоденькая Маша Комаркова. Познакомились. Полюбили друг дру Международный тенсний день— Да ты что1 Какие были, такие и остались! — и оба смеются. — Может, ты и прав, остались такими же, — соглашается Мария Егоровна. — Помнишь, в воскресенье 22 июня поехали в парк кататься на мотоциклах. Там и узнали, что началась война. Мария Егоровна задумывается. Потом неторопливо рассказывает: — Уже на следующий день, 23-го ушел на фронт Сергей. Я поплакала, как любая жена. А потом пошла в военкомат: «Хочу в армию! Умею водить мотоцикл, автомобиль, стреляю не хуже любого парня — там мое место!» Сначала слушать не хотели. Но у меня упрямства — на десятерых. Через месяц уступили. Надела я солдатскую форму. Попала как раз в 59-й отдельный полк связи, о котором в письме говорится. М о тоцикл мне достался ИЖ—8. Выяснилось, что яв полку чуть ли не самый «крупный специалист» по мотоделу. Очень пригодилась осоавиахимовская подготовка, стала сама учить других. Память-то штука странная: иное забывается, а тут вот даже фамилии ребят запомнила, которых учила ездить, — Рогалев, Кочетов, Тоскин, Салецкий... Боевые дела? Да какие они у связистов! Дадут пакет — и, как говорит Сережа, — «дуй до горы, дорога лугом!» Иной раз толком-то и не знаешь, где свои, где фашисты. А то попадешь в перестрелку — пули жужжат, а тебе надо ехать. Ну и летишь. Тут уж спортивная подготовка, опыт участия в мотокроссах не просто помогали, а, можно сказать, спасали жизнь. Но об этом как-то не думалось. И всегда верили — победа будет! Мы, связисты, понимали, что делаем не самое трудное дело. Вот солдаты на передовой — тем тяжело... И потому, когда меня наградили медалью «За боевые заслуги», сперва растерялась. Ничего ведь особенного не сделала. Потом получила еще одну медаль — «За отвагу». Но к тому времени я уже пересела за руль автомобиля. У командира полка ранило шофера, мне приказали его заменить. Это уже за Харьковом было, в сорок третьем. Потом Правобережная Украина, Прикарпатье, Чехословакия, Австрия... Оттуда меня и забрал Сережа. — Как забрал? — не понял я. Мария Егоровна взглянула на мужа, рассмеялась. И он, встретив этот взгляд, засмеялся. Видно, эта страница жизни была им обоим как-то особенно памятна. — Фронтовые дороги у нас с Машей дважды пересекались, — перехватил инициативу Сергей Ефимович. — Первый раз она в сорок втором пригнала в Москву мотоцикл на ремонт — мы Как раз там стояли после боя. Увиделись накоротке, конечно. Потом в Карпатах. Однажды товарищ прибегает: «Сергей, ты Машу видел? Их машины вон в тот лесок пошли!» Опять повстречались. На войне такое — необыкновенное счастье! Ну, а потом я написал официально, как положено, рапорт — попросил перевести Машу в нашу часть. Я тогда был старшим лейтенантом, помпотехом 222-й отдельной автороты подвоза. Когда наша часть находилась в Польше, Маша была в Вене. Разрешение на перевод пришло. Я тогда за сутки обернулся: на мотоцикле с коляской из Польши в Австрию, забрал жену и вернулся. Гонка была как в детективе. Спортивный опыт и тут помог... Письмо третье «Уважаемые товарищи! Статья «Где ты, Маша Одинцова?», напечатанная в журнале, нас глубоко взволновала. Ведь мы хорошо знаем Марию Егоровну (так мы ее теперь называем)... В 1946 году она вместе с мужем, Сергеем Ефимовичем, с которым прошла войну, приехала в Алма-Ату ис тех пор живет здесь. С 1963 года работала на авторемонтном заводе «Аремз» начальником планового отдела. И мы, работавшие под руководством Марии Егоровны, знаем ее как человека исключительно скромного, трудолюбивого, чуткого и отзывчивого. На работе Мария Егоровна пользовалась авторитетом. Достаточно сказать, что коммунисты почти два десятилетия подряд избирали ее секретарем парторганизации. Как нам известно, супруги в послевоенные годы продолжали заниматься любимым видом спорта. Мария Егоровна была чемпионкой Казахстана. Оба они — и Мария Егоровна и Сергей Ефимович — имеют звание мастера спорта. С уважением Ляшенко Т. С , Ильченко Т. С , Подмогильная И. А., Толстова В. С » . — Ну что они понаписали, кто их за язык тянул! Прямо икону сделали. Ну подождите, я до вас доберусь!.. Мария Егоровна сердито говорила еще что-то в этом роде. И все-таки было заметно — ей это приятно. Пишут хорошее — значит, видели это хорошее в ней. — Ну, чего тут рассказывать... Как в Алма-Ату попали? Неожиданно. После демобилизации вернулись в Новосибирск. Пожили недели две. А родственники из Алма-Аты зовут: «Приезжайте, погостите!» Поехали. Город встретил теплом. Люди хорошие, добрые. Очень нам тут понравилось. Решили остаться. Думали, ненадолго, Оказалось — навсегда. Сережа начал работать в авторемонтной мастерской, инженером. Я — там же, нормировщиком, позже экономистом. Тут мы опять занялись по-настоящему спортом. Откуда только силы брались, как время выкраивали! День — на работе, потом — тренировки. Ночью строили из шпал вот этот дом. Еще нянчили сынишку. Держались на энтузиазме. Создали по тем временам приличную мотосекцию. Моей заслуги тут нет. Это все Сережа. Кроме работников нашей мастерской занимались в секции ребята с других предприятий. Брали только тех, кто хорошо работал. Постепенно коллектив сложился. Стали завоевывать призовые места на первенстве города, республиканских гонках. А когда в 1951 году комплектовали сборную Казахстана для участия во всесоюзных мотоциклетных соревнованиях, то среди 11 членов сборной семь были из нашей секции! В том числе и мы с Сережей. Наша команда тогда выступила очень удачно, заняла первое место. А я выполнила норму мастера спорта. (Потом я уточнил: Мария Егоровна не просто выполнила норму, она стала первым в Казахстане мастером спорта по мотокроссу. Это звание было ей присвоено 19 января 1952 года, значок № 4311.) — Как же так, Мария Егоровна, — заинтересовался я, — Сергей Ефимович учил, воспитывал других. А вы взяли да «обошли» его в звании? — Так ведь он своей подготовкой занимался меньше, чем командой. И получилось, что не только я, но и ученики его — П. Кислый, А. Золотарев, А. Белкин, В. Глаголевский, И. Зальцман, В. Дарвин стали мастерами, а ему все было недосуг. Потом наконец спохватился, и в 1958 году выполнил норматив, получил звание... Письмо четвертое «Уважаемая редакция! Для начала разрешите привести короткую выдержку из нашей местной газеты за 1964 год. Заметка называлась «Судят Одинцовы». Вот что писали в ней: «Этой встречей асов мотоспорта открылась в столице Казахстана спартакиада по те: ническим видам спорта. На ледяной дорожке Центрального стадиона, отражающей голубизну алма-атинского неба, выстроились лучшие мотогонщики Казахстана и Алтайского края. У судейских столов последние приготовления. Раскладываются секундомеры, карандаши, бумага. «Сергей, документацию проверил?» — спрашивает старшего судью С. Е. Одинцова секретарь судейской коллегии. Тот заглядывает в папку и утвердительно кивает головой: «Все в порядке, Маша, можно начинать». Ни судей, ни спортсменов не удивляет столь дружественный диалог не очень молодых людей. Они супруги. А кто из любителей мотоспорта не знает супругов Одинцовых1 Ведь еще не так давно без их участия не проходило ни одного сколько-нибудь значительного соревнования. Теперь же они выступают» совсем в ином качестве — они судьи. И гонщики никогда не предъявляют претензий. Они знают: раз судят Одинцовы — значит все как надо. Одинцовы не подведут». Горжусь тем, что училась судейству у Марии Егоровны, тем, что не один год провела рядом с ней за судейским столиком. Рада возможности хоть этими короткими штрихами дополнить рассказ о замечательной семье Одинцовых — о людях, связавших свою жизнь с Осоавиахимом, мотоспортом, с продолжателем Осоавиахима — оборонным патриотическим обществом ДОСААФ СССР. И хотя Мария Егоровна и Сергей Ефимович оставили работу — возраст дает о себе знать — они по-прежнему в строю спортсменов. А. Белоусова, судья республиканской категории». — Положим, Ада переборщила. Какой уж там строй. Однако делаем что можем, без этого трудно обойтись. Всетаки и вправду ведь, жизнь посвятили любимому делу. И никогда не жалели об этом. Считаем, что мы — счастливые люди. Так ведь, Сережа? — Конечно, счастливые! И счастливы мы, между прочим, не тем только, что вот прожили вместе столько лет, хлебнули всякого и выдержали все. Больше всего мы счастливы от того, что видим, как любимое дело наше — мотоциклетный спорт — завоевывает все большее признание. Счастливы от того, что ученики наши — Глаголевский, Зальцман, Дарвин, Кислый, многие другие — нашли свою дорогу не только в спорте, но ив жизни. А для наставника нет ничего отраднее. Б. ДЕМЧЕНКО, спецкор «За рулем» Москва — Алма-Ата — Москва7