Испытывает «За рулем»Как только из сообщений печати и телевидения стало известно о создании в Тольятти нового, оригинального автомобиля повышенной проходимости — ВАЗ—2121, в редакцию «За рулем» начали поступать письма. Свидетельствовали они о большом интересе автомобилистов к этой машине. Их авторы, в большинстве, естественно, жители сельской местности, хотели узнать подробности об устройстве и эксплуатационных возможностях нового автомобиля. Наш корреспондент инженер Б. СИНЕЛЬНИКОВ участвовал в двух пробегах ВАЗ—2121 и имел возможность познакомиться с машиной, что называется, в деле. Его рассказ мы и предлагаем вниманию читателей. Первый раз я увидел эти машины в конце февраля прошлого года в цехе, куда приехал сдавать ВАЗ—2101, прошедший редакционные испытания. Беседуя с техническим директором завода Маратом Нагумановичем Фаршатовым об освоении новой модели, узнал, что несколько ВАЗ—2121 отправляется в Москву ия могу поехать на одном из них. Разумеется, предложение было принято. Во второй половине следующего дня девять разноцветных вазовских джипов покинули родной Тольятти. Их экипажи были составлены из лучших водителей-испытателей и производственников, которые внесли наибольший вклад в выполнение пункта социалистического обязательства завода — собрать 50 новых автомобилей к открытию XXV съезда партии. Тысяча километров асфальтированной дороги, кое-где покрытой снегом или льдом, дала возможность познакомиться с поведением машины прежде всего на скоростном режиме движения. Это было тем более интересно, что всего несколько дней назад тот же путь был пройден на серийном ВАЗ—2101, завоевавшем повсеместное признание — у нас и за рубежом. Салон машины оказался очень теплым (хотя на улице стоял мороз около 18°), и было в нем почти так же уютно, как в привычных • жигулях». Колонна спокойно и уверенно двигалась в темпе головного автомобиля, где стрелка спидометра колебалась около цифры «90». По опыту знаю, что у машин, идущих сзади, скорость порой значительно превышает 100 км/час, ибо колонна, как гармошка, неизбежно растягивается и собирается. Помня это и принимая во внимание далеко не идеальное состояние дороги, спрашиваю, не слишком ли быстро мы едем. Руководитель пробега — заместитель главного конструктора А. Малявин включает радиотелефон и задает вопрос всем экипажам. В ответ слышим: «нормально», «хорошо» и даже «можно быстрей». Признаться, эти возгласы показались тогда не совсем откровенными. Позже, сев за руль, я понял, что ребята не бравировали. Машина уверенно держала дорогу и оставалась безразличной, если правые колеса ехали по обледенелой обочине, а левые по чистому асфальту. Повороты удавалось проходить на большей, чем в обычном ВАЗе, скорости, задняя часть почти не стремилась идти в занос. Когда стемнело и мы зажгли фары, оказалось, что, хотя они такие же, как у ВАЗ—2101 и 21011, освещают дорогу заметно лучше. «Может быть, внием автолюбителей, которое и срав-1 нить-то не с чем. Где бы мы ни останавливались, на городской или сель-. ской улице, просто на дороге или на берегу реки, — всюду попадали в кольцо людей, задававших самые разнообразные вопросы, начиная с предполагаемой цены и кончая передаточным числом редукторов. Нас обрадовало, что многие уже знали основные данные машины (из публикации в журнале), но, разумеется, больше было таких, кто ничего вообще о машине не слышал. И почти всегда стихийно возни-ВАЗ—2121:И ПРОХОДИМОСТЬ И КОМФОРТМашины без особого труда преодолевают препятствия, часто встречающиеся вне дорог. Фото А. Блохнинаних стоят другие лампы?» — предположил я . «Нет, те же, — объяснил главный инженер сборочно-кузовного производства М. Годзинский. — Просто фары стоят выше. Благодаря этому на них меньше попадает грязи». Он говорил и вел автомобиль с видимым удовольствием, маневрируя легко и уверенно, хотя уже несколько сот километров остались позади. По долгу службы ему довелось ездить на многих машина* самых разных марок и типов, и так хорошо, как ВАЗ—2121, вели себя, с его точки зрения, не многие из них. С тех пор яс нетерпением ждал, когда удастся испытать джип на тех дорогах, для которых он предназначен. Наконец нам сообщили, что принято решение выделить редакциям «Известий» и «За рулем» два ВАЗ—2121 для испытательного пробега. Обсудив всевозможные маршруты, остановились на «сибирском» варианте: из Братска в Москву, с заездом на Саяны. В пробеге приняли участие заводские водители-испытатели В. Карабанов и А. Иванов, а также корреспонденты «Известий» А. Блохнин, заводской газеты «Волжский автостроитель» М. Асмолкин и автор этих строк. Со дня роявления на сибирской земле машины пользовались таким внима-кало обсуждение. Высказывались разные мнения, предложения, порой наивные и взаимоисключающие. Но нередко и интересные. Теперь, когда завершен этот пробег протяженностью 15 тысяч километров, мы имеем некоторые основания вынести оценки и рассказать о главных особенностях отечественного джипа ВАЗ—2121, ответив тем самым на основные вопросы, которые интересуют автолюбителей. Начнем по порядку, к ак предстает автомобиль перед нами. Внешний вид. Большинству видевших машину в натуре она нравится. ВАЗ—2121 не маскируется под легко-Рис. 1. Автомобиль скороткой базой преодолевает более высокие препятствия, чем длиннобазный с одинаковым дорожным просветом. вой автомобиль с его изящными обводами, а сразу заявляет о себе как покоритель трудных дорог мужественными, но не грубыми чертами. Думается, что со временем, когда эти джипы будут часто встречаться на дорогах, их силуэт станет столь же привычным, как это произошло с «жигулями», которые поначалу многим казались слишком простыми, кургузыми и т. п. Две боковые двери. Их критиковали в основном те, кто знаком только с четырехдверным кузовом. Им кажется,но реже, чем в городе. Мы в этом убедились на собственном опыте в пробеге. Спору нет, пользоваться своей дверью задним пассажирам удобней, но давайте посмотрим, какой ценой этого можно достичь на машине такого типа, как ВАЗ—2121. Прежде всего, четырехдверный кузов значительно уступает двухдверному (такого же размера) в прочности и жесткости. А эти качества несущего кузова, да еще у джипа, чрезвычайно важны. Улучшить их можно толькочто садиться на заднее сиденье через переднюю дверь с руки лишь людям спортивного склада. Можем с уверенностью сказать, что это не такое большое неудобство, как представляется. Широкий дверной проем у «2121» и откидывающиеся вперед передние сиденья открывают достаточно хороший, удовлетворяющий даже малоподвижных людей доступ к заднему. Кстати, в сельской местности входить и выходить из машины приходится значительРис. 2. Чем меньше свесы (части, выступающие вперед и назад относительно осей) автомобиля, тем более крутые спуски и подъемы ему доступны.введением дополнительных элементов, что усложняет и утяжеляет конструкцию. Д ля размещения задних дверей потребовалось бы отодвинуть назад заднюю ось машины, то есть увеличить базу. Эта мера сразу сказалась бы на проходимости, ограничив высоту преодолеваемых препятствий (рис. 1). Кроме того, дополнительные двери — лишний источник возможных неисправностей (стекла, замки, петли и т. п.) и лазейки для пыли и воды. Все это, аРис. 3. Большое колесо, встретив выбоину, меньше опускается.также меньшая стоимость, простота ухода за двухдверным кузовом и ремонта убедили нас в рациональности применения его на ВАЗ—2121. Короткая задняя часть машины вызывает недоумение, пожалуй, только у начинающих автомобилистов. Конечно, отсутствие традиционного багажника несколько ограничивает возможности в перевозке груза, но зато машина выигрывает в более нужном ей качестве — проходимости. Чтобы убедиться в этом, не надо даже выезжать в лес. Посмотрите на рис. 2, и все станет понятно. В этой связи вспоминаются некоторые эпизоды нашей поездки, когда яв силу привычки опасался переезжать глубокие ямы, дабы не посадить задок кузова на грунт. А к концу пробега, кажется, совсем забыл, что такая возможность вообще существует. Багажное отделение все же в машине есть. Оно расположено за спинкой заднего сиденья. Там умещаются два больших чемодана и несколько сумок. Если же надо перевезти более громоздкие вещи, его можно сложить, и тогда освободится вся задняя часть кузова. Пользоваться багажным отделением очень удобно благодаря большой третьей двери. Поднимаясь вверх, она открывает почти всю заднюю стенку кузова — и, пожалуйста, грузите мешки, ящики и даже холодильник. Удобно? Очень. Что бы хотелось иметь там еще, так это очиститель стекла, ибо пользоваться зеркалом заднего вида, установленным в кабине, удобнее, чем боковыми. И, конечно, в резерве у водителя есть еще одна грузовая площадка — багажник, который всегда можно установить на крышу. Мы использовали эту возможность, снабдив одну машину палаткой-багажником ПА-1, выпускаемой правдинским (Горьковская область) заводом радиорелейной аппаратуры (см. «За рулем», 1974, № 6; 1975, № б). Я уже давно познакомился с ее замечательными качествами — быстротой установки и раскладки, компактностью и высоким комфортом, когда ездил с ней на «жигулях» и « И Ж — комби». Мои спутники, в первую очередь заводские испытатели, однако, опасались вредного влияния палатки (весит она все-таки 40 кг) на устойчивость и управляемость автомобиля, который намного выше других легковых машин. К нашему общему удовлетворению, ВАЗ—2121 нормально вел себя даже тогда, когда на палатке-багажнике ехало и второе запасное колесо. А первое? По воле конструкторов, покинув привычное место в багажнике, оно переселилось в моторный отсек, где заняло пустующее пространство. Прямо в колесе — удобное место для сумки с инструментом, а рядом с ним закреплен домкрат. Опасение, что колесо будет сильно нагреваться от мотора, не подтвердилось. Оно оставалось заметно холоднее тех, что стояли на машине. Во всяком случае, расположение «запаски» под капотом мне не показалось неудобным — скорее непривычным. Бамперы у ВАЗ—2121 сделаны из твердого алюминиевого сплава, имеют П-образный профиль и снабжены на