концах пластмассовыми наконечниками, подобными тем, что стоят на ВАЗ—2106. Такое решение, безусловно, понравится будущим владельцам машины — не нужно заботиться о защите их от коррозии, а при неудачном маневре, когда обычно страдают концы бамперов (из-за чего приходится их менять), все обойдется благополучно благодаря эластичности наконечников, или, в крайнем случае, дело ограничится их заменой. Кроме своего прямого назначения бамперы выполняют еще одну важнуюПока мы осматриваем Братскую ГЭС, строители знаномятся с машиной палаткой.функцию — они защищают машину от летящих из-под колес воды и грязи. Наши водители рассказывали, что на первых образцах фары и стекла быстро забрызгивались, а сейчас найден довольно удачный вариант. Разумеется, полностью избавиться от забрызгивания на машине с такими малыми свесами невозможно. Поэтому совсем не излишеством являются установленные на ВАЗ — 2121 очиститель с омывателем фар, если учесть к тому же, по каким грязным дорогам приходится ездить джипу. Два раза ночью мы попадали в моросящий дождь на асфальтированном шоссе. Фонтаны грязевых брызг, поднимаемые колесами не только идущих впереди, но и встречных машин, буквально через каждые пять минут залепляли наши фары так, что мы не видели их света. Но нам вовсе не нужно было, как это обычно делают, останавливаться и протирать их тряпкой. Достаточно включить очиститель, чтобы через несколько секунд снова увидеть освещенную дорогу. Большие колеса (размер шин 6,9516) обеспечивают столь необходимый машине повышенной проходимости большой дорожный просвет. У ВАЗ—2121 он составляет 228 мм — почти на 60 мм выше, чем у «жигулей» и «москвичей». По этому важнейшему размеру новый джип превосходит на 20 мм даже широко известный ГАЗ—69. Дорожный просвет, пожалуй, первое, чем интересуются автомобилисты, знакомясь с этой машиной. Они приседают, чтобы лучше оценить его, и с похвалой качают головой, очевидно, представляя, как бы легко они проехали по той грунтовой дороге, где накануне вынуждены были остановиться, чтобы не сесть днищем на землю. Признаться, первое время, когда наша машина двигалась по глубокой колее, пробитой грузовиками в мягком грунте, я ловил себя на том, что напряженно жду появления характерного скрежета металла, трущегося о землю или камни. Но не дождался! По всем дорогам, где шли обычные грузовики, наш автомобиль двигался без особого труда. Не меньше восторга вызывала у всех очевидцев способность ВАЗ—2121 преодолевать брод. Если мы видели, что по нему вообще ходят машины, то смело спускались в воду. Причем во время движения по твердому дну даже не надо было прибегать к помощи демультипликатора — хватало первой, а иногда и второй передачи. Включать понижающую приходилось лишь на песчаных, вязких бродах. Очевидно, что чем больше колеса, тем более высокие препятствия они могут преодолевать. Кроме того, с ними машина плавнее перекатывается через небольшие неровности дороги (рис. 3), что позволяет идти с большей скоростью. Особенно наглядно это преимущество мы чувствовали на щебеночных дорогах, которых в Сибири больше всего. Если обычные легковые машины могли развивать 50—60, реже 70 км/час, то наш предел, определяемый таким же, как у них, уровнем вибраций, устойчивости и т. п., был на 15—20 км/час выше. Конечно, этому способствуют также отличия в подвеске колес, характеристиках амортизаторов и другие особенности джипа. Согласитесь, достоинство немалое. После ознакомления с этой нашей характеристикой сведущие автомобилисты задают обычно вопрос о поведении машины на шоссе, когда она движется на высокой скорости, полагая, что короткая база и высоко расположенный центр тяжести должны сильно ухудшить устойчивость, управляемость и плавность хода. С большим удовлетворением констатируем: по асфальтированному шоссе ВАЗ—2121 спокойно и уверенно едет со скоростью 110120 км/час. Поведение машины, ощущения водителя и пассажиров при этом примерно такие же, как на «жигулях» при 130—135 км/час. Дело в том, что наряду с повышением центра тяжести относительно дороги (в результате увеличения дорожного просвета и общей высоты машины) расширена колея передних (до 1430 мм) и задних (до 1400 мм) колес. Она соответственно на 85 и 66 мм больше, чем у ВАЗ—2101. Благодаря этому ВАЗ—2121 по расположению центра тяжести относительно точек опоры (колес) не намного отличается от других легковых машин. Кстати, такая широкая колея позволяет на мягкой дороге двигаться по следу грузовиков. А это, конечно, проще и удобней, чем ехать на «москвиче» или «жигулях», балансируя на гребнях. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер Тольятти — Москва; Братск — Москва Окончание следуетТЕХНИКАМодернизированный «Днепр»В минувшем , 1976 году киевский мото циклетный завод провел серьезную модернизациювыпускаемого им мото цикла «Днепр» М Т10 . Сначала была увеличена мощность двигателя — с 32 до 36 л. с. ( с м . «За рулем » , 1976, № 10), а затемизмененынекоторые узлы эки п ажной части. Это этап широкой прог раммы совершенствования и повышения качества изготовления мотоцикла, н аме ченной на текущую пятилетку. М одерни зированная модель получила обозначе ние МТ10 — 3 6 . Основные направления проведенных работ были определенытребованиями новых, б олее строгих ГОСТов в части повышения активной и пассивной без опасности мотоциклаиснижениявнеш него шума. О дним из главных устройств, о беспе чивающих безопасность машины, являются тормоза . Чтобы повысить эффек тивность торможения , к ореннойпере д елке подвергли тормозпереднегоко леса (рис. 1). У него не одна, а две активных колодки , к аждая из которых приводится в действие самостоятельным кулачкомпосредствомведущегои вед омого рычагов. З азорымеждуколод к амиитормознымбарабаном по мере износа регулируются сначала натяжени е м троса ( п рипомощиштуцера ) , а затем поворотом кулачков на оси. Такое устройство на тяжелых отечественных мо тоциклах применено впервые. В ажным достоинством нового тормоза является и то, что егоможно установить на любуюпрежнюю (начиная сК — 7 50М ) модель киевскогомотоциклетного завода. У «Днепра» М Т10 — 3 6 передний тормоз может действовать и как стояноч ный. Д ля этого достаточно нажать рычаг тормоза (на руле ) и застопорить его специальным фиксатором , выполненным в виде кнопки (рис. 2). М еханизм несложный, но довольно удобный в эксплуатации. Рычаги сцепления итормоз оканчиваются сферическими наконечниками Мотоцикл «Днепр» МТ10 — 36. Внешне его можно отличить от прежних моделей по рычагам с шариками на концах, накидным гайкам на выпускных трубах, откидывающейся вверх — назад подножке для пассажира.диаметром 20 мм, как у всех современных спортивных машин — они сделаны, чтобы предупредить возможные травмы. Кроме того, торец грязевого щитка переднего колеса забортован, а подножки для пассажира можно отбрасывать вверх и назад под углом 45°. По просьбе потребителей мотоцикл теперь снабжен противоугонным устройством — замком, запирающим руль в рулевой колонке (рис. 3).Новая модель более безопасна в пожарном отношении благодаря введению на бензошлангах (рис. 4) зажимов. Они подстраховывают соскакивание шланга и исключают попадание бензина на горячие детали. С целью уменьшить шум впуска на МТ10—36 применен новый воздушный фильтр с эффективным глушителем. Опять-таки его можно устанавливать на все модели «Днепра» (МТ8, МТ9, МТ10),но с обязательной заменой главного жиклера карбюратора пропускной спо3 собностью 200 см /мин новым жиклером, у которого этот показатель — 3 180 см /мин. Шум, вызываемый выходом отработавших газов, удалось снизить, создав новый глушитель (рис. 5). Его наружный диаметр увеличен до 86 мм, а объем — в 1,6 раза. Подверглись изменению и внутренний набор глушителя, выпускные трубы. К цилиндру они теперь крепятся не хомутами, как раньше, а накидными гайками, которые обеспечивают более плотное соединение и благодаря значительной массе и ребрам отводят от труб много тепла. В результате названных усовершенствований удалось снизить уровень внешнего шума мотоцикла на 10 децибел. Он теперь входит в группу самых тихих мотоциклов. В новом глушителе отработавшие газы проходят с меньшей скоростью и расширяются намного больше, чем в старом. Это наряду с увеличенной площадью поверхности глушителя снижает его теплонапряженность, а стало быть, увеличивает долговечность. Надеемся, что такой дефект, как прогар глушителя, случавшийся прежде, теперь не повторится. Владельцам «днепров» прежних выпусков сообщаем, что эти глушители (в комплекте с хомутами) можно устанавливать на их машины без всяких доработок. Надеемся, изменения, которыми отличается конструкция нашей последней модели, получат положительную оценку мотолюбителей. В. ЯРМАК, главный конструктор КМЗ г. Киев3. «За рулем» № 313