В контейнере № 3: приборы системы зажигания и электрооборудования; макеты и плакаты по электрооборудованию автомобилей. В контейнере № 4: механизм сцепления с приборами и деталями привода, коробка передач в разрезе, простой и универсальный карданные шарниры, главная передача и дифференциал в разрезе, полуоси и ступицы задних колес; макеты и плакаты по устройству трансмиссии. В контейнере № 5: подвеска передних колес с амортизаторами, тормозными механизмами и рулевым приводом, рулевой механизм, главный тормознойцилиндр, тормозной механизм заднего колеса, привод стояночного тормоза; макеты и плакаты по устройству передней подвески, рулевого управления и тормозов. В контейнере № 6: экран, кинопроектор и диапроектор, кинофильмы и диафильмы по устройству и техническому обслуживанию автомобиля и правилам движения; два-три комплекта (ящика) пособий по правилам движения — действующие светофоры, металлические планшеты с изображением типовых перекрестков и площадей и набором магнитных макетов автомобилей и мотоциклов, средств регулирования. Сам контейнер состоит из металлической рамы с днищем, установленной на четырех поворотных колесиках, и решетчатых стенок, две из которых съемные — это позволяет использовать контейнер как демонстрационный стол. Внутри предусмотрены полки для учебных экспонатов. Крупные механизмы и агрегаты прикреплены к днищу. Собранный контейнер закрывается брезентовым чехлом. Для транспортировки используетсяавтомобиль-фургон, оборудованный специальным грузоподъемным бортом, при помощи которого контейнеры поднимают в кузов и сгружают оттуда. В фургоне их устанавливают в два ряда, каждый ряд удерживается от перемещения специальной планкой. В зависимости от наличия передвижных автоклассов и количества одновременно действующих курсов может быть два варианта использования учебного оборудования; его вывозят в один пункт или рассредоточивают по одному-два контейнера в нескольких пунктах в соответствии со сроками, когда изучается та или иная тема в группах. Таким образом, одним автоклассом можно обслуживать сразу несколько групп. Надо только разработать специальный график перемещения контейнеров. Курсы, обслуживаемые передвижными автоклассами, для занятий по вождению получают автомобили на условиях проката из близлежащих автошкол, школ технической подготовки и штатных спорттехклубов, которые на это время выделяют им и инструкторов. Возможно, как это делают некоторые комитеты ДОСААФ , размещать передвижной класс ив фургоне-прицепе, который затб'м буксируется в район, где работают курсы. Наряду'с приборами и агрегатами автомобилей в передвижных классах рекомендуется использовать комплекты учебных наглядных пособий, их выпускает для кабинетов по автоделу Всесоюзный трест производственных предприятий Госкомитета Совета Министров СССР по профтехобразованию. Эти комплекты включают действующие модели и макеты агрегатов, узлов и приборов, демонстрационные пособия и плакаты для изучения правил движения. Передвижные мотоциклетные классы разработал и изготовил своими силами коллектив алма-атинского городского спортивно-технического клуба (начальник Г. Науменко). Что представляет собой такой класс? Это мотоцикл и его разрезные агрегаты, размещенные в деревянном ящике соответствующих размеров. Мотоцикл крепится при помощи хомутов, — они сделаны на колесах и присоединяются к подвижной планке, — а также растяжек. На днище размещаются детали и узлы двигателя, коробки передач, сцепления, электрооборудования и других механизмов, необходимых в ходе изучения их устройства и действия, технического обслуживания.В организациях ДОСААФВ ящике предусмотрено место для комплекта плакатов по устройству мотоцикла и правилам дорожного движения, набора магнитных макетов транспортных средств, светофоров,и другого инвентаря для изучения правил. Вверху на боковых стенках установлены две лампы, обеспечивающие хорошее освещение учебных экспонатов. Укрепленная на замках крышка внутри покрыта линолеумом и служит классной доской, которую преподаватель использует во время занятий для зарисовок, для плакатов и щитов по правилам движения. Класс вывозят к месту, где сформирована учебная группа, а по окончании курса перебазируют в другое место. В течение года на одной «передвижке» можно обучить как минимум четыре группы (100—120 человек), а при двухсменном использовании — вдвое больше. Как показывает опыт, учебное оборудование в таком передвижном классе обеспечивает проведение занятий по всем теоретическим темам программы. Что же касается практической части, то она организуется либо на мотоциклах обучаемых, либо на учебных из ближайшей автошколы или спорттехклуба, которые можно взять на условиях проката. Опыт казахстанских и эстонских товарищей свидетельствует о том, что передвижные мотоциклетные и автомобильные классы — дело весьма перспективное. С их помощью можно значительно расширить и улучшить качество подготовки авто- и мотолюбителей и тем самым удовлетворить запросы трудящихся, которые стремятся получить водительские удостоверения. А поскольку новому методу обучения можно предсказать будущее, целесообразно было бы организовать .изготовление таких классов централизованно. Передвижные классы демонстрировались не так давно на всесоюзных учебнометодических сборах инструкторов ЦК ДОСААФ союзных республик, краевых и областных комитетов, ведающих платной подготовкой, и получили высокую оценку участников. Сейчас дело за тем, чтобы классы на колесах получили широкое распространение во всех республиках, краях и областях. К. ШЕСТОПАЛОВ, начальник отдела ЦК ДОСААФ СССР•"*.<>«•••