ПЗЕАЕНАЩВОЛНАСтраницы 22—29ЗИМЫ КОНЕЦ, ВЕСНЫ НАЧАЛОМарт. По календарю — весна, а на дорогах зима нет-нет да и расставит в последний раз свои коварные ловушки. И солнце, вроде бы, светит щедрее, длиннее стал день, и обнажившийся асфальт так и манит прокатиться «с ветерком», но... В затененных местах покрытие неожиданно оказывается обледенелым, и беда тут как тут. А то вдруг завьюжит и занесет дорогу мокрым снегом. Ночью же ударит морозец, и снежная кашица сразу превратится в ледовый панцирь. В общем, в начале весны на льду иной раз оказываешься чаще, чем зимой. Вот почему, продолжая разговор на эту тему, начатый в предыдущем номере журнала, мы решили дать автомобилистам еще несколько советов, которые выбрали в различных пособиях, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Может быть, для опытных водителей откровений в них и нет. Но, как говорится, повторенье — мать учения.Следует ли при гололеде снижать давление в шинах? Ответ далеко не прост. Небольшое снижение давления мало улучшит их сцепление с дорогой. Если гололед таков, что почти невозможно ехать, лучше основательно снизить давление, однако не до такой степени, конечно, чтобы обода колес «жевали» борта шин. Ехать в таком случае следует очень медленно, и еще медленнее — на поворотах, а как только гололед кончится, вновь накачать шины. Самую большую опасность таят склоны и крутые повороты. Старайтесь пройти эти участки на малой скорости, не пользуясь тормозами. Если дорожное покрытие очищено от снега, а его отвалы по бокам дороги не убраны, можно ждать появления на асфальте ледяных «языков», возникающих из-за подтаивания снега на солнечной стороне. Поэтому вид расчищенной до асфальта дороги не должен притуплять вашу бдительность. Подъезжая к мосту при температуре, близкой к нулевой, помните, что на его покрытии может образоваться тонкая ледяная корочка от холодного ветра, постоянно дующего между опорами и фермами. Поэтому перед мостом сбавьте скорость, ни в коем случае не идите на обгон и не делайте резких движений рулем. Будьте особенно внимательны при боковом ветре. Опасны в такую погоду и туннели: снег и вода попадают в туннель вместе с проезжающими машинами, а сквозняки содействуют появлению ледяной корки. Поэтому и тут необходимы уменьшение скорости и осторожность с маневрами. При снегопаде под крыльями колес накапливается снег, превращающийся во время длительной поездки в ледяные наросты, которые могут ограничить способность передних колес к маневрированию. Помните это и на остановках выбивайте лед из-под крыльев. Некоторые водители допускают ошибку, когда очищают от снега только лобовое стекло, оставляя его на крыше автомобиля. Это опасно. В пути машина изнутри нагревается и при торможении подтаявшая снежная масса может, съехав с крыши на переднее стекло, лишить водителя видимости. При снегопаде обязательно включайте габаритные огни или ближний свет. У нас, к сожалению, этим редко пользуются, тем самым осложняя обстановку на дорогах. Если ваша машина попала в сугроб, попробуйте выбраться, используя метод «взад—вперед». Не получится — отправляйтесь за подмогой, но предварительно отгребите снег от машины, чтобы она не вмерзла в слегка подтаявшую снежную массу. Лучшим, испытанным средством против гололеда и заснеженных участков при отсутствии специальных зимних покрышек остаются цепи. Движение с ними безопасно и надежно. Однако надо помнить: на сухих бесснежных участках — скорость не выше 50 км/час, на заснеженных — не выше 70 км/час. Место для стоянки следует выбирать в безветренном месте. В то же время никогда не ставьте автомобиль вплотную к строениям, так как есть опасность подтаивания и падения снега и ледяных наростов с крыш, карнизов и балконов.Хуже всего, если гололедица застает врасплох. Поэтому надо знать условия, при которых она возникает. Помните, что наиболее вероятен гололед утром, когда на небе тучи, влажность воздуха повышена, а температура близка к нулю. Заморосит дождь — и холодный асфальт немедленно покроется льдом. Следует опасаться влажных низин, ложбин и защищенных от ветра лесных участков дороги — это наиболее вероятные места образования гололеда. Опытный и внимательный глаз может заметить зоны, где проезжая часть приобрела шелковистый отблеск, являющийся признаком гололеда. Бывает также, что слышится особое «пришептывание» шин на обледенелом дорожном покрытии. Предвидеть гололед можно по необычно медленному движению встречных машин: без сомнения, их водители имели веские основания снизить скорость. Если вдруг обнаруживается, что вы едете по гололеду, нет ничего опаснее потери самообладания. Никакого торможения или даже резкого отпускания педали «газа». Скорость должна снижаться очень постепенно. Водитель оказывается 22в весьма сложном положении: нельзя ни тормозить, ни увеличивать скорость, а действия рулем должны быть осторожными, почти неощутимыми — иначе автомобиль начнет скользить. При движении по гололеду вы должны видеть гораздо дальше вперед и предусматривать заранее все, что может заставить остановиться или изменить направление. Дистанцию увеличьте по крайней мере втрое против обычной, чтобы сохранить возможность маневра. Все это требует особого напряжения, отчего, преодолев несколько километров трудного пути, водитель нередко начинает думать: «Дело идет не так уж плохо» — и ослабляет внимание. Именно в такие моменты может случиться авария. Не очень крутой обледенелый подъем можно преодолеть за счет исключительной чувствительности правой ноги, нажимая на педаль «газа» плавными движениями. Если на середине подъема автомобиль начинает буксовать, то лучше иногда спуститься и попробовать преодолеть подъем с разгона. При определенных условиях для этого можно использовать обочину.