20
21
но, к аждыйспортсмендолжен отчетливо представлять себе место своей машинывклассификациии готовить ее сполнымзнаниемдела . А для этого надохорошознатьруководящий докум ент . В связисэтимхотимдать один совет. З накомитьсясдокументомнадов строгой последовательности , н ачинаяс первой главы , и бо многое в содерж анииглаввзаимосвязано . Тому, к торешитограничитьсявыборочными свед ениями , это пользы не принесет . Классификация автомобилей уже введена. Т ехническиетребованияпокадействуютпрежние , О срокеих введен ия будет сообщено особо. Д окумент этот находитсявпечатиивближайшеевремя будет разосланЦКДОСААФ союзных республик, а в РСФСР — комитетам ДОСААФ автономных республик, краев и областей. В. Л АПИН , з аслуженный тренер РСФСРКПД.РАЛЛИРалли давно уже стали чем-то привычным, неотъемлемым в нашей спортивной жизни . Встречая автомобили со стартовыми номерами на дверцах, мы сразу жезаключаем : идет ралли. Популярность этих соревнований с каждым годом растет. Они стали доступны не только тем, кто давно и регулярно занимается автомобильным спортом, — для профессиональных водителей. В последнее время у нас все чаще проходят ралли для автолюбителей. О все возрастающем интересе к ним свидетельствуют и многочисленные письма читателей в редакцию с просьбой рассказать, что нужно знать и уметь, чтобы стать участником ралли. Идя навстречу этим пожеланиям, ред акция публикует в помощь начинающ им спортсменам статьи о ралли — об их сущности, основных положениях правил соревнований, «секретах» подготовки машины, способах вождения, тактике. И х автор — инженер-конструктор АЗЛК , участник автомарафонов Лондон — С иднейиЛондон — Мехико, з аслуженный мастер спорта Виктор Щавелев. Д умается , что некоторые советы будут полезны не только будущим участникам соревнований, но и всем молодым водителям. д оведены до автоматизма . Если сумми ­ р овать все, то можносказать , ч то он обладает высокой культурой вождения, в ключаяв это понятиеидоброжела ­ т ельностьпоотношениюкдругим водителям, к пешеходам, отзывчивость и т. д . Он никогданестанетсигналить замешкавшемуся перед светофором молодомуводителю , не подрежетпутьсоседнемуавтомобилю , о становит маш инуперед «зеброй», ч тобыдать возможность людям перейти дорогу. Естественно, м ожетвозникнуть вопрос, н ельзялиприобрести необходим ыенавыкиприобычной езде. К онеч ­ но, м ожно , н отакойпроцесс более длителен и менее эффективен. Яснее это станет после того, к огдамы познакомимся с тем, что такое ралли. Х орошосказалоралли Ю. К лемановв своей книге « Г онщики » : «Оно многообразно и монотонно, увлекательно иизнурительно , б ескомпромисснои полн онеожиданностей . Оно требуетраз ­ н ообразногомастерства , б ольшой внутренней дисциплины и напряженного мышления в постоянно меняющейся обстановке*. Содержание ралли, их программа не являются чем-то застывшим , п остоян ­ ным. Лет пятнадцать—двадцать назад главнымвнихбылидорожные соревн ования — пробег от одного города до другогозаопределенныйотрезок времени, п рирегламентированной скорос тидвижения . Н оменялись автомобили, о бщий уровень мастерства спортсменов, и организаторыпостепенно стал иувеличиватьсредниескорости , усл ожнять трассы, вводить дополнительн ыесоревнования — с коростные учас тки , ф игурноевождение , с лалом , кольц евыеиипподромныегонкии т. д. Т акраллипостепеннопревращалисьв комп лексноеиспытание , т ребующее от учас тниковвысокогоспортивного мастерства, п рекрасногознанияавтомобиль ­ ной техники . Ч тожепредставляют собой автомобильные ралли? Кто и почему оказывается в них победителем? Из чего складывается зачетный результат? П режде всего, с портсмены должны преодолеть заданный спортивными судьямимаршрутив строгой последов ательностипройти все контрольные пункты, соблюдая при этом заданныйрежимдвижения , то есть получить отметкунакаждомобъявленном пункте вточнозаданноевремя . Эта частьраллиназывается дорожн ымисоревнованиямиипроходит по дорогам общего пользования , о ткрытым для всех. Спортивные автомобили мчатсяв потоке транспортаи подчин яются всем правиламдвижения . В то жевремяонидолжнывыдержать зад анныйграфик , к оторыйнередко бывает достаточнотрудным . И здесь глав-На ближайший спортивный цикл, который, к ак известно, включает период между двумя спартакиадами, ФАС СССР определила следующий перечень гон -мых, легковых, г рузовых автомобилей и картов для участия в чемпионатах СССР. КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ Гоночные автомобили III формула (международная) — до 2000 см 3 ; «Восток» — до 1300 см'; 3 «Молодежная» — до 350 см . Серийные легковые автомобили группы 2I класс — до 1300 см 3 ; * II класс — с выше 1300 до 1600 смЗ; * III класс — с выше 2000 до 2500 смЗ; * IV класс — до 1300 см 3 ; V класс -- свыше 1300 до 1600 см 3 ;3 VI класс — с выше 2000 до 2500 см . РАЛЛИ Серийные легковые автомобили группы 1I класс — до 1300 см 3 ; II класс — с выше 1300 до 1600 см 3 ; 3 III класс — свыше 2000 до 2500 см . Серийные легковые автомобили группы 2 IV класс — до 2500 см 3 . КРОСС Серийные легковые автомобили группы 1I класс — до 2500 см 3 . Спортивно-кроссовые автомобили «багги» II класс — до 1300 см 3 ; III класс — с выше 1300 до 2500 см 3 . Серийные грузовые автомобили группы 1 IV класс — до 1,5 тонны; V класс — с выше 1,5 до 4,0 тонны; VI класс — свыше 4,0 до 6,0 тонны. ТРЕКОВЫЕ ГОНКИ Серийные легковые автомобили группы 1 II класс — свыше 2000 до 2500 ом 3 . Серийные легковые автомобили группы 2I класс — до 1600 см 3 . МНОГОБОРЬЕ Серийные автомобили группы 1I класс — легковой автомобиль; II класс — грузовой автомобиль. КАРТИНГ I класс — до 125 см3 без коробки передач (международный); II класс — д о 125 см3скоробкойпередач (международный); «Союзный» — до 125 3 3; см «Юниор» — до 125 см ; «Пионер» — до 50 см3. Трековые гонки по 3 льду (картинг) I класс — до 250 см . * Для автомобилей I, II и III классов двигатель, коробка передач, главная передача идифференциал должны соответствовать требованиям категории «А» группы 1. 20Не такужечастоможновстретить водителя, который откровенно приз налсябы , ч тослабоватвтехнике упр авленияавтомобилем . Б олее того, порой считают себя непогрешимымив этом деле даже те, к то едва наездил год. Н овглядитесьвнескончаемый поток автомобилей , и высразуже заметите, ч тодалеко не все, к то сидит за рулем, одинаково легко и уверенно тормозят перед перекрестком , трогаются назеленыйсигналсветофора , перестраиваются из ряда вряд или ставят машину к тротуару. У каждого есть, к онечно , п раванауправление автомоб илем , но дляодних езда — удовольствие, д лядругих — с плошнаяцепь опасных ситуаций, трудная работа. Б ольше всего погрешностей допускают, к акправило , в ладельцыличныхавтомобилей . И это естественно : ведь они имеютменьшепрактики , ч ем шоф еры - п рофессионалы . О днакои среди тех есть такие , к тонеблещетмастер ­ ством. В то жевремяврядлинайдется вод итель , к оторый не старался бы овлад етьвсовершенствеискусством управл енияавтомобилем . Д ля этого есть не один путь , н о , п ожалуй , с амыйэффек ­ т ивныйч - у частиевавтомобильных сор евнованиях . К такомувыводуя приш елналичномопыте . Спортсмен-ралл истуверенночувствует себя зарулем , быстро ориентируетсявсложной дор ожнойситуации , все движенияу него нос — мастерство гонщика, умение искусно использовать обстановку на дороге, чтобы уверенно и безопасно вести автомобиль с нужной скоростью, а также действия штурмана, который обязан правильно и быстро отыскать дорогу, заранее предупредить о предстоящем маневре на перекрестке, повороте и т. д. Любая ошибка в маршруте, непредвиденная остановка для ориентирования — это безвозвратно потерянные секунды, из которых складываются минуты. Если нескольким экипажам удастся пройти дорожные испытания без отклонений от графика, то у этих участников будет одинаковый результат — ноль штрафных очков. Для того чтобы выявить сильнейшего, дать возможность тому, кто проявит высокое мастерство, компенсировать мелкие ошибки дорожных соревнований, в ралли всегда предусматриваются различного рода дополнительные состязания. Это могут быть скоростное маневрирование, слаломы, разгон — торможение, а также другие упражнения. Иногда в программу включаются состязания по техническому обслуживанию автомобиля: смена колеса, пусковая проба двигателя и др. В некоторых ралли, более приближенных к туристским, где встречаются спортсмены определенных профессий, проводятся состязания-конкурсы по интересам — журналисты получают задание написать двадцать строк на какую-то тему, охотники разбивают палатки и разводят огонь. В чисто спортивных ралли чаще всего предусматривают наиболее трудные упражнения: кольцевые и ипподромные гонки, дорожные гонки и специальные участки. Эти, так называемые скоростные испытания проводятся на трассах, закрытых для общего движения. Задача спортсменов — пройти дистанцию за минимальное время, то есть показать наивысшую скорость, и результат здесь измеряется секундами. Специальные участки и дорожные гонки устраивают, как правило, на особенно трудных отрезках трассы, с множеством поворотов, спусков и подъемов, на узких дорогах, нередко без усовершенствованного покрытия. Здесь спортсмены получают возможность в полной мере проявить свое мастерство. Требуются знание многих условий, от которых зависят устойчивость и управляемость автомобиля, большой водительский опыт, чтобы непрерывно сужать «коридор» между допустимой скоростью и безопасностью на каждом встречающемся повороте, на подъемах и спусках, на резких и закрытых изломах дороги. Ралли бывают одно-, двух- и трехдневные на дистанцию от 350 до 1500 километров и многодневные, подобные марафонам Лондон — Сидней (16 000 километров), Лондон — Мехико (25 000 километров), «Тур Европы» (13 000 — 15 000 километров). У нас же речь пойдет об однодневных и двухдневных соревнованиях, либо проводимых только для автолюбителей, либо тех, в которых они могут участвовать наряду с другими спортсменами-новичками, выступающими на клубных машинах. В программе таких ралли обычно дорожные соревнования (500—700 километров) и несколько дополнительных: слалом, скоростные участки, фигурное вождение и другие.Спортсмены получают перед соревнованиями схему маршрута и маршрутный лист. В схеме — выкопировка с карты местности, по которой проходит трасса, с нанесенными на ней узловыми пунктами. В листе указывается, где находятся пункты контроля времени (KB), места дополнительных состязаний, расстояния и норма времени. Судейские коллегии нередко применяют и необъявленные пункты внезапного контроля (ВКВ), цель которых сдерживать спортсменов от недопустимого опережения расписания. Они в документах не указываются, а только оговариваются в положении о соревнованиях. Организатор может выдавать к этим материалам легенду на весь маршрут или на отдельные его отрезки. На ней условными обозначениями помечены сложные участки пути, пересечения, дорожные развязки, мосты, крутые повороты и т. д. Рядом с водителем всегда находится штурман. Он следит за специальными раллийными приборами, сверяя их показания с маршрутными документами, помогает водителю управлять машиной, следя за легендой и предупреждая о приближении труднопроходимых мест, предстоящих изменениях в направлении движения. Если дистанция ралли большая, то на какое-то время штурман занимает место водителя, чтобы дать ему возможность отдохнуть. Мы попытались дать лишь общее представление об этих соревнованиях, поскольку более конкретно о важнейших составляющих ралли пойдет речь в следующих статьях. В. ЩАВЕЛЕВ, заслуженный мастер спортаУЧАСТОК ТРАССЫ РАЛЛИ И ЛЕГЕНДА, СОСТАВЛЕННАЯ ДЛЯ ЭТОГО УЧАСТКАРлссюзРАССТОЯНИИ ние от МРЖДУ ориентиРАлгиЛегенда читается сверху внизИНФОРМАЦИЯ18 2,1 1,4 1,8Условное обозначения: начало населенного пункта конец населенного пункта > направление движения мостWц38,5 39.9 Ц? 43,9 44,8 45,1 45,9 47,Z\<редяево )*s X/Yi2.1 511 0,6 51,7 1,4 53,1 3.9 57,0 42| Юр НЕ ВО •\Wju*eistr\ tСТАРТЪ-7р. ПРОНЯ |<~3/ЮБИНО9\2,2 0,9 0,3 0,8 1,3fiСУТбР)\18 4?1финиш D-7\Серко&о\ 1612 {Попов iKB-4V\С£ЛЖГВТГ\0,7 0,7 0.2 0.9>Ёзадавсветофор железнодорожный переезд километровый столбV t1-\Х \Юрнево у1.5 2.4CDТ~йУТАИ. . . . . . . .21