12
13
СХЕМА ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕРКИ Нет искры на свечах зажиганияОДвигатель не пускаетсяСистема пуска исправнаI\I• *Проверить первичную цепь, размыкая и замыкая контактыПроверить систему пускаНет искрыХорошая искраСистема пуска неисправнаПроверить контакты , ' п рименяя отвертку как нонтактПервичная цепь и катушка исправны1мм» • • «м»Система зажигания исправнаi1Проверить систему зажигания Нет искры Система зажигания неисправна Проверить искру, отсоединив от цепи конденсатор-тя> «*JХорошая искраКонтакты прерывателяПроверить систему питания Нет искры Система питания неисправна3Проверить вторичную цепь, размыкая и замыкая контактыUчистыеХорошая искраСистема питания исправнаУСтартер не вращаетсяПроверить компрессию в цилиндрахI IПробит конденсатор. »СХЕМА ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫПУСКАО1Нет искрыIIХорошая искраПроверить ротор, I' удерживая провод на Неисправны ротор,! расстоянии 5 — 6 мм от него | к рышка или свечи ! зажигания .>,Проверить батарею, включив фары и стартер"*1Стартер не вращается Фары гаснутНет искрыХорошая искраILСХЕМА Разряжена батарея 'Ротор в порядкеI .Неисправен ротор' |Проверить надежность соединения наконечников проводов батареи, провернув наконечники на клеммах батареи при слегка освобожденных зажимах |ПРОВЕРКИСИСТЕМЫПИТАНИЯО1Стартер не вращается Стартер вращается Проверить включатель зажигания , закоротив клеммы стартераНе поступает топливо во впускной трубопровод при нажатии на педаль газа Проверить бензонасосНет топлива , Нет контакта на , I наконечниках или • клеммах батареи • >Проверить трубопровод засасыванием Стартер не вращается Стартер вращается Засасывается воздух•Неисправен карбюраторItТопливо не засасывается Неисправен включатель зажигания . I <1Топливо засасываетсягСнять стартер и проверить на стендеTL.ZZTJ LL— *— — ~1 | ——Г~— —"""ЛНет топлива ' ' в баке, течь | I _ , Трубопровод HVVM ' в трубопроводе вакуум e засорен, i Ie ныи «замок»)1 ^LitНеисправен бензонасосI КЛУБВТОЛЮБИТЕЛЬПутеводитель по неисправностямНа сотом заседании в нашем «Клубе» (1972, № 7, стр. 8) был опубликован «Путеводитель по неисправностям», составленный В. Б. ЯКОВЛЕВЫМ (ныне заместитель главного конструктора АЗЛК). Как показала редакционная почта, этот «путеводитель» многим помог в обращении с машиной. С тех пор прошло почти пять лет, и снова появились письма о нем, но уже другого характера: просят повторить «путеводитель» на страницах журнала. Что ж, вероятно, это закономерно. Ведь за прошедшие годы у нас появилось немало новых читателей, а тот номер журнала давно стал библиографической редкостью. И вот сегодня мы возвращаемся к старой теме, чтобы снова проследовать по пути возможных причин отказа в работе двигателя нашего автомобиля. Еще вчера вечером (а может быть день или два назад) все отлично работало. Вы нормально доехали до дома и поставили машину на стоянку. А сегодня ваш безотказный раньше автомобиль капризничает, двигатель не желает пускаться. Что же случилось и как его «вразумить»? С чего начинать? На схеме показана, достаточно наглядно вся последовательность поиска, а значит и ремонта. Но сделаем всетаки несколько пояснений. Итак, первое — система пуска, то есть стартер и все, что с ним непосредственно связано. Поворачиваем ключвращает ли стартер коленчатый вал с требуемой скоростью? Если нет — ясно, где искать отказ. Если все нормально — проверим другие системы. Что еще, кроме стартера, нужно двигателю для пуска и работы? Хорошая искра на свечах и подача рабочей смеси в камеры сгорания. То есть исправность систем зажигания и питания. В таком порядке и продолжаем. Освободим от наконечника одну из свечей, поднесем провод на 10—12 ммк «массе» (любой металлической детали, соединенной с кузовом автомобиля), включим зажигание и провернем коленчатый вал. Проскочила сильная голубая искра от провода к «массе»? Нет? Проверим еще раз. Нет? Поищем в зажигании. Если же искра есть — остается обратиться к системе питания. Хотя, как правило, отказы в ней не бывают внезапными, а также не особенно влияют на пуск двигателя — больше на его работу. Снимем крышку воздушного фильтра («Жигули», «Москвич—412» и «2140») и, заглядывая в горловину карбюратора, резко нажмем на рычажок, приводящий дроссель. При исправной подаче топлива из распылителя должна сильно брызнуть струйка бензина. Теперь более подробно о работах с каждой системой. Очередность операций сверяем со схемой. Когда не работает стартер, вначале проверим состояние аккумуляторной батареи. Включим дальний свет фар и стартер. Если фары гаснут или их свет заметно ослабевает — причина в аккумуляторе. Зарядим его, проверим плотность электролита, исправность батареи в целом и каждой банки отдельно. Не часто, но порой все-таки случается короткое замыкание пластин в одной из банок. Тут подзарядка не поможет — придется заменять аккумулятор. Затем проверим соединения проводов с «плюсовой» и «минусовой» клеммами ис кузовом автомобиля. Слегка ослабим стягивающие болты и попробуем ненамного провернуть наконечник проводов на клеммах. Снова затянем. Иногда помогает — естественно, когда причина отказа здесь. И последнее, что доступно самому владельцу машины, — определить исправность замка зажигания. Если при включении «накоротко», то есть соединении подходящим проводником соответствующих клемм замка, стартер «оживает» — надо менять контактную группу или весь замок в сборе. В случае, когда и этот путь привел в тупик, без снятия стартера и «хирургического» вмешательства во «внутренности» тягового реле не обойтись. А значит, придется обратиться на СТО к специалистам. Но это уж крайность, хоть и возможная. Другой вариант: стартер работает пормально, а двигатель не пускается. Сначала вспомним, не было ли какихнибудь «сигналов» накануне и каков был характер самого отказа. Если даже «не схватило» ни разу, скорее всего, дело в системе зажигания. К сожалению, для очень многих автолюбителей эта система «терра инкогнита» — неизведанная область. Действуем по схеме. Поиск «искры» начинаем с того, что, сняв крышку и ротор с распределителя, проворачиваем коленчатый вал (пусковой рукояткой или за ремень вентилятора) до полного смыкания контактов. Затем включаем зажигание, вынимаем из крышки центральный провод, подносим его конец на расстояние 10—12 мм к «массе» и размыкаем несколько раз контакты лезвием отвертки. При этом будьте осторожны — не замкните отверткой контакт на «массу». С провода на «массу» должна проскочить хорошая голубая искра. Она свидетельствует, что первичная цепь и катушка зажигания исправны. Если искры нет, нужно определить, кто виноват — конденсатор, контакты или сама цепь. Еще раз провернем коленчатый вал (до размыкания контактов) и лезвием замкнем подвижный контакт с нижней пластиной распределителя. Если в этом случае искры нет, значит контакты не виноваты и, скорее всего, дело в конденсаторе. Снимем его (не отсоединяя провода) и, исключив контакт корпуса конденсатора с «массой», повторим проверку отверткой. Появление искры свидетельствует о том, что пробит конденсатор, и его надо заменить. Отсутствие искры говорит о возможном обрыве в проводе от подвижного контакта до зажима первичной цепи. Проверка вторичной цепи — главным образом визуальная. Внимательно осматриваем провода высокого напряжения, крышку и ротор распределителя: нет ли трещин, повреждений или (на крышке изнутри) следов угля. Чтобы проверить ротор, к его верху поднесем на 5—6 мм вынутый из крышкиСлева направо: точки, в которых проверяется надежность соединении проводов; отсюда должен брызнуть бензин; следите — есть ли «искра»; проверка контактов.«За рулем» М 4Ь