Общий вид диагностической линии.Проверка эффективности торможения.На дороге случилось несчастье. Потерпел аварию автомобиль, пострадал водитель. Откуда ждать помощи? Только от человека, путь которого проходит через место аварии. И хорошо, если в скором времени. Чаще всего таким человеком оказывается наш коллега,, водитель. Как же он поведет себя, оставшись один на один с бедой? Хватит ли ему сознательности, мужества, чувства долга, умения, наконец, чтобы помочь пострадавшему, находящемуся иной раз между жизнью и смертью? Получить ответ на эти вопросы — такой была цель эксперимента, проведенного редакцией на одном из подмосковных шоссе. О нем и рассказывалось в репортаже «На 59-м нилометре», опубликованном в январском номере журнала за нынешний год. Увы, наш тест показал, что многим водителям необходимых качеств недостает. Как и следовало ожидать, разговор о моральном климате дороги не оставил наших читателей равнодушными. В редакционной почте уже немало писем-откликов. Получили мы сообщения о том, что выступление журнала стало предметом обсуждения в коллективах крупнейших автотранспортных предприятий Московской области ив первичных организациях общества «АвтомотолЮбитель». И конечно, на несколько таких собраний выезжали корреспонденты журнала. Отраден сам факт: столь серьезное внимание к одной из важных проблем безопасности на автомобильных дорогах, затрагивающей жизненные интересы многих тысяч людей; столь оперативно сделанные первые шэги организациями, от которых во многом зависит успешное решение этой проблемы. Отрадно, что в подавляющем большинстве выступавшие на собраниях были единодушны: помочь товарищу, попавшему в беду, — гражданский долг водителя; «прятаться в кусты» — по меньшей мере трусость. Но... Вот об этих «но», которые наводят на размышления, нам и хотелось бы повести речь в продолжение начатого разговора, а может быть, и в развитие темы. Первое «но», прозвучавшее на собрании водителей в ATK 1130 (кстати, в этом коллективе трудится один из «героев» нашего репортажа — В. Спасов), выглядело так:— Аварий на дорогах немало, что же — возле каждой машины останавливаться? А потом объяснения, разные акты и протоколы, весь рабочий день насмарку. А план за тебя кто выполнять будет? Что ответить на это? Что планы планами, а самое дорогое в нашей стране жизнь человека? Напомнить, что ради спасения нуждающегося в помощи вылетают в пургу, рискуя жизнью, летчики; что, спасая тонущего, меняют курс океанские лайнеры; что бросаются в огонь случайные прохожие, вызволяя людей из пожара. Но это всем хорошо известно. Для советского образа жизни просто противоестественно отвернуться от погибающего. Да и план любой ценой никому не нужен. Все это азбучные истины. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что подобные соображения высказывались не столь уж часто. Больше говорили о другой причине «дезертирства». — Остановишься возле пострадавшего, и вот первая забота — к ак доказать автоинспекции, что не ты виновник аварии. Часто работники ГАИ с излишней подозрительностью и недоверием относятся к свидетелю аварии, ставят его в положение человека, вынужденного оправдываться, разговаривают с ним не какс желанным помощником, а как с противником, которого следует разоблачить. А потом нескончаемые вызовы и допросы в качестве свидетеля. Вот многие и едут мимо. Так сформулировали этот довод О. Золотаревский, В. Спицын — водители коломенской автоколонны N» 1129. — Если увижу, что кто-то уже остановился у места аварии, тогда обязательно остановлюсь и я, — эти слова можно было часто услышать на собрании водителей люберецкого грузового автотранспортного предприятия № 1. В них сквозит, как видите, та же опаска. — Притормозит человек возле места аварии, отвезет пострадавшего в больницу, а потом его начинают вызывать в ГАЙ, допрашивают, словно он не доброе дело совершил, а преступление. И времени много потеряет, и репутация на работе пошатнется: зря в милицию не вызывают! Вот и смалодушничает водитель в следующий раз, проедет мимо, — говорил и Н. Бакаст, председатель гараж-«НА 59-м КИЛОМЕТРЕ»ного кооператива «Дружба» в городе Одинцово. Мы не случайно так детально остановились на подобных высказываниях. Это очень серьезный факт. Тут уже иные соображения — нежелание быть «втянутым» в следствие, боязнь, что придется доказывать свою невиновность. Это тревожный симптом, который, на наш взгляд, говорит о слабости, если не о полном отсутствии правовой пропаганды в коллективах автопредприятий, среди владельцев личных машин. Люди попросту не знают законов, не ведают о долге гражданина помогать правосудию своими свидетельскими показаниями, не имеют представления о положениях, защищаю-26 Раскрылись ворота, и « М осквич » въехал на пост диагностической линии. П ри боры имеханизмы приступили к серье знойи беспристрастной проверке техн ического состояния машины, е ерегули ровке. Вначале они довели до нормы давление воздуха в шинах, о пределили сод ержание окиси углеродав отработавших газах, правильность установки фар. Над осмотровой канавой, о борудованной быстродействующим гидравлическим подъемником , были проверены рулевое управление, герметичность трубопрово дов и узлов тормозной системы, х одо вая часть, подвеска и трансмиссия. Но вот при съезде с канавы сработал зум м ер , и на шкале загорелась красная лампочка. Это умный приборзафикси ровал неправильное схождениеперед них колес. Всего за 21 минуту автомобиль был полностью осмотрен и проверен. Да разве кого-нибудь этим удивишь? Экспресс-диагностика автомобиля по силам сейчас многим СТО, не говоря ужео крупных автотранспортных предприятиях. Н о это первая в стране диагностическая станция, которой распоряжается ГАИ . Появилась она вЛенинграде . В течение года здесь могут пройти осмотроколо 35 тысяч легковых машин , 17 тысяч грузовых, в том числе автопоездов, и автобусов. Большая часть работ механизирована, и качество их, к о нечно, не сравнить стехосмотром «вручную».а mоX XZс «а охо а. о!° 1•IiI2аа оаснос•j— Д ажезимойу нас была горячая пора, — рассказывает начальник станции майор милиции Ю . Булкин. — В предвыходные дни внеочередной технический осмотр проходило около 70 автобусов, у возящих за город любителей рыбной ловли и охоты. Станция обслуж ивает автомобили таксомоторных пред приятий и других автохозяйств. Здесь проходят ежегодный технический осмотр машины индивидуальных владельцев близлежащих пяти районов города. А кроме того, на станции проверяются все автомобили, побывавшие в авариях. Станция совсем молода. Но мы ужеможем говорить о результатах работы. В городе намного улучшился контроль за техническим состоянием транспорта. Повысилась безопасность движения. Ю. БРАУН,заместитель начальника отделения пропаганды Управления ГАИг. ЛенинградПОД ТАКИМ ЗАГОЛОВКОМ В ЯНВАРСКОМ НОМЕРЕ ОПУБЛИКОВАНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО РЕДАКЦИЕЙ СОВМЕСТНО С ГАИ ЭКСПЕРИМЕНТА. МНОГИЕ ВОДИТЕЛИ, ПРОЕЗЖАВШИЕ МИМО МЕСТА «АВАРИИ», НЕ ПЫТАЛИСЬ ИЛИ НЕ УМЕЛИ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ. ПОЧЕМУ! ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС МЫ ИЩЕМ ВМЕСТЕ С ЧИТАТЕЛЯМИгде обсуждалось выступление журнала, А. Зернов, председатель комиссии по безопасности движения одинцовского горсовета общества «Автомотолюбитель». — Теперь применяются совершенные методы автоэкспертизы, позволяющие в самых сложных случаях определить истинного виновника аварии. Это на самом деле так> Но надо, чтобы об этом знали все водители, такова задача правовой пропаганды. В то же время, видимо, не всегда безосновательны упрекив адрес работников следственных органов. Дело, конечно, не в излишней подозрительности, а в плохой организации работы. Иногда, действительно, доле свидетеля не позавидуешь. Его бесконечно отрывают от работы, заставляют терять уйму времени там, где можно было обойтись буквально одним допросом. С ростом квал ификации работников дорожного надзора и следователей такие факты становятся все более редкими, но, думается, н ужныи меры для организации более четкой работы по расследованию дорожных происшествий. И наконец, о третьей и весьма существенной причине, по которой порой остаются без помощи пострадавшие при авариях. Об отсутствии у водителей медиц инских знаний. Правда, П. Шарапов из AT К 1130, процитировав фразу из репорт ажа , усомнился в том, что есть люди, которые не знают, что делать с нашатырным спиртом: — Ясно что. Дать понюхать! Но когда на собрании был задан общий вопрос «чем еще можно помочь пострадавшему?», посыпались такие советы, которые привели бы медиков вужас , скаж ем , «хорошенько потрясти» потерявшего сознание. Со всей очевидностью выяснилось, что и многоопытные водители, асы своего Дела, о кажутся беспомощными наедине с раненым. Многие не умеют обращаться с имеющейся в маш ине аптечкой, не могут оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему при аварии, не знают основ его транспортировки. Правда, занятия и экзамены по такому санминимуму предусмотрены теперь учебными программами подготовки водителей. Нощ их личность свидетеля. И наладить так ую пропаганду совершенно необходимо. В штате автотранспортных объединений икрупных предприятий имеются Юрисконсульты, немало специалистов права и среди актива обществ «Автомотолюбитель», наконец, несложно пригласить на лекцию работника прокуратуры , суда. На случаях из судебной практики надо показывать ещеиеще раз, к акое огромное значение для установления истины имеют показания свидетелей, к ак часто они могут облегчить участь своего же коллеги шофера. — Сейчас нинаких оснований опасаться стать без вины виноватым быть не может, — говорил на одном из собраний,большинство работающих за рулем учились по старым программам и ничего этого «не проходили». А время не терпит. Руководители автопредприятий, где обсуждалось выступление журнала , сообщили нам о своем решении начать регулярные занятия по санитарной подготовке. Председатель президиума московского областного совета общества «Автомотолюбитель» В. К ашкин заявил о решении не только отводить этим вопросам место и время на ежегодных техминимумах, но и включать задания по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в авариях в программу соревнований по автомногоборью и авторалли. Хорошую мысль высказал и А. Зернов: — А птечку для автомобилистов нужно выпускать вместе скраткойинструкциейо том, к ак ею пользоваться, в каких случаях применять те или иные медикаменты, к ак перевязывать раненого. Думается, что это предложение должно быть реализовано в самый короткий срок. Его осуществление увеличит цену аптечки на копейки , а пользу принесет неоценимую. В заключение еще раз подчеркнем единодушие, с которым участники прош едших обсуждений репортажа «На 59-м километре» признали первостепенную важность поднятой журналом проблемы. Рассмотрев разные ее аспекты и осудив малодушие, водители пришли к единственно правильному выводу. Наиболее краткои исчерпывающе он сформулирован в решении коллектива объединения «Щелковавтотранс»: «Оказание помощи попавшим в беду при дорожно-транспортных происшествиях — первейший долг каждого водителя». Этим материалом тема, разумеется, не исчерпана. Мы готовим к публикации обзор писем читателей, самых, к ак говорят, заинтересованных в этом ' вопросе лиц. Мы ждем ответа Министерства здравоохранения: к ак быстрее и доходчивее, на каких пособиях можно обучить водителей приемам доврачебной помощи пострадавшим при авариях. Мы надеемся, что свое мнение по вопросам, возн икшимв ходе обсуждения журнального выступления, в ыскажути работники Госавтоинспекции, прокуратуры, суда, общества «Знание». 27